Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество29 августа 2003 16:00

Летчик Геннадий Осипович: Я не сбивал корейский «Боинг» с 269 пассажирами!

Пассажирский самолет нарушил тогда границу СССР и углубился в наше воздушное пространство на 650 км от международной трассы, а параллельно с ним, но в безопасной зоне, как написали позже, шел самолет-разведчик. Получив команду с земли, летчик Геннадий Осипович выпустил по лайнеру-нарушителю две ракеты.
Источник:kp.ru
Этот снимок был сделан через 10 лет после трагических событий. Осипович держит газету с портретами пассажиров, погибших в сбитом им «Боинге».

Этот снимок был сделан через 10 лет после трагических событий. Осипович держит газету с портретами пассажиров, погибших в сбитом им «Боинге».

В понедельник, 1 сентября, исполнится ровно 20 лет с того дня, как в небе над Сахалином советский истребитель Су-15 сбил «Боинг-747», совершавший рейс Анкоридж - Сеул. Пассажирский самолет нарушил тогда границу СССР и углубился в наше воздушное пространство на 650 км от международной трассы, а параллельно с ним, но в безопасной зоне, как написали позже, шел самолет-разведчик. Получив команду с земли, летчик Геннадий Осипович выпустил по лайнеру-нарушителю две ракеты.

«Мне сказали завалить, я и завалил!»

Маленький хуторок «17 лет Октября» под Майкопом. Симпатичный бело-зеленый домик. Здесь живет с супругой Людмилой подполковник в отставке Геннадий Николаевич Осипович. В следующем году ему исполнится 60 лет.

- Определить, что это именно «Боинг», я сначала не мог, - вспоминает Геннадий Николаевич. - Он далеко шел. А когда я приблизился, то увидел, что горят два ряда иллюминаторов. Людей я в салоне не видел. Особо не увидишь с трехсот метров. Потом мы корректировали запись нашего с землей радиообмена. Сделали так, будто я доложил: «Мигалка» не горит». Чтобы убедить мир, будто мы не знали, что самолет гражданский. (Гражданские самолеты обязаны всегда идти с «мигалками» - включенными навигационными огнями. А военные - нет. - Прим. ред.) Хотя я честно докладывал, что «мигалка» горит. Чтобы на земле поняли, что это гражданский.

Я считаю, на сбитом самолете был только экипаж. И, очевидно, разведчики. Они думали, что включатся наши наземные средства ПВО и они все их зафиксируют. Я ведь говорю то, что знаю. Я - исполнитель. Мне сказали: «Хорек!» Я и не буду говорить, что это суслик. Сказали: «Завалить!» - завалил.

Версия Осиповича: пассажиров на борту не было!

- Мне кажется, что «Боинг» с пассажирами сбили американцы, - продолжает рассуждать Геннадий Николаевич. - Им нужна была провокация. Выйдет - хорошо. Не выйдет - тоже. ЦРУ все было выгодно. Так вот, было два самолета. Я сбил не пассажирский, а разведчика. (В то время газеты писали, что самолеты шли так близко один от другого, что на радарах на земле их метки временами совпадали. - Прим. ред.) А лайнер с пассажирами сбили американцы, чтобы потом заявить, что СССР - империя зла! И убедить мир в том, что на самом деле разведчика не было!

- А вы как-то дату 1 сентября отмечаете?

- Раньше... Ну как отмечал? Собирались в кругу семьи или на работе. И - за мою, так сказать, профпригодность... Ведь я сумел завалить самолет! А это же не так просто! А сейчас уже не отмечаю. И не выпиваю месяцев десять.

«У меня остался только шкурный вопрос»

Пенсия у подполковника пять с лишним тысяч рублей. На досуге он читает детективы. И помогает по хозяйству жене и детям.

- У вас после этой истории остались хоть какие-то вопросы?

- Вопросов у меня нет. Кроме одного. К начальству. Шкурного. Многие получили у нас за сбитый мной самолет двойные оклады. Все, кроме меня. Есть справедливость? А про орден даже говорить не хочу! Вручили через год! «За успехи в боевой и политической подготовке».

- Орден Красного Знамени?

- Если бы! Знамени! Орден Красной Звезды, который всем дают! А я ведь выполнил боевую задачу!

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

СССР уже не мог, а США уже хотели

Пилот Осипович в 1983 году сделал, к сожалению, исторический выстрел. И сбил все-таки не разведчика, а корейский пассажирский лайнер. В чем историчность? В том, что Осипович попал, как в жернова, меж двух супердержав. Империя СССР уже умирала, но ее пилоты еще выполняли команды беспрекословно. И Союз все еще хотел доказать, что он крут. А империя США тогда впервые почувствовала, что можно рвануться в политический центр мира, и ошалела от ощущения собственной безнаказанности. По большому счету, вторжение США в Афганистан и Ирак началось над Сахалином. То же наглое и безоглядное самоутверждение за счет других государств, как проверка в 1983 году СССР за счет Кореи.

И не стоит, наверное, рассуждать о морали или аморальности этой последней схватки империй перед новым переделом мира. Запомним просто, что цена «проверки» - 270 убитых душ: 269 - пассажиров рейса 007, и одна - пилота, выполнившего команду.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Что записали «черные ящики» сбитого «Боинга»?

В 1983 году наши военные подняли с морского дна обломки самолета, фрагменты тел и - главное - два «черных ящика». Анализ бортового самописца, фиксирующего параметры полета, показал, что сразу после взлета в Анкоридже самолет взял неверный курс на 12 градусов правее, чем требовалось, и весь полет следовал им (а не отклонился от трассы во время полета, как утверждали американцы). При этом пилоты докладывали на землю не соответствующую действительности информацию, что проходят через точки международной трассы. Получается, южнокорейские пилоты (в прошлом военные) сразу ввели неверные данные в две курсовые и три навигационные системы.

Из последних минут радиообмена корейских пилотов с японским диспетчером следует, что на борту, возможно, полная паника, шум, возгласы: «Дым... Разгерметизация! Не получается!» Многократно повторяется фраза: «Экстренное снижение, застегните ремни, наденьте маски».