Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды18 сентября 2003 12:12

Сухоруков похож на Мандельштама, а Харатьян - на Хлебникова

12 актеров даже не стали гримировать: в новом сериале, который готовится на телеканале «Культура», они играют великих российских поэтов Серебряного века
Источник:kp.ru

Режиссер Виталий Максимов завершает работу над 12-серийным художественно-документальным телесериалом «Серебро и чернь» по одноименной литературоведческой книге Льва Аннинского. Последний стал и автором сценария, и ведущим телецикла. Каждая серия длится 26 минут и посвящена одному из 12 блестящих отечественных поэтов Серебряного века. Сериал должны показать в ноябре на канале «Культура». Вот что рассказал нам режиссер:

- Аннинский предлагал привлечь актеров старшего поколения - Баталова, Козакова, Юрского, Демидову. Они все читают стихи замечательно, но... Мне же хотелось привлечь актеров, которые ближе по возрасту к персонажам. Я даже не стал их гримировать. Каждого «человека, похожего на поэта» (с моей точки зрения) внешне или внутренне, растворял в современной среде. Просто чтение стихов с экрана в наше время - скучно. И тогда мы стали снимать поэтические видеоклипы.

Я не мог платить актерам, как в художественном кино, по 1000 долларов в день. В нашем проекте - совсем другие деньги. Но актеры соглашались, потому что тоскуют по чтению стихов. А вот Шурик Лазарев вообще бесплатно снялся. Еще я очень благодарен телеканалу «Культура» и продюсеру Екатерине Андрониковой, которые сосредоточили внимание на столь сложном и нерейтинговом материале, как поэзия.

Сухоруков снялся в пальто Бодрова

Виктора Сухорукова (Осипа Мандельштама) режиссер встретил прямо на пороге дома, когда актер вернулся из Питера.

- Максимов ждал меня на лестничной клетке и сразу сказал: «Ну, ставь свои манатки - начинаем снимать», - рассказывает Сухоруков. - Я поставил вещи в прихожей. Надел пальто. Он дал мне котелок и тросточку - и мы начали работу прямо в подъезде. Я тяжело шел по лесенкам, улыбался, грустил, задумчиво разглядывал стены и двери квартир. Потом я, озвучивая этот эпизод, за кадром читал стихи: «Я вернулся в свой город, знакомый до слез...» Мандельштам писал это о Петербурге. А я читал о Москве, так как именно в этот день въехал в свою московскую квартиру...

Сухоруков снимался в пальто, которое ему подарил Сергей Бодров после работы над «Братом-2». Если помните, в конце этой картины Данила в пальто несется вместе с проституткой Мерлин по аэропорту, удирая из Америки. Сухоруков долго не надевал - стеснялся. И впервые примерил пальто за день до смерти Бодрова в Кармадонском ущелье...

Харатьян верит в магию чисел

Дмитрий Харатьян (Велимир Хлебников) признался, что много нового узнал о поэте в ходе работы над проектом.

- Любопытно: я так же, как и Хлебников, верю в магию чисел, цифр. У поэта многое было связано с числами, и он выстраивал свою жизнь, отталкиваясь от них. А у меня, например, знаковое число - 21. Я родился 21 января. В этот же день родилась моя дочь. У меня номер военного билета 21. 21-го меня призвали в армию. Мало того: 21+1 = 22. Это день рождения моей жены и номер моей квартиры. Вот 21 и 22 - два знаковых числа в моей жизни...

Федосеева-Шукшина впервые читает стихи

Лидия Федосеева-Шукшина (Анна Ахматова) никогда стихов не читала. В смысле вот так - для слушателей, зрителей. Ни за кадром, ни в кадре. Впервые она сделает это в сериале «Серебро и чернь».

А другую русскую поэтессу, Марину Цветаеву, сыграла жена Харатьяна - Марина Майко. Ради одного финального кадра ее возили в Тарусу. Там, на изгибе берега Оки, Анастасия Цветаева установила камень в память о сестре. На камне написано: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Вот Майко и повезли в Тарусу, чтобы снять на фоне этого камня. Марина чувствовала себя неважно, но перенесла съемки мужественно. А сразу после них легла в больницу.

Ефремов устроил скандал в бутике

На роль Игоря Северянина сначала хотели пригласить Гарика Сукачева. Но потом решили позвать Михаила Ефремова.

- Съемка была провокационная, - рассказывает Виталий Максимов. - Внешне Ефремов на Северянина не похож. Но «человеческое ефремовское» и «человеческое северянинское» совпало. Поэт очень тяжело переносил изменения в России и подвергал остракизму Запад. Это проявилось в его стихах. А у меня такие этюды возникли: выходим мы на Тверскую, где живет Ефремов, и идем мимо бутиков. Россия - но не та. И вот мы в бутик заходим, не предупредив администрацию о съемке. Причем Ефремов обращается к присутствующим с шуточкой: «Вы все еще кипятите?» А следом за ним - как в рекламе - оператор с камерой. И тут же охранники на нас кидаются. А мы все снимаем. Скандал я потом отрезал, а психофизическое состояние Ефремова осталось на пленке - настырность, которая, с моей точки зрения, была и в Северянине.

Неизвестное интервью возлюбленной Маяковского

Будут и настоящие сенсации. В серии о Борисе Пастернаке впервые прозвучит фонограмма обвинительной речи председателя КГБ Семичастного: после публикации на Западе «Доктора Живаго» тот сравнил поэта со свиньей, нагадившей в своем огороде.

В серии, посвященной Владимиру Маяковскому (актер Владимир Епифанцев), зрители увидят последнее (и единственное!) интервью актрисы Вероники Полонской, возлюбленной поэта. Она, единственный свидетель его гибели, рассказывает, что в комнате негде было спрятаться агенту ГПУ, и с улицы никто стрелять в Маяковского не мог, так как события происходили на четвертом этаже. «Единственный, кто мог убить Маяковского, это я. А я его не убивала!»

Эта пленка пролежала у режиссера 13 лет. Не показывал Максимов ее никому, «задушив в себе репортера, который гонится за жареным».

- Она не хотела говорить об этом принародно, и я не стал показывать. Только сейчас пришло время...

КТО КОГО ИГРАЕТ?

Александр Блок - Александр Лазарев-младший.

Велимир Хлебников - Дмитрий Харатьян.

Николай Клюев - Владимир Иванов-Ведякин, актер ТЮЗа.

Николай Гумилев - Саид Багов, ведущий актер Театра современной пьесы Иосифа Райхельгауза.

Игорь Северянин - Михаил Ефремов.

Владислав Ходасевич - Андрей Руденский.

Анна Ахматова - Лидия Федосеева-Шукшина.

Марина Цветаева - Марина Майко.

Владимир Маяковский - Владимир Епифанцев.

Сергей Есенин - Сергей Стеблов (сын Евгения Стеблова).

Борис Пастернак - Евгений Стеблов.

Осип Мандельштам - Виктор Сухоруков.