Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды25 сентября 2003 11:52

«Москва слезам не верит»: Гошей мог стать Виталий Соломин, Катериной - Валентина Теличкина

Ровно 25 лет назад молодой начинающий режиссер Владимир Меньшов взялся за производство фильма «Москва слезам не верит» по сценарию Валентина Черных. Тогда никто не мог предположить, что этот фильм станет классикой советского кинематографа и любимым гостем в каждом доме рядового россиянина.
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА

Ровно 25 лет назад молодой начинающий режиссер Владимир Меньшов взялся за производство фильма «Москва слезам не верит» по сценарию Валентина Черных. Тогда никто не мог предположить, что этот фильм станет классикой советского кинематографа и любимым гостем в каждом доме рядового россиянина. Зрители называют картину лучшим фильмом за сто лет существования российского кино. Вся страна дружно усаживается смотреть выученную наизусть киноповесть в сотый раз, как в первый. А теперь попробуем представить главных героев картины в исполнении не привычных Баталова, Алентовой, Рязановой, а в образе других, тоже замечательных актеров. Пофантазировать нам помогут фотопробы из архива «Мосфильма». Гоша - Соломин, Меньшов, Баталов? Мало кто знает, что главную мужскую роль в картине «примеривал» на себя и режиссер фильма «Москва слезам не верит» Владимир Меньшов. В архивных документах я нашла обсуждение худсоветом его проб, мол, «Меньшов - хороший актер», но его герой «очень похож на предыдущую работу, это насторожило». Усомнившись, я задала вопрос самому Владимиру Валентиновичу: «Кто он, этот В. Меньшов?» «Это был я, - подтвердил Владимир Валентинович. - Я действительно пробовался. Дело в том, что у Валентина Черных, во всех его сценариях как бы один и тот же мужской образ с вариациями. И если чуть-чуть ярче станешь его делать, то сразу же получается хам. Прочитайте текст Гоши - и вы увидите такую большущую опасность. Во всех разговорах Гоши должны быть внутренняя интеллигентность, обаяние. Мне два раза удалось так сбалансировать в фильмах по сценариям Валентина Черных «Человек на своем месте» Алексея Сахарова (мой дебют в большом кино) и «Собственное мнение» Юлия Карасика. Сахаров в следующий фильм по сценарию Черных «С весельем и отвагой победителей» взял другого актера, обидевшись на меня за что-то, и у этого другого актера получился не победитель, а именно неприятный самонадеянный тип! Потому-то мы столько времени искали актера на роль сорокалетнего Гоши. Пробовали Виталия Соломина, Игоря Охлупина. Был момент, когда я в отчаянии сказал, что, если уж совсем не найдем, тогда буду я играть, и мы в запас сделали мою пробу. На счастье согласился играть Алексей Баталов, который сначала не хотел играть. Его приняли без всяких проб». Катерина - Сайко, Терехова, Алентова? На роль Катерины приглашали Ирину Купченко и Маргариту Терехову. Но обе актрисы отказались. Купченко не понравился сценарий. А Терехова предпочла роль Миледи в «Трех мушкетерах». Образ Кати «примеривали» Наталья Сайко из Театра на Таганке и Валентина Теличкина. - Теличкину я совсем не помню! - признался Меньшов. - Сайко пробовалась с Виталиком Соломиным - Гошей. Я делал их кинопробу в электричке, наиболее цельная сцена. - Почему Сайко не подошла? - Отбор актеров был несколько паническим; мы до последнего сомневались, кто будет играть Гошу. Пока планировали Соломина, вроде бы неплохо смотрелась с ним Сайко. Но, утвердив Баталова, поняли, что у Алентовой с Баталовым - лучшая пара. А потом и весь актерский ансамбль под Алексея Владимировича выстраивался. Людмила - Сидоренко, Басова, Муравьева? На роль Людмилы режиссеру рекомендовали попробовать Титову, Болотову, Савельеву. - Я был начинающий режиссер и подчинялся многим требованиям «Мосфильма», - вздохнул Владимир Валентинович. - Но потом мои ассистенты звонили рекомендуемым актрисам, те говорили: «Нет, это неинтересно». Примерно так было и с ролью мамы Рачкова. Звонили и Лучко, и Макаровой, но они и слышать ничего не хотели, и я пригласил Евгению Ханаеву, которую, кстати, отстоял в своей первой картине «Розыгрыш», когда «Мосфильм» мне настоятельно рекомендовал Лидию Смирнову. - На роль Людмилы в архиве мы нашли фотопробу актрисы Татьяны Сидоренко из Театра на Таганке. - Смутно вспоминаю. Предлагал роль Анастасии Вертинской, но она активно не согласилась. А, увидев в одном телеспектакле Иру Муравьеву, понял - вот она, Людмила! Муравьева очень хорошо сыграла в картине... Сама Муравьева признавалась, что на просмотре фильма расплакалась, такой вульгарной ей показалась ее героиня, но после оглушительного успеха фильма («Москва слезам не верит» завоевала «Оскар») Ирина Вадимовна успокоилась. Антонина - Андрейченко, Польских, Русланова? Пробы Натальи Андрейченко и Людмилы Зайцевой в образе Тони режиссер не помнит, потому что планов по поводу этих актрис не строил. «Я звонил Гале Польских, которая обиделась, как я вообще ей такое играть предлагаю, - говорит режиссер. - Кандидатуру Нины Руслановой выносили на обсуждение худсовета, но интереснее образ выходил у Рязановой, попавшей в картину. А Русланова обиделась на нас за то, что ее не взяли». Раиса Рязанова признавалась, что характер Антонины ей очень близок: «Эта роль позволила мне прожить жизнь, которой у меня не было. Хотелось бы иметь основательного мужа, детей, квартиру...» Александра - Германова, Вавилова? «В моем «Розыгрыше» снялась целая плеяда молодых актеров, в том числе Дина Германова, которая теперь больше известна как Дуся Германова, актриса «Табакерки», и Наташа Вавилова, - рассказывает Меньшов. - Когда определились с Алентовой, то захотелось видеть в роли Александры - у них даже некое сходство есть - Вавилову Наташу. Но ее родители были категорически против съемок. Они ее устроили на курсы в МИД. И Наташа даже не подходила к телефону. Мы начали съемки без Александры, и тут мне пришла в голову счастливая мысль попросить Баталова съездить к родителям Наташи. Мы позвонили в дверь, нам открыли, перед Наташиными родителями стоял Баталов. Естественно, они были потрясены. А Баталов даже не знал, о какой девочке идет речь, но, когда ее увидел, попросил родителей: «Отпустите, не такая уж у нее большая роль. Наташа сможет сниматься и учиться». Родители дали согласие. А в итоге Наташа бросила курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой...». Николай - Кузьменков, Сморчков? Владимир Меньшов пробовал на Николая Юрия Кузьменкова: «Кузьменков - актер, который мне нравится. Но ассистент тогда привела двух актеров, которых я не знал и за которых ей очень благодарен. Это Боря Сморчков, мы его утвердили на роль Николая, и Саша Фатюшин, ставший в фильме Гуриным. Удивительно натуральные ребята - такая Россия настоящая!» Рачков - Видов, Жариков, Васильев? Олег Видов даже не ответил на предложение сыграть красавца-телевизионщика. Жариков, посмотрев сценарий, поморщился. Отказался и Прыгунов. «Володя Ивашов меня просто поразил своим контраргументом, - рассказывает режиссер. - Он сказал: «Как это я буду играть такого подлеца, бросившего женщину с ребенком!» Помню, хорошая проба была у Толи Васильева, тогдашнего мужа Тани Васильевой. Но он не был соблазнителем, этаким кумиром в глазах девочек, каким оказался Юра Васильев. Юра, хоть и был старше героя, прекрасно выглядел и вышел настолько неотразимым, что все женщины Советского Союза моментально поняли Катерину, влюбившуюся в этого красавца. Я иногда пересматриваю картину, когда ее показывают по телевизору, и вижу, что Юра действительно замечательно играл! К сожалению, он уже умер. Ушел недавно Саша Фатюшин. Басов давно умер - у него была крохотная роль, но блестяще сделанная. Ханаевой нет. Сколько времени минуло! За 25 лет все так изменилось... КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ: А чего это вы в темноте сидите? - Мы? Телевизор смотрим. (Александра, Гоша.) В квартиру всех пускать, никого не выпускать! (Николай.) Вечер перестает быть томным. (Гоша.) Все и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я мужчина. (Гоша.) Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Жора, здесь проживает? (Николай.) Наш человек! (Гоша.) Особые приметы имеются? Ну, там, шрам на лице... - Есть. У него после аппендицита шрам. (Николай, Катерина.) С бумагой в стране напряженка! (Людмила.)