Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды30 октября 2003 11:36

«Агония»: Петренко на роль Распутина утверждали... экстрасенсы!

Этот выпуск нашей рубрики «Фотопробы» мы посвящаем памяти выдающегося режиссера Элема Германовича Климова, ушедшего из жизни в минувшее воскресенье. Элема Германовича критики называют ключевой фигурой советского кинематографа.
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Распутин в фильме - А. Петренко (2); на эту роль пробовались В. Самойлов (1), М. Ульянов (3), Е. Лебедев (4), Е. Евстигнеев (5), А. Папанов (6).

Распутин в фильме - А. Петренко (2); на эту роль пробовались В. Самойлов (1), М. Ульянов (3), Е. Лебедев (4), Е. Евстигнеев (5), А. Папанов (6).

Этот выпуск нашей рубрики «Фотопробы» мы посвящаем памяти выдающегося режиссера Элема Германовича Климова, ушедшего из жизни в минувшее воскресенье.

Элема Германовича критики называют ключевой фигурой советского кинематографа. Фотопробы к самому любимому, непростому фильму режиссера «Агония» нам предоставил архив «Мосфильма».

Распутин - Евстигнеев, Папанов?

Немного в советском кинематографе найдется ролей, за которые самые талантливые актеры готовы «хоть жизнь отдать».

За роль Гришки Распутина в фильме Элема Климова «Агония» боролись такие титаны сцены, как Анатолий Папанов, Евгений Лебедев, Михаил Ульянов.

Вспоминает М. Ульянов:

- Когда Элем Германович меня пригласил попробоваться на Распутина, он рассказывал нам страшные подробности из жизни Распутина, например, как его тело закопали в одном селе ночью тайно, чтобы никто не видел, но это место все равно нашли...

Я пробовался с особым чувством. Такая мощнейшая роль - подарок в судьбе актера! Элем искал актера, внешне похожего на Распутина, с его белыми, страшными глазами... Я не был утвержден. Обидно! Но что ж поделать... Дальше мы с Элемом разошлись...

В архиве «Мосфильма» сохранилась стенограмма обсуждения худсоветом проб претендентов на Распутина.

Папанов и Смоктуновский не прошли из-за слишком знакомых лиц: «Распутин историческое лицо, важно, чтобы его играл новый актер».

Элем Климов на обсуждении резюмировал: «Мы посмотрели четырех Распутиных - Евстигнеева, Папанова, Маркова, Петренко. Они отобраны из многих, лучшие актеры этого возраста. Считаю, что не подходят Евстигнеев и Папанов из-за узнаваемости. Евстигнеев будет пользоваться наработанными штампами... Маркова я сначала не хотел пробовать, он человек сложный. У него мало красок, движения, но он фанатически хочет играть эту роль. Хотя в нем нет верования...

Серьезная кандидатура - Петренко. В нем есть сумасшедший глаз, но ему только 35 лет, очень молод для этой роли...»

В результате решили, что в Петренко все же больше природного гипнотизма. Когда Петренко окончательно утверждали, Элем Климов пригласил на кинопробы трех экстрасенсов (в их числе знаменитого Мессинга). Они одобрили выбор, а один из экстрасенсов посоветовал Климову: «Почаще ставьте Петренко в безвыходное положение. Если у него не будет возможности раздумывать и колебаться, все получится».

Николай II - Лавров, Смоктуновский?

В образ царя Николая входили К. Лавров, мхатовские актеры Ю. Пузырев, Н. Засухин.

Смоктуновский ужасно обиделся, что его пробу забраковали.

Вспоминает Кирилл Лавров:

- У меня была очень хорошая проба на Николая, но только я до этого Ленина сыграл, и чиновники запретили Элему меня снимать, сказали, что не может один артист играть и Ленина, и царя.

Я побежал в отдел культуры ЦК партии и устроил там скандал: «Что же вы со мной хотите сделать, если я, как артист, не могу играть разные роли!» Все равно в фильм Элема я утвержден не был, но потом снимался уже в разных ролях - ту систему запретов поломал.

Самого Климова, судя по его высказываниям, беспокоило то, что «Лавров популярен и любим зрителем. Кроме того, он чересчур бытовой... У Ромашина плывущие, зыбкие глаза, как должно быть в картине». В результате роль досталась Ромашину.

Терехов - Бурков, Светин?

Михаил Семенович Светин так рассказал нам о своих пробах в «Агонию»:

- Меня увидели в спектакле в Питере и пригласили на встречу с режиссером. Мы с Элемом как-то сразу друг другу понравились.

Меня пробовали сначала с Евстигнеевым в роли Распутина. Потом на кинопробы из Питера мы ездили вместе с Петренко. Мы так дурачились, когда он загонял меня под стол, что Элем долго смеялся и меня утвердили... Пробовался еще и Жора Бурков, мы с ним остались в хороших отношениях.

- Что запомнилось на съемках?

- Снимали мы в деревне, на родине Распутина в Тюменской области. Местный люд к нам приходил, даже кормить нас пытался, но еду нам привозили - Элем Германович всегда заботился об актерах!

Мой Терехов в фильме - забитый, но проворный человечек, всюду бегающий за Распутиным. Распутин кутит, а он - то есть я - под кроватью сидит, а потом вылезает из-под кровати, а вокруг голые бабы. У меня было много сцен с голыми женщинами. Эти съемки были очень смешные. Киногруппа не могла выгнать лишних людей с площадки на «Мосфильме», потому что в то время показ обнаженных натурщиц - диковинка! Режиссер нервничал, требовал разогнать зевак, а они все лезли смотреть... Правда, потом сцены с голыми женщинами и все откровенные эпизоды убрали. Одну сцену в бане мы вообще недосняли... Но мне на съемках приходилось куда легче, чем Леше Петренко. Ему было тяжело - и психологически, и физически. Он прямо излучал какую-то мощную энергию... Считаю, это его лучшая роль в кино.

На роль Вырубовой пробовались выдающиеся актрисы Наталья Гундарева, Элеонора Шашкова, но их игра не показалась режиссеру убедительной.

На худсовете обсуждались пробы актрисы Ураловой и Фрейндлих.

Большинством голосов приняли Фрейндлих.

Царица - Шуранова, Лине?

Дамам досталось от выступающих на худсовете мужчин. Многие говорили, что обеим «царицам» - в исполнении и Антонины Шурановой, и Велты Лине - «не хватает несчастья, трагедии, ощущения конца». На роль была утверждена Велта Лине, ее работу в фильме очень высоко оценил режиссер.

Роль Дмитрия Павловича «примеривал» Кайдановский, а утвержден был Мучеников. Жандармским полковником хотел стать Борис Химичев, но роль досталась Г. Шевцову из МХАТа.

Баронессу Валерии Заклунной худсовет забраковал, отдав роль Нелли Пшенной.

В архиве «Мосфильма» не сохранилась проба Калягина на роль Хвостова, которого сыграл В. Райков.

Режиссер-легенда

Леонид Броневой (он в фильме - Мануйлов) рассказал «Комсомолке» о впечатлениях от работы с режиссером Элемом Климовым.

- Роль в фильме «Агония» у меня средняя, - говорит Леонид Сергеевич. - Запомнилось, что многое в фильме Элема Германовича заставляли вырезать, а он не хотел. Ему приходилось много воевать с цензурой. Петренко показал Распутина человеком психически больным, такого фанатика страшного. Вот это в основном и не понравилось чиновникам... «Агонию» долго запрещали. Отснятая в 1974 году, она пролежала на полке и только в 1985 году увидела зрителя (на кинофестивале в Венеции «Агония» была удостоена приза ФИПРЕССИ. - Авт.).

Элем Климов - это личность. Глеб Панфилов хорошо о нем сказал, что человек этот никогда не занимался в кинематографе бизнесом, а только творчеством, и поэтому пусть у него мало фильмов, но каждый - дорогая страница российского кинематографа.

В его жизни была большая трагедия, когда в 1981 году погибла его жена, талантливый режиссер Лариса Шепитько. Он очень переживал все эти годы... Последнее время болел, как-то отстранился от всего. Наверное, ему было очень тяжело. Очень жаль, что в 70 лет он ушел. Очень жаль, что уходят не просто сильные режиссеры, а люди хорошие, вот что...