Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество3 декабря 2003 14:14

Крыша генерала Кириченко

Что стоит за обысками в калининградской редакции «Комсомолки»
Источник:kp.ru

(Окончание. Начало в номерах за 2, 3 декабря с.г.).

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВЫХ ЧАСТЕЙ

«Начальник УВД Калининградской области «крышует» ОПГ» - под таким заголовком на одном из городских сайтов появилось анонимное письмо с тяжелыми обвинениями в адрес начальника областной милиции генерала Сергея Кириченко. До этого «письмо честных сотрудников правоохранительных органов» четыре дня болталось на интернет-форуме Министерства внутренних дел РФ. И сотрудник калининградской «Комсомолки» счел уместным вбросить уже «засвеченную» анонимку в местные виртуальные сети. После этого в редакции «КП» - Калининград» прошли обыски, возбуждено уголовное дело о клевете...

Однако расследование наших спецкоров, вылетевших в Калининград, вышло далеко за границы этого конфликта. Журналисты столкнулись с примерами массового укрытия преступлений местной милицией. В то же время она, согласно официальной статистике, считается едва ли не лучшей в стране.

С вопросами, накопившимися в ходе командировки, корреспонденты «КП» пришли на встречу с главным антигероем анонимки - начальником УВД Калининградской области, генерал-майором милиции Сергеем Кириченко...

О мотивах клеветников

Генерал высок и приветлив. Встречает улыбкой, угощает зеленым чаем. Просторный кабинет без излишеств, на стене - портрет министра Грызлова.

Сергей Андреевич - во всеоружии: одну за другой достает бумаги по делу об анонимке. Вот тут сотрудники калининградской «Комсомолки» поступили неправильно, а здесь уже авторы анонимки нарушили Его Величество Закон, а этот пример из подметного письма - вовсе грязная неправда.

Мы не спорим с генералом. Тиражировать непроверенные факты нельзя, мы уже по-мужски объяснили это калининградским коллегам. Пусть все точки расставит следствие. И суд, если дойдет до него. Генерал настроен решительно.

- Наша служба собственной безопасности проверила приведенные в письме факты. Все они лживые, от первой до последней строки, - размеренно и жестко продолжает он.

- Почему все-таки, Сергей Андреевич, именно вас связывают с лидером оргпреступной группировки? - вклиниваемся мы. - Якобы оргпреступной?

- А, понял, куда вы клоните... Мы живем с ним на одной лестничной площадке. Но за все время встречались только один раз. Не помню даже по какому поводу.

Мы ждем продолжения, но генерал не продолжает. И мы спрашиваем его напрямую:

- Кому же на руку такая откровенно дутая провокация?

И генерал напрямую отвечает:

- Не всем нравится, что милиция профессиональнее стала работать.

О профессионализме

- Меня обвиняют, что мы не повышаем раскрываемость преступлений. Неправда же! - Генерал возмущен. - У нас раскрываемость убийств 82 процента, а по стране - 79. У нас высшая российская раскрываемость разбоев и грабежей. У нас раскрыты три преступления по бандитизму. Если раньше УБОП контролировал преступления, то сейчас раскрывает.

Мы знакомы с этой статистикой. Но в блокнотах у нас - история калининградки Людмилы Чегодаевой. Сначала воры обчистили ее квартиру. А потом милиционеры отказались ловить воров, сляпав грубую фальшивку: несчастная женщина якобы сама признала нанесенный ей ущерб «незначительным». Чегодаева отправила тогда кричащее письмо генералу Кириченко. Помнит ли он этот крик?

Генерал не помнит. Требует принести дело.

- Да, - подтверждает, листая толстый том, - в возбуждении уголовного дела было отказано незаконно. Мы это поправили: дело возбудили, сотрудника наказали.

- Так преступление все же раскрыто? И вещи Чегодаевой вернут? - с надеждой спрашиваем мы, только вчера утешавшие пожилую бюджетницу.

- Нет, - вздыхает генерал, - пока ищем.

Мы вам поможем, генерал. Вот выписка из протокола явки с повинной вора Сорокина:

«Я хочу еще рассказать об одной квартирной краже, совершенной на ул. Галицкого, д. 8 (адрес Чегодаевой. - Авт.) 23 ноября. Я поднялся в подъезд, ключ подошел к замку. У меня были пять ключей от дома, сейчас они в СИЗО. Я покажу этот ключ. Открыв замок, зашел в квартиру, взял телевизор, видеомагнитофон, завернул в покрывало, которое лежало на куче белья, телефон мобильный «Самсунг» и вынес в автомобиль «Жигули-комби» с блок-фарами, красного цвета. Все это продал Алику на Галицкого, дом 7. Номер мобильного телефона водителя у меня записан на записке, я его отдал следователю. Если я что еще вспомню, я расскажу честно по этим фактам... Заявление с моих слов записано верно. Сорокин А. Г.».

Это не секретный документ. Он уже много месяцев пылится в уголовном деле давно осужденного вора Сорокина. Мы очень хотим понять, что мешает передовикам раскрываемости найти ворованные вещи? И сколько еще ограбленных, обворованных, избитых калининградцев, не посылавших письма напрямую Сергею Андреевичу Кириченко, просто молча проглотили пофигизм калининградских профессионалов? У нас есть неофициальные сведения о сотнях преступлений, укрытых здешней милицией. Но мы работали в Калининграде только неделю...

- Какая в области картина с укрытием преступлений? - спрашиваем генерала. Он готов и к этому вопросу, отвечает четко:

- Когда я узнал, что в одном из райотделов не совсем корректно обращаются с учетными документами, сразу назначил проверку по всему городу. Выявили серьезные нарушения. Освободили от должности начальника райотдела Починовича. Еще одного начальника райотдела проверили, Джумаева, он около 150 несуществующих раскрытых преступлений выставил. Я его отправил на пенсию. Он тоже входит в эту группу бывших, которая мною недовольна.

Мы понимаем, на кого намекает Сергей Андреевич, говоря о «бывших». Один из них, бывший замначальника уголовного розыска Александр Емельянов, лично докладывал генералу об укрытых преступлениях. И получил тогда полную поддержку начальника УВД: «С этим безобразием пора кончать!» С безобразиями боролись, по словам Емельянова, три недели - исправно заполняли приложение к сводке № 8 по регистрации КУП («Книга учета преступлений»). А затем генерал, вероятно, ослабил контроль за исполнением, и приложение незаметно ушло из обихода...

- Сергей Андреевич, почему владельцы угнанных машин зачастую не обращаются в милицию? - пытаемся заехать к проблеме укрытых преступлений с другого бока. Весь город знает существующие расценки автобандитов за «откат» - плати 30 процентов стоимости и получай свое авто в целости и сохранности. Местная пресса дополняет народную молву цифрами: на дорогах действуют десятки банд, еженедельно «уходят» до 40 машин.

Про реагирование во вчерашнем номере мы писали: облвоенком отказался платить выкуп бандитам, обратился в милицию по поводу угнанной «Ауди» и очень быстро нашел ее. Обугленную. Военком (генерал, между прочим) нарушил правила игры. Но от кого могли узнать об этом бандиты?

О крыше

Мы, конечно, не могли не поделиться с генералом терзавшими нас сомнениями: то начальник областного угро проговаривается про «оперативную информацию» о наших встречах; то коллеги-журналисты обнаруживают за соседним столиком в ресторане знакомых ментов; то матерый сыщик Александр Емельянов, придя к нам в гостиницу, удивляется: «Тут какие-то странные личности ходят, предлагают на обратном пути подвезти» (в первой главе расследования мы бездоказательно окрестили этих личностей милицейской «наружкой», извиняемся; тут поневоле горячку начнешь пороть). Генерал нас окончательно успокаивает:

- Ну что вы, какая прослушка? Какая слежка?! Просто наш город очень маленький. Кто-то кому-то позвонил, что-то рассказал. «Оперативная информация» - это всего лишь общение с близкими и друзьями. Вы думаете, нашим оперативникам больше заняться нечем? - улыбается генерал.

И мы снова склоняемся над блокнотами.

- Нашим оперативникам, например, было очень сложно действовать в цыганском поселке (отсюда расползается по области наркота. - Авт.). С ними даже работал профессиональный гример из театра, чтобы можно было делать контрольные закупки. И вот результат: сегодня так просто, как раньше, вы в Калининграде наркотики не купите.

Раньше - это два года назад, до приезда сюда нашего собеседника.

- И как было раньше? - спрашиваем мы.

- Оказывается, в этом поселке кормились и брали деньги сотрудники органов внутренних дел. И в частности, уголовного розыска.

На следующий день генерал позвонит нам в машину как раз в тот момент, когда мы будем проезжать по Цветочной улице «цыганского поселка», между рядами цветастых брюнеток, безбоязненно предлагавших нам наркоту на любой вкус. Безбоязненно! Так смело ведут себя те, кто знает: в случае опасности их предупредят. Впрочем, возможно, эта крамольная мысль - от эмоционального шока, который мы испытали в рассаднике смертельной дури, в десяти минутах от центра города...

- Я много думал над вашим вчерашним вопросом, - услышим мы на выезде из цыганского поселка голос Сергея Андреевича. - И понял, почему мое имя связали с ОПГ. Потому что это один в один дело московских «оборотней».

- То есть? - не поймем мы.

- Схема выстроена та же самая. На это и расчет. Раз в Москве такое возможно, то в Калининграде и подавно.

Логично. Но только здесь, Сергей Андреевич, мы с вами не согласимся. Калининградского дела «оборотней» не будет. Потому что никогда не достичь тихому городу столичного размаха скандальности - с самим МУРом в главных антигероях, с первыми новостями крупнейших телеканалов. Ну разве можно поставить на одну доску золотые унитазы московских «оборотней» и 7 незаметных отказных материалов по квартирным кражам воришки Рябушева (см. фото)! Ведь не сажают в Лефортово за полдюжины стрессов и семейных драм населения. Тем более - за прогрессирующее неверие людей в милицию.

Крыша генерала Сергея Кириченко - не для бандитов, как уверяют авторы анонимки и многие из тех, с кем мы встречались. Крыша нашего генерала - всего лишь уютный, скромный навес для его же сотрудников, под которым можно хорошо укрыться от сограждан. Крыша нашей российской милиции и по сей день - несокрушимая и легендарная Ее Величество Цифирька, за которую продолжают повсеместно награждать, но еще очень редко наказывают. Впрочем, это уже далеко не калининградская тема...

...Кстати, в тот самый день, когда министр внутренних дел Борис Грызлов совершал предвыборную поездку по Калининградской области, неподалеку от места его пребывания была ограблена инкассаторская машина. С зарплатой Полесского рыбоконсервного комбината - 2 миллиона рублей. Деталь издевательская, как пощечина: на бандитах была милицейская форма.

ОФИЦИАЛЬНО

Одной из ключевых задач реформирования системы МВД является восстановление утраченного доверия граждан страны к органам внутренних дел... Полномасштабное решение этой проблемы невозможно без решительного прекращения порочной практики укрытия преступлений от регистрации и учета, необоснованных прекращений и отказов в возбуждении уголовных дел. (Выделено нами. - Авт.)

По-прежнему многие из пострадавших от преступных посягательств, обратившихся в органы внутренних дел в надежде на защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и интересов, сталкиваются с откровенным произволом и беззаконием, поскольку их заявления о преступлениях остаются без реагирования.

Темпы прироста регистрации таких распространенных с высокой латентной составляющей преступлений, как грабежи, по которым предварительное следствие необязательно, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью снизились в два-три раза. Количество поставленных на учет неквалифицированных краж сократилось более чем в 50 регионах, а в целом - на 5%.

В результате миллионы граждан лишаются доступа к правосудию, а система МВД деградирует, рискуя утратить контроль за реальным состоянием преступности в стране и безвозвратно лишиться остатков доверия населения, без чего эффективная борьба с преступностью невозможна.

Впредь это будет расцениваться как тягчайший должностной проступок. Выявление даже одного подобного факта при проведении инспекторских проверок комиссией МВД России повлечет за собой однозначно неудовлетворительную оценку деятельности органа внутренних дел.

Из распоряжения министра внутренних дел Б. Грызлова «О мерах по обеспечению полноты учета и регистрации преступлений».10 августа 2001 г.

И ЕЩЕ ОДИН ВОПРОС ГЕНЕРАЛУ

Кто ответит за домушника Рябушева?

По уточненным данным, калининградский квартирный вор Андрей Рябушев, задержанный осенью 2002 года и ныне осужденный, признался в 16 кражах. Первоначально по 7 из них уголовные дела не были возбуждены - несмотря на заявления потерпевших.

Кто наказан за эту «липу»?

Если вам есть что сказать по материалам нашего расследования, звоните сегодня и завтра с 12 до 14 часов по московскому времени по телефону (095)257-52-95. Пишите также на электронный адрес: falaleef@kp.ru