Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество22 декабря 2003 10:00

Александр Запорожский получил за шпионаж 18 лет

Вчера выездная коллегия Верховного суда России оставила приговор военного суда Московского гарнизона в силе
Источник:kp.ru
Александр Запорожский в зале суда.

Александр Запорожский в зале суда.

Ну что тебе сказать по-эфиопски?

Полковник Запорожский - личность незаурядная. Блестящий аналитик с сильным характером и склонностью к авантюрам - лучшей характеристики разведчику не придумаешь. А уж способности к языкам позавидует компьютер: во время длительной командировки в Эфиопию он выучил один из труднейших в мире языков - ахмарский. Говорят, он знает его даже лучше английского. Под стать интеллектуальной потенции были и карьерные амбиции.

Но какая карьера в Эфиопии? Даже если свободно изъясняешься на ахмарском. Особых интересов там у нас не было (так, приторговывали помаленьку оружием). Значит, и чернокожая агентура ничего путного поведать не могла.

Наш человек в Буэнос-Айресе

Служебная лестница вознесла Александра Запорожского в самое сердце СВР - он стал замом начальника «американского» отдела. Вроде бы жизнь удалась: две кооперативные квартиры в Москве, две «Волги», частые загранпоездки... Но саднило душу, что так и не стал генералом. Да и держава вдруг поскакала галопом в капитализм. А в нем, в капитализме, такие возможности! И полковнику захотелось много денег.

Свое желание он реализовал в 1994 году в Аргентине (очень кстати подвернулась небольшая командировочка). Заглянул ненадолго в посольство США и позвонил местному резиденту ЦРУ Вильяму Ортману. Обалдевший американец даже забыл разбавить виски содовой.

Насосы из ЦРУ

Американцам было отчего обалдеть. Запорожский хорошо понимал, какой царский подарок преподнес цэрэушникам. Нет, цену своей информации он знал. А вот сколько труда пришлось бы положить его новым друзьям для ее добычи - представлял смутно. Ведь лично он умел вербовать только бедных африканцев - быстро и очень недорого. А вот годами обхаживать высокопоставленный «бледнолицый источник» ему не приходилось. Да и зачем? Он ведь руководитель, черновую работу сделают другие. А он, умело используя свой эфиопский опыт, всегда сумеет в докладе начальству подать себя в выгодном свете. Вот и получается, что американцам Запорожский достался даром. Они платили только за информацию, а не за него самого.

Запорожского взял под крыло сам Стивен Каппес - начальник контрразведки ЦРУ (в 90-х он возглавлял резидентуру в Москве, а сейчас является одним из помощников директора ЦРУ). Полковнику предложили хорошие условия: государственную защиту и много денег. А взамен потребовали сдать информацию, которую из него выкачивали три года с усердием мощной корабельной помпы. В загранкомандировках он конспиративно встречался с «кураторами» и сливал своих товарищей, их связи и многолетние разработки.

К счастью, в СВР умеют оберегать секреты - Запорожский знал далеко не все даже на своей весьма высокой должности.

Шутка по-чекистски

В 1997-м он решил уйти на заслуженный отдых. У российской контрразведки уже зародились смутные подозрения, что полковник ведет двойную игру. За год до этого ФБР взяло в Вашингтоне некоего американского дипломата, которого усиленно обхаживали совместно и ФСБ, и СВР. Со стороны разведки двигал этот «проект» именно Запорожский. Но кто же мог подумать плохо о таком заслуженном офицере (в КГБ он пришел в 1975 году)!

Изменилось и поведение полковника. Он стал нервным и не в меру общительным с коллегами (в спецслужбах это не приветствуется). Однажды его старый товарищ из ФСБ безобидно над ним подшутил: заговорил по телефону измененным голосом на ломаном русском. Ответом стала паническая пауза, а когда розыгрыш открылся, Запорожский разразился яростными ругательствами и истерическим хохотом. Эх, не придал тогда чекист этому значения...

В 1997 году Запорожский уволился в запас. И засобирался за границу. Разумеется, никому из бывших сослуживцев не сказав, что намерен перебраться в США. Для отдыха в Болгарии на всю семью были оформлены общегражданские загранпаспорта (раньше пользовались служебными). За полгода жена Галина стала рассказывать на работе об очередной предстоящей мужу командировке куда-то в Европу. С семьей, разумеется. Младшему сыну Максиму было позволено окончить 10-й класс, а вот старший, Павел, подал рапорт и был отчислен из Академии СВР, где он учился.

В июне 1998 года Запорожские прибыли в США. Устроился бывший полковник на новом месте вполне сносно: один дом он купил за $407 тысяч, другой - за $980 тысяч (в штате Мэриленд в местечке Кокисвил). Но уж очень тянуло его на Родину, хотя понимал, что наверняка уже - «под колпаком» у ФСБ.

Щедрость фраера сгубила

Российская контрразведка все больше склонялась к выводу, что Запорожский - «крот», предатель. Но пока она собирала факты, на Запад перебежали еще пара его сослуживцев - Третьяков и Торопов. Перебежали, даже не пытаясь изображать из себя невинность. Для Запорожского это было весьма кстати: вот они, предатели, а я - хороший. Хороший, не стала спорить ФСБ. И не тронула полковника, когда тот в 1999 году наведался в Россию.

Визит был с дальним прицелом. Во-первых, требовалось всех убедить в своей незапятнанности: если бы был виновен, разве решился? А во-вторых, ЦРУ задумало долгоиграющую комбинацию.

Запорожский должен был выступить в роли «наводчика» на действующих и бывших сотрудников спецслужб. Для этого требовалось поддерживать старые связи, заводить новые знакомства. Из США вести такую работу затруднительно. Вот и рискнул он на эдакую пристрелочную поездку.

Все сложилось замечательно: коллеги его облобызали и отпустили обратно. А спустя два года (когда у контрразведки больше не оставалось сомнений в его предательстве и были собраны убедительные материалы для суда) его пригласили в Москву вновь. И повод нашелся подходящий - 30-летие одного из управлений СВР.

- Приезжай, Саша, - сказали ему, - посидим за столом, вспомним былое. А если проспонсируешь праздник - не откажемся.

Именно призыв стать спонсором (кстати, тонко просчитанный контрразведкой) и убедил окончательно «крота» в том, что никто его не тронет. Более того: Запорожский не стал жаться и деньги «бедолагам» привез! Причем не только на праздник: у него был целый список сотрудников, кого он собирался премировать индивидуально. Для затравки, с дальним прицелом...

В «Шереметьево-2» он прилетел 9 ноября 2001 года. Из самолета выходил последним. И страшно оскорбился, когда его щедрые «руки дающего» вдруг оказались в наручниках.

Следствие длилось 18 месяцев. 52-летнему бывшему полковнику придется встречать 70-летие на нарах. Хотя в наших тюрьмах к предателям относятся даже хуже, чем к педофилам. Но, может, и обойдется - если цэрэушники, к примеру, обменяют его на кого-нибудь из наших, томящихся в их застенках. По бартеру. Все-таки гуманизм на дворе.