Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды14 января 2004 15:35

Василий Лановой: Мы с женой уберегли сыновей от злой актерской доли

Завтра самому красивому мужчине российского кино исполнится 70 лет

«Никогда везунчиком не был» - Василий Семенович, многие вас считают везунчиком. Кажется, что вам все давалось легко: без проблем поступили в театральное училище, в кино - сразу главные роли (и какие!) Павки Корчагина, Грея в «Алых парусах»... - Никогда везунчиком я не был! Представьте, за шесть лет, как я начал работать в Театре Вахтангова, не получил ни одной роли. Уже был знаменитым киноактером - сыграл в «Аттестате зрелости», Павку Корчагина, в «Алых парусах» - и ни одной роли в театре. Меня выдерживали. Посадили в засол, как они говорили. - А вы не пробовали перейти в другой театр? - В 64-м году я принес заявление Рубену Симонову об уходе. Потому что меня приглашал и Завадский, и Олег Ефремов в «Современник». Только тогда Рубен Николаевич опомнился, и я получил через полгода Калафа, Дон Жуана. Но шесть с лишним лет пробегал в массовке. Я ни в коем случае не везунчик. Как написал Михаил Ульянов, «трудоголик Лановой». Вот это - да. - Неужели вам не хотелось попробовать работать с Ефремовым, Любимовым? - Их театры были хуже Вахтангова, и тот, и другой. - И это вы могли сказать самому Любимову? - Говорил. Мне бы и неинтересно у него было работать. Как пешек передвигает своих мальчиков. Хотя какое-то десятилетие хорошее было и у Любимова, и у МХАТа... «Судьба меня роняла ненадолго» - Скажите, ваша актерская карьера начиналась с ЗИЛа? - Я и моя сестра родились в столице. Родители родом с Украины, но в неурожайный 31-й год отец подался в Москву на химзавод. Позже переехала мама. Из полубеспризорщины меня вытащила театральная студия при ДК имени Лихачева. Как-то мы с Володей Земляникиным, ныне актером театра «Современник», гуляли в районе ЗИЛа. Увидели афишу «М. Твен - «Том Сойер». После спектакля попросились в артисты. Первый раз я вышел на сцену в массовке. Играл пионера и бойко докладывал председателю дружины: «Был в госпитале. Провел громкое чтение вслух и еще две книги про себя. Сочинение Марка Твенова, очень интересно!» Меня поправили - Марка Твена. В другой раз я сказал - Марка Твнова. В третий раз произнес как надо. - Василий Семенович, в книге «Летят за днями дни» вы признались, что с детства упрямы. - Я думаю, дело не в упрямстве, а в максимализме. Это своеобразная реакция на излишне гибкий позвоночник человеческий. Когда я увидел, как в 91-м люди начали перекрашиваться, я подумал: какое счастье иметь гибкий позвоночник, которого у меня никогда не было. - А близкие не пытались вас переделать? - Пытались. Но это бессмысленно. И потом мне же их и приходится защищать все время. С помощью моего максимализма. А не их дипломатии. - Не уставали, оттого что приходится все время держать спину прямо? - Нет. Ко мне была судьба благосклонна. Она меня ненадолго роняла. Максимализм помогал мне в «склизких» ситуациях оставаться человеком. - Друзей из-за этого случалось терять? - Друзей? Нет. Все эти годы моим идеалом был Виктор Сергеевич Розов. Этот человек ни разу не согнулся. Инвалид, войну прошел, остался верным идеалам своей юности. Боец! В самом начале перестройки у меня с женой Ириной Петровной Купченко бывали целые баталии. Я быстро понял, куда клонят демократы, решившие поделить страну на отдельные княжества, а она думала, что лозунги о капиталистическом процветании - это правда. Но когда, как и я, лишилась своей родины и превратилась на Украине в иностранку, поняла, что ее обманули. В родном селе Стрымба я был лет 12 назад. Ехать туда больше не хочу. Страшно. «Это плохо, когда театры раздевают мужиков» - Василий Семенович, вас не смущало, что режиссеры эксплуатировали ваш образ романтического красавца? «Алые паруса», «Офицеры»... - Минуточку. А что, Дзержинский - романтический красавец? Или Олег Тулин в «Иду на грозу»... У меня шестьдесят ролей, и из них только две романтические. - Наверное, именно их женщины запомнили лучше всего. - Пусть они хоть немножко и другое запоминают. Тот же «Полосатый рейс». Хотя бы по фразе: «Красиво плывут. Вон те - в полосатых купальниках». - Правда, что во время съемок фильма «Иду на грозу», чтобы достоверно сыграть сцену опьянения, вы с актером Александром Белявским реально распили четвертинку? - Что вас это так интересует?! Мы выпили тогда по сто граммов и такого «наиграли», что режиссер Сергей Микаэлян тут же прекратил съемку. Натурализм в театре и кинематографе немыслим. Это моветон. Современные режиссеры начинают его возвращать, чтобы как-то поразить. А некоторые театры даже мужиков раздевают. Не женщин, это хоть понятно, а мужиков! Я не думаю, что это здорово. - Фильм «Офицеры» вас сблизил с замечательным актером Георгием Юматовым... - Он был старше и частенько подтрунивал надо мной. В жизни Юматов всегда был прямой и говорил, что думал. Как и в том случае, когда похоронил любимую собаку Фросю, выпил с соседом и вдруг услышал от того непереносимые слова: мол, не на той стороне ты воевал. Вынести этого не смог. Сцепились они в драке. Сосед на него пошел с ножом, порезал. А Юматов схватил охотничье ружье и выстрелил. Следствие шло долго. Мы, как могли, старались помочь. Но здоровье было подорвано, и скоро его не стало... - Вы снялись в сериале «Мелочи жизни». Хорошо к телесериалам относитесь? - Многие актеры благодаря им смогли выжить в те страшные годы. В перестроечные дни у меня был очень болезненный, порой до отчаяния, период. За последние 15 лет я сыграл в театре только три роли - в спектаклях «Милый лжец», «Лев зимой» и «Посвящение Еве». В телесериале один раз снялся. И хва-а! «Про поклонниц меня не надо спрашивать» - В фильме «Барышня-крестьянка» с вами в главной роли снималась Елена Корикова. Скажите, с красивыми актрисами трудно работать? - Я не могу назвать вам женщину, с которой бы мне трудно работалось. Во всех моих 60 фильмах. - Но ведь женщины бывают капризными. - Ну они же женщины! Складывалось везде. - Наверное, ключик к сердцу подбираете? - Нет. Я очень легкий человек. Всегда нахожу общий язык, даже с врагами. - И с мужчинами? - Кроме одного. Кобзона. - Почему? - Были друзьями когда-то. Мы встретились и бурно разошлись. - У Евгения Матвеева я когда-то спрашивала, что такое любить по-русски. И вас хочу спросить... - Есть замечательное выражение: «Я ее жалею». Вот это и называется по-русски. А есть выражение: «Же ву зем». «Я вас люблю» - по-французски. Как в «Барышне-крестьянке». Мы знакомы были с Женей лет пятьдесят. Дней за десять до его смерти встретились на концерте в Молодежном центре, и он сказал: «Наверное, мы с тобой видимся в последний раз». И облобызал меня: «На всякий случай - прощай!» - У Матвеева дома, в кабинете, была балалайка, на которой он любил играть. А у вас нет чего такого, на чем могли бы отвести душу? - На нервах я играю. Замечательно... Если серьезно, у меня всегда был абсолютный слух, но я ни на чем не играл. Денег у родителей не было обучить Василя. Зато я пою. Очень люблю украинские песни. - Дома поете? - И не только. В театре тоже. На вечере юбилейном собираюсь петь романсы с «Вивальди-оркестром». Со Светланочкой Безродной. - Про поклонниц можно вас спросить? - Нет. - А говорят, в Сочи, куда вы приезжаете отдыхать, женщины заранее все билеты раскупают на пляже. - Да-да. По обоим берегам Черного моря. ЛИЧНОЕ ДЕЛО Василий Лановой. Народный артист СССР. Родился в Москве. До поступления в Театральное училище им. Щукина полгода проучился на факультете журналистики МГУ. В 18 лет снялся в первом фильме «Аттестат зрелости». С 1957 года работает в Театре им. Вахтангова. За озвучание фильма «Великая Отечественная» в 1980 году актер был удостоен Ленинской премии. Ныне заведует кафедрой художественного слова в «Щуке», имеет звание профессора. В Театре Вахтангова к юбилею актера был поставлен бенефисный спектакль «Фредерик, или Бульвар преступлений». КСТАТИ Офицеру - орден от президента! Вчера Владимир Путин наградил артиста Театра имени Вахтангова Василия Ланового орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. А сегодня состоится церемония закладки имени и отпечатков рук Ланового на Аллее российских кинозвезд, в сквере напротив «Мосфильма». Кстати, на ней намерен побывать спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Любопытно, что именно с его подачи Совет Федерации взял на себя расходы по организации 16 января юбилейного вечера артиста в Центральном концертном зале «Россия». В кулуарах даже поговаривают, что Миронов, поклонник яркого таланта Ланового, возможно, был бы не против получить офицера российского экрана в свои доверенные лица на предстоящих выборах президента. Что нужно для того, чтобы делать заднее сальто? - Ваши сыновья никакого отношения к актерской профессии не имеют? - Старший, Александр, пишет диссертацию по истории. Младший, Сергей, работает в казначействе. С самого начала мы с Ириной договорились, что в присутствии детей не будем говорить о своих проблемах. Ни она, ни я не хотели, чтобы они стали артистами. Знаем, какая это жестокая и порой злая профессия. Дома у нас все происходит как у нормальных людей. Вот сейчас Сергей звонил. Я ему говорю: «Надо застраховаться. А то с 1 января ГАИ будет драть». - Машину давно водите? - Давно. Это как один герой, по-моему, у Хейли говорил, чтобы успокоиться, ему нужно сесть за руль и проехать несколько десятков километров. Вот так и для меня. - В пробках как можно успокоиться? - Сейчас вышло четыре диска моих записей, которые были на радио за 50 лет. Из «Золотого фонда». Когда я стою в пробке, включаю себя и слушаю - Стефана Цвейга или Александра Сергеевича Пушкина. Ну что вы так серьезно смотрите?! Шучу. Я слушаю чужие записи литературные. - Одна из идей спектакля «Фредерик, или Бульвар преступлений», что актер не способен долго любить. Это так? - Ну это фантазия Эрика Шмитта. Он изложил жизнь главного героя - актера Фредерика Леметра, для того чтобы усилить драматургию. В этом положении, наверное, есть какая-то доля правды. Но я знаю замечательных актеров, которые всю жизнь любили своих жен, и прекрасно любили. Мой друг певец Артур Эйзен, ему 76 лет, прожил с супругой чуть ли не 50 лет. И замечательно к ней относится. - Скажите, что нужно делать для того, чтобы так, как вы в этом спектакле, летать на трапеции и делать заднее сальто? - Пить надо меньше и делать зарядку по утрам. Я понимаю, что для меня достаточно фортиссимо сыграть эту роль. Но ведь Леметру тоже было под 60, ну а мне немножко больше. Я не чувствую своего возраста. Пока, тьфу-тьфу. Ну что я из-за этого должен становиться солидным, респектабельным и важным как идиот. Зачем? - А от кого у вас такая выправка? - Во-первых, я думаю, от мамы. Она у меня была худая, длинная. Во-вторых, зарядка, в-третьих, характер, в четвертых, максимализм. Представьте, мне, как доктору Фаусту, нужно делать заднее сальто и на люстре перелетать, а я буду еще живот возить с собой. - Вы не придерживаетесь диет? - Я слушаю свой организм. Он меня четко ведет. В последнее время я перестал есть мясо. Не хочу - и все. А раньше обожал и любил. Организм говорит - не надо тебе эту гадость, хочешь поесть - бери рыбу. - С напитками так же? - Когда я начинаю какую-то роль, я завязываю до премьеры. Железно. - Самый большой срок выдержки? - Не помню. До премьеры - вот закон. - Василий Семенович, вы пересматриваете свои фильмы? - Нет. - Но, может, есть какие-то сцены, которые особенно помните? - Их не так уж много. Но они есть. В «Семнадцати мгновениях», где выходит из самолета мой генерал, а его приехал Табаков с бандитами арестовывать. Там точный крупный план. В «Павке Корчагине». Где он ткнулся головой и говорит: «Самое дорогое у человека - это жизнь, и надо прожить ее так...» - и разворачивается... Это хоро-ошая сцена! Если есть хотя бы одно мгновение такое сладкое, оно оплачивает все муки. Пять самых известных фильмов: «Павел Корчагин» «Алые паруса» «Война и мир» «Офицеры» «Барышня-крестьянка»