Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество12 апреля 2004 8:05

Как я открывала швейное ателье

Чтобы одевать москвичей, надо шить с итальянским качеством и китайскими ценами
Источник:kp.ru
Корреспондент «КП» Надежда ПОМЕРАНЦЕВА: - И как же на такой машинке мне на машину «Мерседес» заработать?

Корреспондент «КП» Надежда ПОМЕРАНЦЕВА: - И как же на такой машинке мне на машину «Мерседес» заработать?

Фото: Рамиль ГАЛИ

Признаюсь - шить я не умею и вряд ли научусь. Зато у меня есть подруги, у которых «руки растут откуда надо». У всех за плечами швейное училище. Две даже отпахали пару лет на швейном производстве. Понадобилось мне постельное белье веселенькой расцветки и чтобы простыня на резинке, а нигде нет. Для подруг сварганить такое - плевое дело. Отыскала я ситец, где на черном фоне расцветали ананасовые кущи, обрисовала подругам задачу, и они мигом пошили «мечту романтической девушки».

Идея совместить мой организационный талант и их швейное мастерство родилась неожиданно. На вечеринке у приятеля мы обзавидовались, глядя на его пуфики-кресла. Идеально принимают форму тела (и зада), так как внутри дерматинового мешка - шарики пенопласта. Стоило это бытовое счастье баснословные деньги - 5 тысяч рублей за пуф.

Пощупав профессиональной рукой, одна из подруг сразу просчитала: «Три метра дерматина, выкройка - за полчаса, шитье - час». На шарики можно раздраконить старую коробку из-под телевизора. Итого один пуф обошелся бы нам в $40.

500 баксов за курьерские услуги

Наутро я отправилась покорять рыночные просторы. Первым делом требовалось помещение. В поисках его я забрела в свою бывшую школу. Экс-классный руководитель рассказал мне, что район выделил им заброшенный детсад. Школа ломает голову, что с ним делать.

- Сдайте нам в аренду! - деловито предложила я. - А мы организуем уроки труда. Школьники заработают первые деньги. Плюс дипломы об окончании курсов швей им дадим...

Помимо аренды, нам светила «халявная» рабсила. И ездила бы я через год на собственном «Мерседесе»! Но классный отказался. И был прав. Позднее я узнала: никакие льготы на труд школьников не распространяются. Мне рассказали пикантную историю: ректор одного вуза, к которому прикрепили ПТУ, направил челобитную самому президенту Путину, мол, дайте льготы, все-таки студенты работают. На что Путин отрезал: «Я вам их дам. А завтра завод «Уралмаш» и нефтяная компания «ЮКОС» войдут в состав своего ПТУ, чтобы от налогов бегать».

Следующим делом надо было «узаконить свои права», то есть зарегистрироваться. И желательно ПБОЮЛом - предпринимателем без образования юридического лица. «Без лица» проблем и налогов у меня будет меньше. Фирма из газетного объявления, обещавшая сделать из меня ПБОЮЛа за неделю, попросила «за скорость» 500 долларов. Но деньги совершенно не спасали меня от заполнения бумажек. А роль фирмы сводится к курьерским услугам - привезли бланки, я их заполнила, увезли. «И не факт, что заполнять придется один раз, - «обрадовал» знакомый предприниматель Рустам. - По закону тебя регистрируют за пять дней. Но на практике в самый последний момент выясняется - какой-то бумажки не хватает. И начинается кутерьма по новой». После этих слов платить 500 баксов мне расхотелось. Зарегистрируюсь-ка я сама. Если результат одинаковый, зачем переплачивать?

С пуфиком под мышкой

- Уже решила, что будешь шить? - спросил знакомый модельер Саша, к которому я отправилась посоветоваться.

- Пуфики!

- Ну и представь: стоишь со своим пуфом где-нибудь в переходе, появляются менты, а у тебя нет разрешения на торговлю. Тяжело будет с пуфиком под мышкой бежать! - огорошил меня он.

Вот он - главный закон швейного рынка: не важно, что ты шьешь. Важнее, кто у тебя «это» купит.

- Начинать нужно с того, что проще и дешевле. И на что есть спрос, - торжественно объявила моя подруга швея Маша.

Я согласилась. По итогам нашего короткого мониторинга хит-парад выглядел так. Первое место - постельное белье и пеленки-распашонки. Дальше - сумки и рюкзаки. Замыкали тройку лидеров джинсы и футболки. Все остальное относилось к вещам «сложным». Тапочки, трусы и кухонные полотенца в список вообще не попали.

Про пуфики я забыла напрочь. Вместо них вытанцовывалось постельное белье. И я углубилась в составление сметы.

- Бизнес должен быть такой, чтобы уже с первого месяца выходить «в ноль». И готовиться, что первые полгода так и пройдут «под знаком нуля», без прибыли и убытков, - учила еще одна малая бизнесвумен.

Получилось следующее. Швейная машинка, выдерживающая работу в 40 часов за неделю, стоит 500 - 2000 долларов. Дальше по списку - раскроечный стол. Его можно сделать «самопалом», сдвинув обычные столы и положив сверху кусок фанеры. Потом: оверлок, обметочная машина, раскроечный нож, по лампе на каждое место для швеи и лампа над раскроечным столом. Плюс полки для готовой продукции. Итого только на оборудование - минимум $6 - 7 тысяч.

Сколько резать в метрах?

- На аренду цеха «закладываете» сразу $2000 в месяц, - «обрадовали» меня в организации по поддержке малого бизнеса «ОПОРА России». Но тут же поправились: - Это стоимость коммерческой аренды. А есть еще городская.

- Городская выгоднее! - даже не раздумывал президент гильдии рабочей одежды Илья Хандриков. - Для начала идеально арендовать подвал у муниципалитета. Коммерческая аренда дорогая, и на начальном этапе бизнеса лучше на нее не тратиться.

Но прежде чем «добрый город» даст мне право строчить простыни в подвале за копейки, я должна выдержать конкурс.

- Не боись, - «успокоила» меня знакомая бизнесдама. - Выдержишь. Конкурс - это завуалированные поборы. Сначала ты платишь за участие в конкурсе, потом тебе намекают, что в случае выигрыша придется помочь родному району на хозяйственные нужды.

Однако, как ни крути, между «частником», заламывающим несусветные цены, и государством выгоднее иметь дело с последними.

- Будет проще договориться с пожарными и СЭС, - уверил меня Илья Хандриков.

Мне для каждой швеи (а у меня их три) нужно 5 квадратных метров, раскроечный стол - еще 5 «квадратов», склад готовой продукции - 10 метров. Место для бухгалтера-управляющего - тоже 5 метров. В общем, переводя на «квартирный язык» - стандартная «двушка».

Но и тут незадача - снимать под цех квартиру можно, если она переведена в нежилой фонд. И с ростом спроса на офисные помещения многие владельцы квартир (особенно на первом этаже) перевели их в нежилой фонд, заплатив за это $1000 и выше. И сдают свои углы под офис в 3 - 4 раза дороже, чем под жилье.

Вкусы модные, народные

Для изучения сбыта я вышла «в люди».

Первый путь - торговать самой. Например, в подземном переходе. В родном спальном районе на один переход пришлось 20 торговок. Общий язык нашли быстро, тем более что торговля шла плохо.

- Я завтра приду с товаром. Не прогоните? - спросила я у торговки Марии.

- А че гнать? - пожала она плечами. - Сами мы мирные, никого не трогаем. Только нас. Каждый вечер рейды милиции. Если схватят - могут и товар забрать, а могут и денег слупить до полторы тысячи. Так что ты лучше не одна приходи, а с подружкой. Та пусть стоит на «стреме», чтобы убежать успели.

На ярмарке, организованной по соседству в заброшенном кинотеатре, все «приличнее». Но и тут мест свободных немного.

- Да нас на рынок просто не пускают, - жалуется продавец юбок собственного пошива. - Конкуренция дикая. А я шью прилично, качество - не Турция какая-нибудь.

Ее соседка, торгующая как раз «Турцией», на вопрос, закупают ли они продукцию у «частников», фыркнула:

- Очень надо! Вон у меня висит халат за 100 рублей. Наши такие же делают, но цены выше в два раза!

Действительно, на соседней ярмарке точно такой же халат от московского ООО стоил ровнехонько 210 рублей. «Та-ак, - подумала я, - а выгодное ли дело я затеяла?»

Hugo Boss из подвала на Бронной

На комплект белья идет 10 метров ткани. Цена метра ситца - 16 - 22 рубля.

- Это оптовые цены, - предупредили меня на «Трехгорной мануфактуре». - А оптовая партия начинается с 20 000 метров. Все, что меньше, - уже через магазин с наценкой 25%.

Получается, только ткани на комплект белья нужно грохнуть 150 рублей. За ту же цену белье продают на рынке уже готовым.

Когда я уже решила бросить свою затею, вдруг наткнулась на отдел починки одежды в супермаркете. Заплатки, пуговицы, «молнии», другая ерунда. Старушка-приемщица - «божий одуванчик» - похвасталась:

- Отбоя от клиентов нет. Ведь в районе-то мы одни!

«О, - подумала я, - все гениальное просто». Размещаем производство ближе к народу и убиваем двух зайцев. Строчим белье, а попутно оказываем необременительные услуги населению - штору «подрубить», «молнию» застрочить. Девушки сами решают, сколько клиентов им обслужить вместо «перекура». А там, глядишь, появится народное доверие, вместо наволочек - пошив «на заказ».

Те же мои приятели-модельеры от «левой» работы никогда не отказываются. Например, поступает «заказ» на шарфики Hugo Boss. Девчонки отшивают их так - не отличишь от итальянских модельеров. И никакого криминала - они же не пришивают к шарфам этикетки. А на гонорар закупают ткань для своих коллекций.

Чужие здесь не ходят

Впрочем, своего оптового покупателя я таки нашла. На Черкизовском рынке. По дороге за 170 руб. купила двухспальный ситцевый комплектик белья. Интересуюсь у первого же торговца: «На реализацию товар берете?»

- Не-а, - зевает тот. - А зачем нам столичный частник, если есть провинциальные заводы? Отъезжаешь на 300 км от Москвы - и совсем другие цены.

Со всех сторон меня тянули, зазывали купить курточки и брючки. А стоило вытащить из сумки свой комплект и попытать «счастье», как чей-то голос с акцентом шелестел нал ухом: «Ты здесь не стой». Обращаюсь напоследок, отчаявшись, к высокому южному парню, торгующему как раз постельным бельем.

- Берем, берем на реализацию, - затараторил он. - Но сначала покажи, что у тебя.

Хотела я ему сунуть купленный комплект, но на нем под полиэтиленом предательски проступила бумажка «Иваново». Пришлось соврать: «Я завтра принесу».

- Приноси. А упаковку мы сами оформим.

«Де-евушка, де-евушка, а вы сумки не шьете?» - заинтересовался другой торговец.

«Надо же, - подумала я. - Если хорошо помучиться, можно составить конкуренцию и китайцам».

Но от своего швейного ателье я в итоге отказалась. Хлопотное это дело и штучное. Москве подавай качество, как в Италии, и цены, как в Китае. Такое даже ивановским швеям не под силу.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Владелец галантерейных магазинов Евгений БЕРЕЗИН:Невыгодно шить только ленивым!

- Могут ли российские производители конкурировать с Китаем и Турцией, заполонившими рынки и магазины Москвы? Могут! Но не хотят. Они продолжают работать по старинке, не всегда успевают за модой. Качество у наших швейников приличное, но цены - заоблачные. И выбирая между добротной, но серой вещью и яркой дешевкой, покупатель выберет последнее. Большинство наших швейников ленивы, не исследуют рынок. Например, в России вообще не шьют купальники! Все, что продается, - это Китай с Турцией или Польша с Италией. Потому, пока мы не начнем идти впереди моды, шить массовую одежду в России, а тем более в Москве будет невыгодно.

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Что нужно, чтобы открыть пошивочный бизнес:

1. Зарегистрировать себя в качестве ПБОЮЛ (предпринимателя без образования юридического лица) в Едином окне при налоговой инспекции.

2. Подать заявку для участия в городском конкурсе на получение аренды и льгот.

3. Выбрать специализацию своего швейного цеха.

4. Рассчитать бюджет производства выбранных изделий на первые полгода с учетом стоимости оборудования.

5. Купить оборудование.

6. Выиграть конкурс или найти «частника», заключить с ним договор об аренде.

7. Получить разрешения от СЭС и пожарных на работу швейного цеха именно в этом помещении.

8. Установить оборудование. Запуск производства.

КАЛЬКУЛЯТОР «КП»

Сколько можно заработать с иголкой в руке (цех - три человека)