Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество20 апреля 2004 15:00

Врач обезболил до смерти

Не часто, но случается: в Архангельске родственники Гули Сивковой сумели привлечь к суду медика за ошибку, стоившую ей жизни
Источник:kp.ru
Мать Гули (слева) добилась обвинительного заключения для врача, погубившего ее дочь (справа).

Мать Гули (слева) добилась обвинительного заключения для врача, погубившего ее дочь (справа).

О врачебных ошибках больные или их родственники узнают редко. Еще реже разбирательство доходит до суда. А признание судом виновности врача - вообще сенсация. У родственников погибшей Гузалии Сивковой также почти не было надежды добиться справедливости. Следствие продолжалось два года, дело то прекращалось, то возобновлялось. И только последний следователь смог довести его до суда...

Смертоносная справка для ГИБДД

А началось с того, что 29 октября 1999 года 32-летняя жительница Архангельска пришла в областной психоневрологический диспансер получить справку для ГИБДД. Заодно решила подлечить спину. Много лет Гуля страдала радикулитом. Пока стояла в регистратуре, разговорилась с врачом-наркологом Валерием Кононовым. Он пообещал помочь. В тот же день врач провел Гуле сеанс массажа и иглоукалывания. Прощаясь, сказал, что, если не станет лучше, она может подъехать к нему завтра.

Назавтра боль в спине усилилась, и Гуля поехала к Кононову. Врач сделал обезболивающий укол лидокаина и обещал скоро вернуться. Через пять минут после укола женщина потеряла сознание... Зайдя в кабинет, доктор Кононов растерялся. Придя в себя, он начал реанимировать пациентку, медсестра вызвала «Скорую».

Через 7 дней Гуля, так и не придя в сознание, умерла.

Чиновники вины нарколога не обнаружили

По факту смерти прокуратурой была проведена проверка. При Департаменте здравоохранения создали комиссию. Вывод чиновников: у Гузалии случился анафилактический шок. Это тяжелая аллергическая реакция, возникновение которой не зависело от действий Кононова. А значит, вины врача нет.

Однако на суде представители комиссии не смогли объяснить, почему комиссия не сказала о том, что данный нарколог не имел лицензии для лечения больных радикулитом? А также того, что Гуле Сивковой и ранее вводили лидокаин и ни разу на него не было аллергии.

«Забыла» комиссия и о том, что Кононов сам сказал врачу «Скорой», когда тот приехал в диспансер, что ввел пациентке 10 мл 10%-ного раствора лидокаина. Что в 2 раза (!) превышает максимально допустимую дозу.

Прокуратура же решила уголовное дело не возбуждать. Конец печальной истории? Однако мать Гули, всю жизнь проработавшая фельдшером, засомневалась в объективности проверки. И сдаваться не собиралась. Но стало ясно, что без грамотной помощи адвоката не обойтись. Написали жалобу в областную прокуратуру, которая постановила провести дополнительное расследование.

Были опрошены врачи «Скорой», которые заявляли о передозировке. Затребовали медицинские документы на Гузалию, подтвердившие, что ей не раз делали уколы лидокаина без осложнений. Решающую роль сыграли выводы судмедэкспертов, которые установили истинную причину смерти. Они сумели доказать, что состояние, в котором находилась Гуля Сивкова, было связано с токсической реакцией на передозировку лидокаина. Кроме того, что медпомощь, оказанная Кононовым при реанимации Гули Сивковой, была неадекватная. Смерть можно было бы предотвратить!

В итоге было-таки возбуждено уголовное дело, которое, однако, не раз закрывалось. Но благодаря настойчивости потерпевших Кононов все же предстал перед судом...

Доктор вышел сухим из воды

Суд признал Валерия Кононова виновным в причинении смерти по неосторожности. И приговорил его к трем годам условно. Но по постановлению Госдумы об амнистии в связи с годовщиной Победы судья освободил Кононова от наказания.

Из диспансера врач ушел. Потом, говорят, преподавал в медуниверситете. Чем сейчас занимается, неизвестно. Остается надеяться, что не частной медицинской практикой.