Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика26 апреля 2005 10:15

Патриоты и разбойники

В России более 2000 ветеранских организаций. Многие из них замешаны в криминале
Что ждет этого парня, когда он покинет службу?

Что ждет этого парня, когда он покинет службу?

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Тень на «Тропе»

С недавних пор в уголовном деле о покушении на главу РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса фигурирует загадочная организация «Тропа». А бывшие офицеры-спецназовцы Клочков, Яшин, Найденов якобы являются активными членами этого объединения, которое, по мнению следователей, имеет явный «террористический уклон». Из источников «КП» в следственных органах стало известно, что одним из создателей «Тропы» в свое время стал бывший майор-десантник Константин Мирзоянц (тот самый, который проходил по уголовному делу об убийстве журналиста Дмитрия Холодова (1994), но впоследствии был оправдан судом). Мы связались с адвокатом Мирзоянца Михаилом Савченко и попытались выяснить его мнение о шуме вокруг «Тропы».

- Передо мной, - сказал он, - лежит устав «Тропы». Она зарегистрирована в Минюсте как региональная общественная организация содействия социальной защите ветеранов спецназа и разведподразделений ВДВ. В этом документе перечислено огромное множество целей организации - все они сводятся к решению благородных задач. Это оказание помощи ветеранам в приобретении жилья, в лечении, в переподготовке, в организации отдыха, в психологической реабилитации тех, кто побывал в «горячих точках». Большой раздел вопросов связан с оказанием помощи семьям погибших бойцов. Тут вы не найдете и слова о политике, об отношении к власти, о решении каких-то идеологических задач и уж тем более о физическом устранении неугодных лиц. О чем же еще можно говорить?

Что видно из-под «крыши»?

В последние годы различного рода ветеранские военные организации все чаще мелькают в томах уголовных дел. У всех у них, как и у «Тропы», уставы с благородными целями: социальная защита военнослужащих и членов их семей. За последние 10 лет в России официально зарегистрировано более двух тысяч аналогичных объединений. И у каждого - свой фонд. А там, где деньги, там почти везде криминал. Вспомните, как в свое время стали по стране разгуливать недобрые слухи, что ветераны Афганистана слишком увлеклись бизнесом.

Сейчас же мы все чаще становимся свидетелями другого «направления» в деятельности ветеранских объединений: они под различными благовидными предлогами рвутся в политику, стараются влиять на исход губернаторских и других выборов в регионах. А когда не удается победить в честной борьбе, в ход идут «специальные знания» тех же ветеранов спецназа и военной разведки.

Кузницы «бабла»

Львиную долю различных союзов ветеранов составляют организации, цель которых - обычное зарабатывание денег. Костяком таких объединений являются бывшие офицеры различных спецслужб и правоохранительных органов. Но ни один чекист, военный разведчик или десантник никогда не называет себя «бывшим». Человек, всю жизнь обучавшийся военному делу, придя на «гражданку», сталкивается с одной проблемой - где заработать деньги на содержание семьи? Кому везет, по связям устраивается начальником службы безопасности в какую-нибудь крупную фирму. Остальные примыкают к ветеранским организациям, все шире разворачивающим свои коммерческие сети.

Финансовая основа подобных объединений - коммерческие фонды. А условием их неприкосновенности и наполнения выступают создаваемые на базе ветеранских организаций частные охранные предприятия. Последних в десятки раз больше, чем самих объединений, имеющих сегодня мощнейшую в стране военизированную негосударственную структуру.

ЧОПы сомнительных «ассоциаций» зачастую занимаются «разрешением» имущественных споров, выступают прикрытием во время разборок и банальным «крышеванием». У всех «бывших» на месте службы остаются друзья-знакомые, которые на определенных условиях способны решать проблемы коммерсантов и бизнесменов. Со временем ветеранская организация внедряет своего человека в руководящие круги «опекаемой» фирмы для лоббирования финансовых интересов. А дабы оправдывать свое название, периодически «убеждает» коммерсанта выделить средства на спонсорскую закупку снаряжения или оборудования для бойцов, воюющих на Северном Кавказе; различных подарков к профессиональному празднику для структуры-«опекуна»; проведение различных благотворительных акций.

Где учат «диверсантов»?

Сколотить свою «красную бригаду» вам запросто поможет, к примеру, Федеральное агентство правопорядка (Ассоциация ветеранов подразделений специального назначения). Агентство официально предлагает подготовку по дисциплине «Защита от диверсионно-террористических средств».

Вот тема № 1. Взрывчатые вещества и взрывные устройства как одно из основных средств проведения противником террористических акций.

- Конструктивные особенности взрывных устройств (ВУ).

- Поражающее воздействие ВУ.

- Взрывчатые вещества.

- Средства и способы взрывания.

- Взрыватели и их классификация.

- Взрывные устройства и их классификация.

Программа эта рассчитана на 16 часов, количество обучающихся - не менее 20 человек, стоимость обучения одного человека - $30. Всего за $600 готова целая команда подрывников - ведь когда знаешь, как от взрывчатки защищаться, ты, естественно, знаешь, и как ее применять.

Виктор БАРАНЕЦ, Александр КОЦ

ВЕРСИЯ

Чубайса предупреждали

Его служба безопасности опасалась национал-патриотов

С каждым днем политическая версия покушения на Чубайса все больше раскручивается. Уже открыто говорят о том, что тут не обошлось без «коричневой подпольной группы», что в этом деле, возможно, впрямую замешаны бывший министр печати Борис Миронов и его сын Иван, прославившиеся своими ярыми националистическими взглядами и антисемитскими выходками.

Однако сами подозреваемые отнюдь не спешат пролить свет в этой темной истории. Отец и сын Мироновы вообще в розыске. Арестованные же - бывшие десантники, как говорят, в «несознанке».

Но, как удалось выяснить «КП», у главного обвиняемого Квачкова при обыске была найдена и изъята как раз литература, разжигающая национальную рознь.

Более того, есть информация, что именно российских национал-патриотов имел в виду Анатолий Чубайс, когда заявлял сразу после покушения: «Я знаю, кто заказал меня». О том, что фашисты российского розлива готовы «искоренять» тех, кто, по их мнению, «сеет зло» в России, главного энергетика страны предупредила служба безопасности РАО «ЕЭС». Она постоянно отслеживала эту ситуацию.

МНЕНИЕ АДВОКАТА

Анатолий КУЧЕРЕНА, адвокат Чубайса: Преступление готовилось на высоком уровне

- Вы можете прокомментировать политическую версию покушения?

- Я бы не называл ее политической. Скорее идеологическая. Она имеет право на существование. Но все должно проверять следствие. Сейчас изучаются все версии.

- В том числе и та, где идет речь о личной неприязни арестованных к Чубайсу?

- Я категорически это отвергаю. Потому что знаю: мой доверитель никогда этих людей не видел и не имел с ними никаких дел.

- Вы недавно заявляли, что к преступлению имеет отношение военизированная группа?

- Преступление совершено. Этот факт очевиден. Кто-то его готовил. Там были взрывчатка и автоматическое оружие. Подготовка была на достаточно высоком уровне. Я сам выезжал на место преступления и видел окопы-лежанки, где могли укрываться нападавшие.

- И что вы там увидели еще?

- Саму воронку взрыва. А вообще я не могу комментировать деталей.

Николай АЛЕКСАНДРОВ

РЕПОРТАЖ ИЗ УНИВЕРСИТЕТА

Мы побывали на месте учебы подозреваемого Ивана Миронова. В 2002 году он окончил истфак МГПУ с красным дипломом и остался аспирантом. Слыл умником, экзамены сдавал на пятерки, по любому поводу имел свое мнение.

- Мы ездили с Ваней на археологическую практику, сталкивались на семинарах, - вспоминает доцент кафедры истории России МПГУ Кирилл Конюхов. - Мне он всегда казался парнем «на понтах». Живой, порывистый. Как и его отец, националист.

На истфаке вспоминают, что свои взгляды Иван отстаивал очень отчаянно - в запале мог наговорить кучу глупостей, даже накричать - без разницы, кто перед ним, однокурсник или преподаватель.

- Коллеги жаловались на него отцу, Борису Миронову, а тот воспитывал его очень сурово, Ваньке доставалось. На следующий день он приходил и извинялся.

Крикливость отталкивала ребят, лидером его не считали. Но когда он «отходил», становился вполне вменяемым человеком. Все его работы, по признанию преподавателей, написаны блестяще.

- Как аспиранта мне посоветовали Ивана преподаватели МГУ, - рассказывает научный руководитель Миронова Надежда Иванцова. - У нас не всегда совпадали взгляды, но Ваня вел себя очень корректно. Я думаю, что вся эта история с Чубайсом - просто провокация.

- Он слишком умный, чтобы вляпаться в такую историю, - уверен Конюхов. - Как только я узнал, что его подозревают, сразу понял, что и вся компания никакого отношения к покушению не имеет. Ваня никогда не возьмет в руки оружие. Еще в стенах университета в 2001 году Иван устроился корреспондентом в газету «Завтра». А в 2002-м попал в аппарат Госдумы к Николаю Харитонову и Геннадию Зюганову.

Летом 2003 года Иван разъезжал по регионам с Сергеем Глазьевым в качестве его помощника. Осенью 2004 года Миронов стал помощником депутата Елены Мухиной.

Сейчас сын бывшего министра печати России в бегах, как и его отец.

Наталья БОРИСЮК

КСТАТИ

...А когда-то Борис Миронов был классным журналистом

И даже работал в «Комсомолке»

В журналистских кругах Миронова до сих пор часто называют просто Борей. Потому что помнят его острое перо и «непричесанные» тексты.

В 60-х и 70-х он начинал в Чите - в газетах «Комсомолец Забайкалья» и «Забайкальский рабочий». Комсомольские и партийные боссы его не очень любили: писал без полутонов и ни за что не соглашался цитировать в своих заметках Брежнева.

А в мае 1977-го Миронова занесло к нам на 6-й этаж, его взяли стажером отдела рабочей молодежи. Как вспоминают старожилы, писал он бойко и задиристо, но выше стажера так и не поднялся и уже в январе 1978-го перешел в «Правду».

Но и в «Правде» он тоже не прижился - как тогда острили коллеги, «Борю из «Правды» выгнали за правду». Говорят, написал критический материал про московские нравы, кто-то из столичных начальников «стукнул» в ЦК КПСС, и «неуемного провинциала Миронова» попросили из газеты...

После этого его снова приютила «Комсомолка», но в штат на этот раз (судя по всему, «по причине опалы») официально не оформляли. Зато рабочий стол и выход на полосу у Миронова были: он считался очень агрессивным журналистом, писал много разоблачительных статей.

Александр ГАМОВ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Екатерина ПАЖЕТНЫХ. Скорее всего, это имя связывают сейчас с делом о покушении на Анатолия Чубайса. Эта женщина достаточно известна в кругах бритоголовых националистов. Долгое время она общалась с членами «Русского национального единства» в Кузьминском парке. Там последние охраняли лодочную станцию, однако после убийства на этой станции (в нем были обвинены трое членов РНЕ) с насиженного места скинхедов прогнали. По неофициальным данным, Екатерина Пажетных входила в «народные дружины», патрулировавшие в конце 90-х улицы Юго-Восточного округа столицы. Известно также, что она училась в том же пединституте, что и Иван Миронов. Скорее всего, с самим полковником Квачковым ее связывают ошибочно. Более вероятна ее связь с сыном Квачкова, в окружение которого она была вхожа. Впрочем, какое-то серьезное ее участие в покушении на главу РАО «ЕЭС» маловероятно. По слухам, Пажетных - типичная «боевая подруга», любящая национал-патриотически настроенных ребят и атмосферу, создаваемую вокруг них. Последние называют таких девушек «сочувствующими».