Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды20 июля 2005 12:16

Режиссер Тимур Бекмамбетов: Тарантино «Ночной Дозор» понравился своей дикостью

Создатель первого российского мегахита, который выходит в американский прокат, побеседовал с кинообозревателем «КП» на фестивале в Карловых Варах. Публике, в большом количестве пришедшей на полуночный показ «Ночного Дозора» в Карловых Варах, показали американский вариант картины - в начале осени она выходит на экраны в США.

Создатель первого российского мегахита, который выходит в американский прокат, побеседовал с кинообозревателем «КП» на фестивале в Карловых Варах.

Публике, в большом количестве пришедшей на полуночный показ «Ночного Дозора» в Карловых Варах, показали американский вариант картины - в начале осени она выходит на экраны в США. Это третий случай, когда субтитрованный фильм попадает там в широкий коммерческий прокат - американцы, как известно, не любят читать даже субтитры. До российского мегахита в Штатах имели подобный успех лишь азиатские боевики «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и «Герой».

Бекмамбетова этот беспрецедентный успех, кажется, не очень изменил. Режиссер ничуть не забронзовел, до сих пор не утратил способности удивляться количеству зрителей, собравшихся на его картину на фестивале в Чехии: «Ух ты, как на футбольном поле!» Не изображает из себя мировую звезду и носит зловещую черную рубашку, украшенную серебристыми костями и черепами...

«Анна Каренина» страшнее «Кошмаров на улице Вязов»

- Как изменилась ваша жизнь после того, как на вашу картину положила глаз кинокомпания «ХХ век - Фокс»?

- Не буду врать, этот успех изменил многое. Мне открылись совершенно другие поляны... то есть возможности. Раньше я даже не знал о существовании всех этих голливудских студий-мэйджоров, никаких имен продюсеров и актеров не знал. Сейчас у меня появилась возможность познакомиться с этим миром на ощупь, вживую. Он оказался огромным и интересным, и я рад, что это произошло.

- Говорят, в Голливуде у вас один агент с Тарантино?

- Он очень много делает для меня. Предложений хватает. В основном это проекты, в той или иной степени напоминающие «Ночной Дозор». Истории о вампирах, параллельных мирах... Попадаются и очень хорошие сценарии. Однажды даже возник разговор о «Мастере и Маргарите». Но пока он беспредметный: нет ни сценария, ни бюджета. Предлагали и «Анну Каренину» в очередной раз снять...

- Я так и вижу, как размашисто вы бы сняли сцену самоубийства Анны.

- Да, страху там можно было бы такого напустить - мало бы не показалось! Уж мы бы переехали ее поездом - кошмар был бы такой, что и улицам Вязов не снился! (Смеется.) А если серьезно, меня очень радует, что в Голливуде меня воспринимают как человека, который в состоянии «творить миры»: они думают, что в «Ночном Дозоре» создан некий мир, не вполне похожий на окружающий, не догадываясь, что это обычная Москва. Что я вошел в число режиссеров, которые имеют право на нестандартные, что ли, решения. Что меня не будут использовать там для того, чтобы сварганить рядовой фильм. В Голливуде меня числят по ведомству такого дикого киберпанка и, надеюсь, не поручат ничего ординарного.

- Правда, что Тарантино принял вас в свой «клуб»: дескать, раньше были они одни с Родригесом, а сейчас появилась еще одна родственная душа?

- Он посмотрел кино, и оно почему-то ему понравилось. Может быть, дикостью своей. Сам-то он сейчас снимает гламурное, глянцевое кино - посмотрите «Килл Билл». Мне кажется, он смотрел «Ночной Дозор», и ему вспомнились времена, когда они делали «Бешеных псов» и «Десперадо». Плюс еще сама наша история о «темных» и «светлых» напоминает сегодняшнюю американскую ситуацию с усиливающимися мракобесием и неуверенностью в завтрашнем дне...

- На сколько времени вы принадлежите «Фоксу»?

- По контракту я должен сделать с ними три фильма. Первым должен стать третий «Дозор». Плюс еще две картины. Навязывать мне они ничего не будут. Будут предлагать, а я - выбирать из предложенного.

- Вас пугает этот «долг» крупнейшей кинокомпании?

- Пожалуй. Как и любой долг.

«Человек-паук» хочет в «НД»

- Сиквел «Ночного Дозора» будет отличаться от оригинала?

- Да, причем довольно сильно. Во-первых, это будет почти комедия. Во-вторых, там будет много любовных историй.

- Между кем?

- Между Городецким (Константин Хабенский) и Светланой (Мария Порошина). Но дальше я рассказывать не буду. Скажу только, что это будет очень сентиментальная история.

- А третья часть?

- Она будет продолжением двух предыдущих, но действие развернется в другой стране.

- Я даже догадываюсь, в какой именно.

- Нет, вовсе не обязательно в Америке. Может, даже в Китае. Просто картина будет сниматься на американские деньги с участием голливудских актеров. Бюджет - от 80 до 100 миллионов долларов.

- Что человек, прошедший школу гуру низкобюджетного кино Роджера Кормана, станет делать с такими деньжищами?

- Даже ума не приложу! Впрочем, львиная их доля уйдет на зарплату паре-тройке больших звезд.

- Вам сейчас легко дают деньги?

- Дают, потому что понимают, что я не сумасшедший. Что мне не нужно их больше, чем для того чтобы снять кино. У меня нет ограничений, кроме собственного здравого смысла.

- Кто из больших звезд рвется в «Ночной Дозор-3»?

- Многие американские актеры знают фильм, любят его, хотят сниматься в продолжении. Исполнитель роли «Человека-паука» Тоби Магвайер, например, поехал на бульвар Фэрфакс, где есть русский магазин, торгующий солеными огурцами и пиратскими дисками, купил себе DVD «Ночного Дозора» и крутит его всем своим друзьям. За ним и другие потянулись...

- А с кем вы бы по-настоящему хотели бы поработать?

- С Гэри Олдменом (это главный отрицательный герой фильмов «Лион», «Пятый элемент»), с Джеком Николсоном...

Рядом со Сталиным Толкиен отдыхает

- В 1994 году вы получили в Карловых Варах приз за режиссуру фильма «Пешеварский вальс». Как получилось, что вы здесь впервые?

- А меня кинофестивали никогда особо не интересовали. Приз тогда получил мой товарищ и сорежиссер Гена Каюмов. Он, кстати, и привел меня в режиссуру - по образованию я ведь художник-постановщик. Гена положил много сил на продвижение картины, а я предпочел заниматься рекламой. Снимал тогда серию роликов банка «Империал».

- Что вас так привлекает в рекламе? Разумеется, помимо возможности заработать.

- Полное отсутствие ответственности за содержание. Это очень полезная и приятная работа. Можно пробовать новые технологические примочки, хулиганить, играть с формой. Режиссерская профессия по сути не предполагает, что ты являешься автором. Режиссер - по-английски всего лишь «директор». Который должен взять «литературу», собрать команду и воплотить вместе с ней ее на экране.

- Вы разрушаете миф вокруг одной из самых престижных некогда профессий. Все в нашем кино вертелось всегда вокруг режиссеров.

- Да ладно! В советском кино был гениальный продюсер. Звали его Сталин. Он выбирал сценарии, утверждал актеров, назначал режиссеров... Про наш режиссероцентризм лучше бы помолчать!

- А Путин мог бы быть продюсером?

- Нет, для этого ему нужно придумать собственный художественный мир. Сталин такой создал - от пионерского галстука до «советского диснейленда». Он - автор такого фэнтези, что по сравнению с ним любой Толкиен отдыхает!

- Какую последнюю рекламу вы сняли?

- Аморальный ролик про колье, которое молодой человек отбирает у девушки, чтобы купить себе пиво «Сибирская корона». Ролик о царе Александре III на ту же тему. А еще снял в Киеве рекламу мобильной телефонной связи с Жераром Депардье. В России ее не увидят. Сюжет там такой: Депардье в Киеве садится в такси ехать в аэропорт, а таксист напевает колыбельную дочери по телефону. А поскольку на дорогах очень опасно, Депардье забирает у него трубку и сам принимается петь. Когда Жерар, не зная слов, пел, импровизируя, по-французски «Спи, моя радость, усни», было очень смешно.

Реклама как ядерное оружие

- Ваше имя - торговая марка дорогой и качественной рекламы.

- Но снимал я отнюдь не только ее! Я снимал все что ни попадя, пока на фестивале рекламы ни подошел ко мне Миша, ныне Михаил Юрьевич Лесин, который создавал компанию «Видео интернэшнл». Он предложил снять для разнообразия что-нибудь такое качественное и красивое, например, исторические анекдоты про королей. Так началась серия роликов банка «Империал». Ровно 10 лет спустя все то же самое повторилось с «Ночным Дозором». В 2002 году я встретил Максимова и Эрнста, и они дали мне книгу Лукьяненко, и сказали, это будет первый русский блокбастер...

- И какова же была первая реакция?

- Страшный испуг. Но это был мой собственный комплекс. Качество литературы, видите ли, меня тогда не устраивало! Не разглядел...

- Когда б вы знали, из какого сора...

- Да, проза Лукьяненко - это посткультурное явление. Он создал какой-то новый язык на стыке американской жанровой литературы и нашей реальности, увиденной чуть-чуть в ностальгическом, «советском» свете. Это сочетание будоражит. Моя реакция на книгу была такой же, как и у критиков на наш фильм. У Лукьяненко отсутствует самоконтроль, его несет, и то, что выходит из-под его пера, - где-то на грани между графоманством и гениальностью. Когда я понял, что созданный писателем мир любопытен, мне захотелось перенести его на экран.

- Что вы чувствовали, когда о сборах «Ночного Дозора» по Первому каналу вещали как о сводках с посевной в советские времена?

- Я знаком со способами воздействия рекламы и прекрасно понимал, что применяется ядерное оружие широкого радиуса действия. Посредством такой пропаганды можно было добиться чего угодно. Но нельзя не признать, что это было впечатляюще! По сути, у нас не было выбора. Мы ведь не только фильм продвигали! Мы создали прецедент, заставили людей пойти смотреть российское кино. До нас это казалось невозможным. Инвестиции вкладывались не только в «Ночной Дозор», но и в следующие отечественные кинорелизы этого года!

- А к режиссуре этого действа вы имели отношение?

- Я снял только последние ролики, в которых Медведь считал зрителей «Ночного Дозора» и сбивался со счета. Снял его, чтобы извиниться перед аудиторией за агрессивность нашей рекламы. Так говорил Квентин

«Фильм Тимура Бекмамбетова «Ночной Дозор» появился как раз тогда, когда мы едва успели пережить «Властелина колец» и еще не были морально готовы к встрече с не менее захватывающим шедевром фэнтези! Как и Ридли Скотт, Тимур - потрясающий визионер, а его картина - эпическое произведение необычайной силы!»

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Тимур БЕКМАМБЕТОВ родился 25 июня 1961 года в городе Гурьев, Казахстан. Учился в Московском энергетическом институте, окончил факультет живописи Ташкентского театрально-художественного института. С 1989 года работает в рекламе.

Поставил фильмы «Пешеварский вальс», «Гладиатрикс» (последний для известного независимого продюсера Роджера Кормана). С постановкой картины «Ночной Дозор» вошел в высшую лигу мировой кинорежиссуры. Американцы вырезали всего Гошу Куценко

Как перемонтировали фильм

Фильму предшествует заставка студии «ХХ век - Фокс» и титры с именами актеров и авторов идут по-английски.

Песня группы «Уматурман» заменена куда менее выразительной, но зато на английском языке.

Английский же закадровый голос терпеливо объясняет аудитории нюансы борьбы «темных» и «светлых» сил.

Вырезана вся роль Гоши Куценко, сильно сокращен эпизод с втянутым в «воронку» самолетом, летящим из Анталии.

Изобретательно придуманные субтитры не просто переводят русскую речь персонажей, но и делают картинку еще более «прикольной». В соответствии с происходящим на экране они то наливаются кровью, то растворяются в воде, их смахивают движением руки и т. д.