- Что увижу - напишу, в рифму все я уложу... По сравнению со мной Пушкин все-таки отстой!
Когда в городе так непристойно жарко, как в последние дни, взгляд невольно стекленеет, и окружающим может показаться, что индивидуум терзается каким-нибудь из проклятых вопросов. Например, его волнует «Что делать?» или «Кто виноват?», или (что уж совсем печально) несчастного мучает мысль о поэзии.
Поэт - он в России больше, чем поэт? Или же меньше? А может, это создание с тонкой душевной организацией вообще вымерло, услышав песню Глюк’Оzы «Юра-Юра-Юра, люблю тебя, как дура?». В какие щели забилась нынче поэзия, испугавшаяся натиска рекламных стишков и вульгарных попсовых частушек?
Говорят, поэзия поселилась в Интернете. Все непризнанные пушкины и вышедшие из запоя есенины нынче имеют обыкновение оставлять в Сети следы в форме четверостиший. На главном отечественном сервере по обеспечению поэтов такой возможностью - www.stihi.ru - сказано просто: «Современная актуальная литература создается именно в сети Интернет».
Вот так, без лишних реверансов перед бумажным прошлым. И, что примечательно, теперь ведь ни одного из авторов-сетевиков даже бумагомаракой не обзовешь! Ладно-ладно, пусть будут тогда сетемараками.
Рай для графоманов
Интернет - рай для графоманов. Да и для прочих «манов» тоже, но в случае с литературой этот рай выглядит привлекательным лишь издалека. Классно, а? - без всяческих препон, без дурацких ограничений, кто угодно может показать миру свои стихи. Но поскольку таких «кто угодно» в мире множество, то отыскать настоящего поэта на сетевой свалке глагольных рифм кажется невозможным.
Вот, к примеру, стихотворение Людмилы Рогожкиной:
Где силы взять, чтоб дальше жить?Сюда иду зеленою тропою.Усталость ног росою освежить,Услышать шум листвы над головою.
По всему видно, что Людмила - человек неплохой, природу любит. Бродит себе по уральскому лесу босиком, дышит свежим воздухом. Романтика, экология, благодать. И стоило ли все портить механическими вялыми строчками и парикмахерским сочетанием «жить - освежить»?..
Юноша с ведром
Интернетные поэты в принципе любят писать о своих тонких отношениях с деревьями и речками, будто бы пытаясь компенсировать время, проведенное у компьютеров, озеленением собственных мечтаний.
Вот некто, подписавшийся как «Александер Дракон», тоже тянется к прекрасному:
Я приду за рассветной росою,Когда небо вспыхнет зарей,Чтобы смыть там, за рекою,Свои беды священной водой.
Визуализация этого душа на рассвете может стать сценарием комедии. Юноша-романтик на заре отправляется за реку, вооружившись, допустим, ведром. Там, не обращая внимания на наличие естественного водоема, энтузиаст начинает ползать по травке и собирать росу, чтобы потом заняться «смыванием бед». И вот когда автору этого выспреннего опуса на том же сайте в форуме делают пару язвительных замечаний, в ответ от Дракона доносится следующее: «Чтобы в достаточной мере понимать мои стихи...... нужно научиться смотреть моими глазами на Мир...... уметь остро чувствовать Реальность и одновременно чувствовать себя вне Времени и Пространства......» (Многоточия Дракона сохранены.)
Обратите внимание: неуверенности в качестве своих стихов нет. Перед нами - автор с большой буквы «ААААА!». Он считает, что остро чувствует «Реальность» и что способен так же остро передать ее в своих творениях.
«И вздернут платья строгого подол»
Еще один жанр, популярный у сетемарак, - эротическая поэзия. «Ты ходишь по квартире без всего. Ты голая, и возбуждает это», - пишет Петр Давыдов. Александр Журавлев добавляет:
Стемнело. Ты заметно опьянелаИ просишь заказать тебе такси.Куда же ты, постой, не уноси,Свое рельефно-выпуклое тело!
Месье Журавлев вообще оказался большим затейником. «Пока язык галантен - руки грубы», - пишет он, чтобы потом подарить читателю весьма экспрессивную картинку:
Теперь - напор! Манеры, ласки - к черту!И вздернут платья строгого подол,И ты стоишь - упор локтями в стол.И сзади - я!
Ура-ура, этот человек хотя бы не озабочен смытием своих бед священной водой. Зато у него иная озабоченность. К счастью, существуют офисы, кусты, двуспальные кровати и луна, которая неизменно будит у г-на Журавлева порнографические ассоциации. «Опубликовав свои произведения на сервере Стихи.ру, вы станете участником динамично развивающейся литературной среды», - говорится на одной из страничек сайта.
Какая она, новая литературная среда, вы уже могли почувствовать. Главный редактор всего этого дела, Дмитрий Кравчук, всерьез дает советы своим читателям о том, как добиться популярности. «А секрет этот очень простой. Для того чтобы втюхать свое творчество как можно большему количеству людей, нужно его втюхивать, втюхивать и втюхивать». Качество текста, по мнению Кравчука, значения не имеет. Пора нерукотворных памятников прошла - теперь актуальны памятники втюханные.
ДОСЛОВНО
Василий КРАВЧУК, главный редактор сервера Стихи.ру: Чтоб стихи писать, надо быть Пугачевой. Или Киркоровым
«На новогоднем «Огоньке» все равно будут Алла Пугачева и Филипп Киркоров, что бы они там ни пели и как бы себя ни вели. Точно так же и вам - сначала нужно стать звездой. А потом уже только вас все и будут читать. Тогда-то вы по-настоящему и сможете раскрыть свой талант и сказать своей аудитории все, что хотели ей сказать. Только на этой ступени вы получите свободу действий и сможете управлять вкусами читателей».
В ТЕМУ
Как зовут поэта?
Интернет приучает людей к пользованию прозвищами - «никами». Таким образом, в заветной лире прах переживут не Марь Ивановны с Петрами Палычами, а некая Rodionovna. Или - «Апостол Андрей и Святой Петр» (да-да, именно так!). Или - просто Санитар Леса.
КСТАТИ
Ежедневная аудитория сайта Стихи.ру - 10 тысяч человек. Сайт зарегистрирован как средство массовой информации.
Они пишут не для высоколобой критики
Все так, искушенному критику вряд ли понравятся вирши начинающих либо графоманов. И тех и других на сайте полно. И слава Богу, что они именно там, на сайте, объединились для столь безобидного дела, как писание стихов. Выйдут ли они в известные поэты - вопрос. Хотя почему нет? Все профессионалы делали первые неумелые шаги когда-то.
Дело-то в другом. Участники проекта stihi.ru, не побоюсь сказать, одни из основателей нормального гражданского общества. Они свободны в выражении мыслей (Интернет дает такую возможность), они реализуют свое право на объединение по интересам (пусть и виртуальным образом), они заняты делом, инициативны.
Да, они нашли такой способ самовыражения, создали такой клуб. И что? Значит, есть такая сила, которая заставляет их сидеть перед монитором и общаться с другими. Эти одиннадцать тысяч поэтов не носятся на машинах пьяными по улицам своих городов, никого не насилуют в подворотне, не устраивают «оранжевых» революций. Они пишут фактически в стол. А там, черт его знает, глядишь, и блеснет в виртуальном пространстве бриллиант, который принесет славу России. Если только искушенный критик сможет рассмотреть талант. А для этого надо взглянуть на сайт другими глазами. Глазами человека, готового помочь начинающему. А графоман и сам кого угодно достанет.
Алексей СИНЕЛЬНИКОВ