Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество23 августа 2005 19:13

Почему запретили Ил-96?

Пока чиновники разбираются с неполадками, авиакомпании несут убытки
На приколе - 11 машин.

На приколе - 11 машин.

Фото: ТАСС

Крупнейшие авиакомпании работают в авральном режиме. После запрета на полеты самолетов Ил-96-300 перевозчики встали перед проблемой: на чем доставлять пассажиров из отпусков?

- Это же надо было додуматься - в разгар сезона запретить самый ходовой самолет! - возмутился наш источник в «Аэрофлоте». - Нам и другим компаниям пришлось экстренно вводить в эксплуатацию менее комфортные самолеты Ил-86 и Ил-62. Но если 96-е на Дальний Восток летают без посадок, то теперь придется дозаправляться где-нибудь в Новосибирске.

На сегодняшний день парк «опальных» самолетов в России составляет 11 бортов.

Нынешнее табу на самый комфортный российский лайнер выглядит более чем нелогичным. 10 лет эксплуатации без единой катастрофы, в то время как те же Ту-154 совершают аварийные посадки чуть ли не каждый день. И ничего - летают.

- «Аэрофлоту» в этой ситуации проще, - поделился с нами эксперт по авиационной безопасности Валентин Паров. - У этой компании большой парк, им есть чем заменить рейсы. А вся эта возня с агрегатом тормозной системы УГ-151-7 - не более чем раздутый из мухи слон. Чтобы принять такое решение, как приостановка эксплуатации целого типа самолетов, должно произойти серьезное ЧП. А этот агрегат можно спокойно заменить и с новым посмотреть, как ведет себя машина. Кстати, в случае с простыми смертными так и происходит. Пока ведется ремонт, пассажиры ждут в аэропорту.

- Мы сомневаемся, что запрет Ил-96 связан с какими-то подковерными интригами отдельных чиновников, лоббирующих интересы заокеанских производителей, - заявил «КП» заместитель директора Федеральной лизинговой компании Андрей Насонов. - В ФЛК очень сожалеют по поводу произошедшего, ведь Ил-96 - это прекрасная и конкурентоспособная машина. И ведь не сам самолет виноват в случившемся. Здесь вина в основном лежит на Балашихинском заводе, который производит некачественные запчасти. Вот одна такая и попала на самолет президента. Вряд ли какие-то чиновники хотят усадить Владимира Путина на «Боинг» - глава государства должен поддерживать российского производителя. И не будут авиакомпании, в парке которых стоят Ил-96, закупать «Боинги».

Между тем многие эксперты уже приписали инициативу приостановки эксплуатации лайнеров «Аэрофлоту». Мол, компания взяла на себя обязательство покупки шести Ил-96 и теперь хочет нарушить свое обещание.

- Мы же не враги себе, - обиделись в компании. - Сами сейчас несем убытки. А контракт «тормозится» не из-за того, что мы не хотим закупать эти машины. Просто на лайнерах есть некоторые «несмертельные» конструктивные дефекты, и мы требуем их устранения перед покупкой.

Кстати, сами летчики не горят желанием пересаживаться за штурвал «Боинга».

- Наш самолет намного комфортнее и безопаснее, - сказал нам второй пилот Ил-96 Виталий Сергеев. - Да и пассажирская загрузка больше.

Александр КОЦ

У Ил-96-300 два крыла: политика и деньги

Жизнь нас приучила к тому, что в нашей стране просто так и прыщ не вскочит. Во всем надо искать подоплеку, будь то налоговые претензии к нефтяным компаниям или скандал с приватизацией госдачи М. Касьяновым... Так и с делом о приостановке эксплуатации самолетов Ил-96-300.

Казалось бы, чего тут искать: неисправен самолет - устраните недостатки и летайте себе дальше. Но почему-то «Илы» сняли с маршрутов только сейчас, в августе, после того как в начале месяца случилась неприятность с президентским самолетом в Финляндии. Получается, что для разрешения технической проблемы потребовалось вмешательство высшего руководителя государства? Почему?

Есть два возможных объяснения: политика и деньги. Воронежский авиазавод, выпускающий Ил-96-300, контролируется компанией «Ильюшин финанс» (ИФК), одним из совладельцев которой является депутат Госдумы Александр Лебедев. Сам Лебедев известен тем, что пробивает масштабные проекты в области авиастроения и не скрывает своих намерений принять участие в выборах на пост московского мэра.

Судя по тому, что компания ИФК сейчас попала под колпак правоохранительных органов (в конце июля был арестован контрольный пакет акций ИФК), какая-то из этих инициатив (или обе сразу) А. Лебедева пришлась не по вкусу властям.

Атака на Лебедева может иметь своей целью устранение его как конкурента в борьбе за немалые деньги (35 миллиардов долларов за десять лет!), которые государство намерено вложить в развитие отечественной авиации. А может, кто-то расчищает площадку перед выборами московского мэра...

Евгений АНИСИМОВ