Татьяна Эртель часто приводила Русика к себе домой, возилась, как с родным сыном.
- Сегодня я покажу вам настоящие грибы, - начала урок Татьяна Эртель. Была пятница, природоведение стояло в расписании последним уроком, да и дети устали сидеть в душном классе.
Татьяна Сергеевна не выглядела на свои 45: стройная, энергичная. Только волосы приходилось подкрашивать. И все равно трудно поверить, что Татьяна успела вырастить двоих дочерей, отучить три выпуска в школе-интернате.
Разновозрастной класс - все восемь человек - побрел за Татьяной Сергеевной. (В классе у Эртель были ребята с плохим слухом, а глухота может проявиться в любом возрасте, поэтому за одной партой подростки зачастую сидят рядом с малышами.)
- Видите, листья желтеют и падают, значит, вот и к нам на Алтай пришла осень, - на ходу объясняла Татьяна Сергеевна. - А сейчас мы посмотрим, какие грибы растут вон на той полянке.
Самый старший, 16-летний Руслан Гафурбаев, тут же нашел несколько сыроежек и с гордостью понес свою добычу учительнице.
- Вот видите, ребята, Русик уже знает, что это съедобные грибы, - похвалила Татьяна Сергеевна.
Дети с азартом принялись заглядывать под кусты.
- Пора на обед, - объявила Татьяна Сергеевна в конце урока и повернулась, чтобы уходить. Резкий удар ножом свалил женщину на колени. За ее спиной стоял тот самый Руслан Гафурбаев.
- Что ты, Русик... - захрипела учительница.
Когда она затихла, Руслан знаком приказал остальным молчать и поволок тело в лес.
Дети взглядами проводили его и строем пошли на обед.
Искать Татьяну Эртель начали только на следующий день. Дочь Татьяны, Вероника, которая работала учительницей в этом же интернате, удивилась, что мама не появилась на сцене, когда всем вручали грамоты по случаю Дня учителя. После долгих расспросов один из одноклассников Руслана кое-как объяснил, почему их учительница не вернулась с урока. И тогда убийца сам показал, как тащил труп к глиняному карьеру на окраине села.
Погибла по доброте душевной
...Центральная улица в Озерках, извиваясь, ведет на окраину. Между интернатовскими корпусами бегают школьники. За ними короткими перебежками - воспитатели. На футбольном поле пинают мяч мальчишки, не обращая внимания на мерзкий дождь. Если закрыть глаза, будет слышно только, как стучат двери и как мяч ударяется о штангу ворот. Детвора молчит.
- Все наши ребята с нарушением слуха, профиль у нас такой, - объясняет мне замдиректора школы-интерната Анатолий Комиссаров. - Но есть и особо тяжелые случаи: в двух классах учатся олигофрены с разной степенью глухоты.
В одном из таких классов Татьяна Эртель и провела свой последний урок.
- Татьяна Сергеевна - очень грамотный педагог, - начала завуч по воспитательной работе Галина Куппа. И после короткого вздоха поправилась: - Была... А в тот день все подумали, что Татьяна спешила по своим делам - довела детей только до корпуса. Мы же все рядом живем... А к этому гаденышу - извините, другого слова просто подобрать не могу - она относилась как к сыну. Забирала его на выходные, мыла, кормила.
- Конечно, он осознавал, что делал, - буднично сообщили мне в прокуратуре Тальменского района. - А вот раскаивается или нет - сказать трудно... Скорее понимает, что убивать - плохо. Но понял он это только в СИЗО. Там ведь бытовые условия хуже, чем в интернате. Вот он и сообразил, что его наказали. Почему убил? Да он и сам толком не знает. У нас в прошлом году такой же олигофрен изнасиловал 9-летнюю девочку. И удивлялся: за что его в тюрьму посадили? Руслан говорит, что Татьяна Эртель ему курить запрещала...
В Озерках одна из воспитательниц вспомнила: незадолго до того дня Татьяна Сергеевна застукала Руслана, когда тот домогался 14-летней одноклассницы. Предлагал ей за это помочь с домашним заданием. Руслан-то уже который год подряд осваивает начальную школу (олигофрены в Озерках проходят три класса общеобразовательной школы за 9 лет и выпускаются, имея лишь начальное образование).
- К нам из года в год привозят по 450 детей, - рассказали мне в Алтайской краевой клинической психиатрической больнице. - Из них почти половина - олигофрены в стадии дебильности с психопатоподобным поведением. Конечно же, они опасны! Часть из них кое-как можно адаптировать к обществу - научить мести улицы, пилить дрова, готовить пищу. Но 10 процентов вообще не поддаются обучению.
В прошлом учебном году в Алтайском крае выявили больше шести тысяч детей с дефектами умственного развития.
- Это постоянная величина, - объяснила мне Галина Самодурова, курирующая коррекционные учреждения в краевом комитете образования. - Олигофренов и других детей-инвалидов не прибавляется, не убывает. Но в последнее время к нам все чаще стали попадать дети с целым букетом тяжелых болезней. Таких, как Руслан Гафурбаев, - дебилы, да еще и глухие. Вот и приходится работать с такими «в комплексе». Для этого и открыли спецклассы в Озерской школе-интернате.
300 тысяч «бомб замедленного действия»
Руслан Гафурбаев - типичный российский сирота. Мать замерзла под забором. Отец не проснулся после пьяного застолья в честь возвращения после очередной отсидки. С младенческого возраста Руслан скитался по детским домам. В 96-м ему поставили диагноз «потеря слуха первой степени» и отправили в Озерки.
- Но умственно отсталые рождаются не только от алкоголиков и наркоманов, - объяснила мне Нина Сухотина из НИИ психиатрии. - Правда, известно, что в низших слоях общества их появляется на свет гораздо больше, чем среди нормальных, образованных людей. Это наследственное - у нас под наблюдением есть целые династии олигофренов.
...Сосчитать, сколько точно слабоумных детей в России, ученые никак не могут. Ребят зачастую прото некому привести на прием к врачу, чтобы тот мог провести обследование. Но приблизительное количество подсчитать несложно. Детей с отклонениями умственного развития рождается 8 - 10 процентов. То есть если у нас 30 миллионов населения в возрасте до 17 лет, значит, проблемы с головой у 3 миллионов. Из них минимум десятая часть - 300 тысяч - олигофрены.
На первый взгляд таких детей и не отличишь от нормальных ребят - улыбчивые, простые в общении. Кто из них представляет собой «бомбу замедленного действия» и может вот так, как Руслан, ни с того ни с сего воткнуть нож в любимую учительницу, в товарища по общежитию, в прохожего - не знают ни педагоги, ни врачи.
На вопрос «что делать?» специалисты только разводят руками. Болезнь не лечится. Более того - передается по наследству. Посадить за решетку можно только преступников, которые уже кого-то обокрали, изнасиловали или убили. Держать больных под замком не позволяют ни закон, ни мораль. Но разве выход - оставлять их один на один с обычными школьными учителями и другими детьми?
Веяние времени - «адаптировать» их - ввести совместное обучение: в классы со здоровыми детьми посадить олигофренов, слабослышащих, глухонемых ребят.
- Видела я это совместное обучение, - отмахнулась Галина Самодурова из Алтайского комитета образования. - Скандинавские дети-инвалиды ходят в обычные школы. Но они все равно изолированы! Их называют «дети с особыми образовательными потребностями», и они сидят в отдельных классах. Под замком.
Во время кризисов в стране рождаемость резко падает. С конца 80-х детей у нас появлялось на свет все меньше. А коррекционных классов и специальных образовательных учреждений стало только больше. При этом они были заполнены под завязку. Это обычные люди, понимая, что не смогут обеспечить ребенка всем необходимым, во время смутных времен стараются повременить с ребенком. Слабоумные, алкоголики и наркоманы не думают о том, смогут ли вырастить детей... Кстати, Руслан Гафурбаев родился именно в 89-м году.
* * *
- Мы не боимся, - заверил меня директор Озерской школы-интерната Виктор Демкин. Он говорил так горячо, что показалось, будто сам себя хотел в этом убедить. - Психологи провели обследование одноклассников Гафурбаева. Дети рисуют голубые облака и яркое солнце - значит, все в порядке...
Дочь Татьяны Эртель уволилась сразу после похорон матери. Дверь и окна в ее доме наглухо закрыты. Педагоги интерната сомневаются, что Вероника с мужем останутся здесь жить.
Я уже уходил из интерната, когда меня догнала одна воспитательница.
- Виктор Иванович зря всех успокаивает, - сообщила она полушепотом. И оглянувшись, призналась: - Мне страшно!
КОММЕНТАРИЙ ВРАЧА
«Они просто забыли про убийство»
- Олигофрения - это умственная отсталость. Такие больные живут эмоциями. Они не способны к абстрактному мышлению, не могут адекватно оценить последствия своего поступка, - объяснила мне руководитель отделения Московского НИИ психиатрии доктор медицинских наук Нина СУХОТИНА.
- Но ведь он четко спланировал убийство, закопал тело, выкинул нож?!
- Это называется эпилептоидальной психопатией. Агрессия у таких больных накапливается постепенно и долго не проявляется. Вполне возможно, учительница своим замечанием задела Руслана. Он решил отомстить, созрел план действий.
Как олигофрен мог выстроить план убийства, я спрашивать не стал - озерковским детям никто не запрещает смотреть телевизор. Получается, как убить и потом спрятать улики, на это умственных способностей у олигофрена хватило. А то, что жертвой стала мать двоих детей, отчасти ставшая матерью и для него самого, на это Гафурбаеву было наплевать. Но как же одноклассники, свидетели этого нечеловеческого поступка? Они разве не соображают, что убивать людей - это плохо?
- У олигофренов в психике есть своеобразный механизм «защиты». Скорее всего, они этот неприятный случай просто-напросто быстро забыли, стерли из памяти.
- У Руслана с Татьяной Сергеевной складывались очень доверительные отношения...
- А так чаще всего и бывает. В данном случае от добра добра не ищут. Относясь к больным с состраданием, нужно оставаться профессионалом. А в педагогических вузах, насколько мне известно, почти не изучают психиатрию. Олигофрены, особенно с психопатоподобным поведением, такие, как Руслан, могут быть очень опасны.
Андрей РЯБЦЕВ (Наш спец. корр.) Барнаул - Москва.
Фото автора и Ивана БЛИЗНЕЦОВА. («КП» - Барнаул»).
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Не поворачивайтесь к таким детям спиной!
...Можно без труда спрогнозировать часть откликов на этот материал: да чего возиться - стерилизовать алкоголиков, бомжей, наркоманов, производящих такое потомство! А как быть с нормальными родителями, у которых - и так часто бывает! - рождаются неполноценные дети? Фашистскими методами (это в Третьем рейхе умственно отсталых стерилизовали) с природой не справишься.
А как тогда быть? Оставить все как есть, подвергая риску тысячи людей? Наверное, выход один - покончить с ложным гуманизмом и открывать для таких сложных, больных ребят специальные группы. Где будут с ними работать не педагоги-романтики, которые на одном уроке преподают природоведение олигофренам, а на другом работают с обычным классом, а специалисты - врачи, психологи. За другие деньги. И с другой мерой ответственности. Которые будут понимать: к таким детям никогда нельзя поворачиваться спиной.
Александр МИЛКУС.
А как вы считаете, нужно ли детей с особенностями психического развития отделять от остальных ребят и держать под замком? Звоните нам в «КП» сегодня, 30 ноября, с 11 до 13 часов по московскому времени по тел. (095) 257-59-53.