Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество30 ноября 2005 22:00

Почему нам хамят в магазинах?

Продавцы заняли первое место в негласном конкурсе «КП»
Источник:kp.ru

Все началось, как это часто бывает, с письма в редакцию. Некий Александр рассказал, как на его глазах в магазине покупателю нагрубила кассирша. Клиент вернулся в зал, купил пакет томатного сока и вылил его обидчице на голову. Потом прибежала охрана, вытащила покупателя на улицу и отпинала. Прочим покупателям пришлось вызывать милицию.

Таких писем приходит много. Жалуются на чиновников, продавцов, милиционеров и просто друг на друга.

Москвич - «груб до хамства». Это вам любой приезжий скажет. Факт уже не обсуждается - аксиома. Равно как и формула: «Вы там за счет страны жируете». А мы тут сидим и не знаем. Поэтому на сайт «КП» был заброшен вопрос: «Где, кто и как вам нахамил?» Ответов пришло чуть больше сотни.

«Как я нарывалась на грубость»

Я отправилась в тот самый супермаркет на улице Хлобыстова, про который писал наш читатель. Сюда ходят за продуктами. А я вот пришла за хамством. Прикинулась обыкновенным покупателем. Вижу на витрине салаты. Спрашиваю у продавщицы: мол, свеж ли оливье?

- Сегодняшний, девушка.

- А где это написано?

- На банках.

- Будьте добры, покажите!

- Говорю же, свежие, - взгляд становится недобрым, но салат показывает.

- Меня еще интересует спаржа...

- Я вам что, каждую банку таскать буду?

Очень хочется уйти - я уже боюсь эту женщину. После третьей банки сдаюсь и выбираю оливье.

- Мне сто граммов, не больше.

По соседству мне беспрекословно завесили один купат только для того, чтобы узнать, сколько он вытянет по цене. Я предположила, что сосиски дешевле. Взяла пакетик сухариков и обратилась за консультацией к молодому человеку, работавшему в зале. Он спокойно нашел для меня срок годности на упаковке и подсказал, где отыскать менеджера. У него я хотела просить сертификат качества на этот продукт.

- Зачем это? - с непониманием произнесла женщина в униформе.

- Вы что, не знаете эту историю с сухариками, в которых нашли мышь?

- Подождите, сейчас посмотрю, есть ли на них вообще сертификация.

Ответа я ждала довольно долго. Но менеджер все же вернулась - с улыбкой и бумагами. И все с ними было в порядке. И на кассе мне улыбались...

Мария ХАТУНЦЕВА

ПИСЬМА ПО ПОВОДУ

«Иногда плачу от бессилия»

Езжу в Россию раз в год. Хамят везде. Я улыбаюсь, насколько хватает сил, пытаюсь спокойно выяснить причины. Это иногда срабатывает, извиняются. Иногда просто молчу, но ненавижу себя за это. Или плачу дома от бессилия. Однажды купила сыр на рынке. Продавец нагло обвесила. Я заплатила и спросила, где контрольные весы. Вернулась и спросила: «Вам не стыдно?» Она молча отдала деньги.

Пока сами в себе не искореним это, будем жить в хамском обществе. Обидно.

ОТ РЕДАКЦИИ

Такие же письма пришли из Парижа, Риги и Лондона.

Сегодня в милиции и в торговле работают люди, приехавшие из других регионов. Это от них постоянно слышишь фразы: «Зажрались», «Жируете в Москве, а нам горбатиться»...

Мария.

Те, кто родился и вырос здесь, ведут себя вежливо и обходительно, как нормальный и душевный хозяин. А вот ребята, которые 20 - 40 лет назад приехали по лимиту и сейчас орут на каждом углу, что коренней их, москвичей, нет, и являются в большинстве своем не просто хамами, а таким твердым хамлом, которые ни москвичей не поняли, ни город не приняли.

Максим Мешков.

ОТ РЕДАКЦИИ

Эти мнения составили костяк писем.

Мужу нахамили в магазине. Он взял пачку пельменей из морозильника, а продавщица начала орать. Дескать, самому брать нельзя. На другой день он вернулся, подошел к той продавщице и вежливо попросил взвесить кучу разных продуктов - колбасу, сыр, конфеты и т. д., по 127, 255, 36 граммов, требуя точности. Потом вежливо, но настойчиво попросил перевесить, потом пересчитать общую сумму... В итоге она с криками: «Издеваются!» - убежала в подсобку. Больше она нам не хамила.

* * *

После работы зашла я в универсам. Набрала продуктов. В кассе мне мои товары пробивают, и вдруг кассирша говорит:

- Женщина, у вас йогурт течет!

- Не у меня, а у вас, - отвечаю.

- Где вы его взяли?! - и бутылкой с этим йогуртом мне в лицо тычет. - Света! Света! - орет она в зал. - Ты могла такой йогурт треснутый поставить? А она (я то есть) говорит, что такой взяла!

Бросает открытую кассу, меня с половиной пробитых продуктов и убегает в зал. Ну, думаю, сейчас другой принесет. Она же мне его уже пробила.

Стою. 5 минут... 10... 20... Иду искать. Нашла в подсобке. На меня налетают старший кассир (приходилось как-то ей жаловаться, когда у кассирши зазвонил мобильный и она пошла разговаривать на улицу, оставив очередь человек в 10) и «моя» кассирша.

- Может, - говорю, - вы как-то меня уже рассчитаете...

- Да мы по камере смотрим, кто йогурт испортил! - вопит старшая и опять мне бутылку с йогуртом в лицо тычет. - Это что же, глаз, что ли, нету - взять йогурт, который течет! У нас таких йогуртов нет! Это вы его уронили!

- Да, в футбол играла, - пытаюсь дерзить.

- А мы сейчас и посмотрим, что ты с ним делала! Охрана! Не выпускайте ее!

- Больше, - говорю, - в магазин ваш не зайду!

- Не заходи! Деловая какая!

Йогурт этот стоил 21 рубль.

Лена.

ОТ РЕДАКЦИИ

Про продавцов писали особенно много и красочно.

В кафе дали какао с мухой! Персонал хамил так, будто это я им принесла мешок тараканов и крыс.

ОТ РЕДАКЦИИ

А еще читатели находили стекло в супе и пучок волос в салате.

На пятом месяце беременности была в Москве. Меня поразило отношение к беременным. У нас в Уфе никто не уступает место в транспорте, а у вас буквально силком усаживали. Водители троллейбусов открывали для меня передние двери. Люди уступали очереди в туалетах. И напоследок, перед вылетом, зашла в «Макдоналдс» и встала в очередь к кассе. Ко мне подошла администратор, пригласила к свободной кассе и обслужила.

Айгуль.

ОТ РЕДАКЦИИ

Спасибо, отлегло!

ЧТО ГОВОРИТ НАУКА

Русские - нация эпилептоидов

Лет десять назад психолог Ксения Касьянова провела исследование характера и структуры личности этнических русских и обнаружила, что мы - нация эпилептоидов, то есть отличаемся повышенной возбудимостью, слабоуправляемой взрывчатостью, абсурдностью претензий и восприятием другого человека, как помехи на пути, которую нужно снести. Мат - вербальная форма агрессии, а бытовое хамство - умеренная разрядка эпилептоидного психопата. Отношения у нас строятся по принципу психологической схватки: кто кого перекричит, тот и победит.

Американский психоаналитик Джон Гор пришел к выводу, что причина российской невоздержанности - практика тугого пеленания младенцев. Их то отпускают «погулять», то туго стягивают. В этом причина «латентной истерии и хамства русских, которые ярко и протестно реагируют на всякое ограничение». Еще один американский психоаналитик Давид Ранкур-Лафарьер развивает теорию. Наша агрессия, по счастью, не заложена в генах, а вытекает из воспитания, например, дикой привычки париться в банях, хлестать друг друга по бокам.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Михаил ВИНОГРАДОВ, психиатр: Этот образ сформировала «лимита»

- Говорить надо не о московском хамстве, а о хамстве приезжих. Коренные москвичи всегда отличались гостеприимством. А образ столичного хама сложился благодаря «лимите». В Москву ведь приезжают не только интеллигенты, специалисты, но и всякая шантрапа. В большом количестве. И с низким уровнем культуры. Здесь, в столице, на их бескультурье накладывается еще и чувство безнаказанности. В своем Тмутараканьске особо не погрубишь - ты на виду. А в большом городе, где растворяешься в толпе, они распоясываются.

Возможно, имиджу москвичей вредит излишняя раздражительность. Но она возникает от стресса, а не из-за пробелов в воспитании. Огромные расстояния, скопления людей, автомобильные пробки приводят к психопатизации жителей столицы, к крайней степени психоэмоциональной напряженности, которая порождает нетерпимость. В том числе к приезжим: и в метро из-за них не войдешь, и в автобус не сядешь, и на дороге не протолкнешься...

А еще Москва стала настолько необъятной и разобщенной, что Север психологически отличается от Юга, Запад от Востока. Дошло до того, что человек из центра, попадая в какое-нибудь Бирюлево, начинает испытывать проблемы в общении, потому что оказывается в другой социальной среде.

ВЫВОДЫ

Настоящие москвичи - тихие и интеллигентные

Итак, выводы: москвичи - хамы, потому что они приезжие. По некоторым данным, коренных в столице примерно 18 процентов. Остальные - «понаехали». Как освоились немножко, начали гонять «салабонов». А настоящие москвичи (это общий смысл ответов такой) - тихие, интеллигентные люди, серыми мышками шныряющие в толпе приезжих и - как и подобает нацменьшинству - не ввязываются в конфликты. Словом, правда где-то между сложившимся мифом о столичном хамстве и вышеприведенной гипотезой.

ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ

Как борются с хамством

Чучело с надписью «Он грубил клиентам!» повешено в одном из офисов «Евросети». Руководство компании время от времени пишет коллективу «злые письма», в которых разъясняет правила вежливости. Цитируем:

«1. Покупатели нас не любят за неприветливость, совковое хамство и суровые рожи, смотрящие в пол (читать два раза).

2. Если вас просят поменять или вернуть телефон - поменяй, не быкуй!»

Сергей ПОПОВ, руководитель учебного центра компании «Мир»:

- Нашим сотрудникам мы втолковываем, что клиент - наш кормилец, ему должно быть комфортно, он может трогать товар руками, просить включить-выключить, с ним нужно здороваться, прощаться. У нас регулярно приходит в магазины «тайный покупатель» с оценочным листом и проверяет работу продавцов. С конфликтным клиентом мы тоже учим общаться. Объясняем, что человек имеет право быть расстроенным. И не надо принимать его грубость на свой счет. Такая установка помогает продавцу не обижаться на клиента и предотвращает ответную агрессию.

P.S.

Так и вижу праведный гнев на лицах 82 процентов «некоренных». Конечно, мы не правы! И отклики тенденциозно подбирали, и за психологов сами все выдумали, и цифры подтасовывали, и все письма сами написали. Эти и другие фразы вы можете отправить по электронному адресу chern@kp.ru или высказать по телефону 257-34-35 в четверг и пятницу, 1 и 2 декабря, с 13 до 15 часов.