В минувшее воскресенье журналист телеканала «Россия» Аркадий Мамонтов рассказал в программе «Специальный корреспондент» об операции ФСБ, «поймавшей за руку» четырех английских разведчиков, которые действовали под крышей посольства Великобритании в Москве (о подробностях читайте в номере «КП» от 24 января с. г. -
«ФСБ накрыла английских шпионов»).
У классической истории оказался современный подтекст. Выяснилось, что один из британцев - второй секретарь посольства Марк Доу - служил «кошельком» для российских правозащитных организаций - Хельсинкской группы и фонда «Евразия». Через него они получали средства из спецфонда при МИД Великобритании.
Многие зарубежные и некоторые отечественные СМИ поспешили обвинить Мамонтова в том, что он сделал сюжет «по указке Кремля и спецслужб», чтобы скомпрометировать те российские общественные организации, которые «находятся в оппозиции к власти».
О том, как в реальности обстоит дело, мы решили спросить у самого Аркадия Мамонтова.
- Аркадий, вас обвиняют в «заказухе». А как появилась идея этого сюжета?
- Вижу, настало время прояснить мою позицию. Вот, возьмем ситуацию: вам, как журналисту, выпадает возможность получить сенсационный материал. Что будете делать?
- Конечно, рассказывать о нем читателям и зрителям.
- Так поступил и я. Я много лет работаю с острыми темами. В том числе хорошо изучил мир спецслужб. Поэтому, когда мои источники показали материал, я естественно схватился за него. Могу поручиться за каждое слово в этой передаче, потому что там все подтверждено фактами. И «хитрый камень», и кадры оперативной съемки, и платежки, доказывающие финансирование англичанами некоторых наших неправительственных организаций. Я вовсе не против деятельности правозащитников. Я лишь сказал в конце передачи, что в НПО должны быть честные люди, которые готовы работать ради интересов Родины, а не чужой страны.
- Именно на этот пассаж и обиделись правозащитники...
- Что ж обижаться, если им платил деньги иностранный разведчик. Никто не против, если британское посольство через своих дипломатов будет поддерживать развитие демократии в России. Но пусть это будет человек, который не крадется по столичным паркам и не снимает через шпионскую аппаратуру секретные сведения от завербованных агентов, как это делал сотрудник политического отдела посольства Великобритании Марк Доу. Ну, представьте, если бы мы в Англии решили финансово поддержать какую-нибудь пророссийскую организацию. А деньги им передавал наш дипломат, который в свободное от этой работы время ходил к тайникам и забирал из них разведданные. Если бы его поймали за руку, то Россию в местных СМИ затоптали бы. Факт остается фактом: англичане попались на шпионаже. Мы рассказали об успехе наших контрразведчиков. В чем здесь угроза демократии?
- А почему вы не обратились за комментариями в ту же Хельсинкскую группу или фонд «Евразия»?
 |
| На кадрах оперативной съемки: британский разведчик подбирает камень с электронной начинкой. | |
- Вынужденный журналистский ход. Если бы я это сделал, произошла бы утечка информации, и сенсационной программы не получилось. Но я показал в передаче их сайт, на котором не было ни слова о том, что Хельсинкская группа финансируется из-за рубежа. Взяли бы и написали большими буквами, что, мол, получаем деньги от английского посольства, из Фонда глобальных реформ при МИДе Великобритании.
- Лидер этой группы Людмила Алексеева утверждает, что «Мамонтов все придумал», - не было у них таких платежек...
- А что еще глубоко мною уважаемая госпожа Алексеева может сказать при таких обстоятельствах? Она защищает свою организацию, свою репутацию. Я же эти платежки видел лично. И получил их от источника, которому доверяю.
- Может быть, стоит продолжить журналистское расследование и поговорить с представителями НПО?
- Спасибо за идею. Не исключено, что я этим займусь. Если наши правозащитники захотят, «Специальный корреспондент» готов рассказать, кто и как защищает права человека в России. Ведь большинство этих организаций работает честно. И в программе я об этом тоже говорю.
- Как думаете, что западным спецслужбам нужно от наших НПО?
- Политическая информация о ситуации в обществе, о том, как можно на нее влиять. И чаще всего эти данные используются в реальной политике с определенными целями.
- Известно ли что-то об арестованном шпионе-россиянине?
- Сейчас идет следствие. Думаю, до суда журналистов к этому человеку не допустят.
- По вашему мнению, это рядовая операция?
- Ну что вы. Это крупный успех. Давно уже иностранных шпионов не брали с поличным, зафиксировав все, собрав доказательства, что всегда не просто. Технологии-то какие: кнопку нажал - через секунду информация у тебя в компьютере. Попробуй поймай...
- Почему во многих мировых СМИ такая истерика по поводу вашей передачи?
- А на воре шапка горит. Коллеги пытаются перевести все в чистую политику, мол, российская демократия в опасности. Обидно, что и наши некоторые СМИ завели ту же песню: «Мамонтов - душитель свободы», «грядет тоталитарный реванш»...
- Что вы чувствовали, когда готовили программу к эфиру?
- Гордость! Да, вот так и запишите: я испытываю чувство гордости за нашу страну, за то, что мы можем и будем отстаивать свои интересы.
ШПИОНСКИЙ АРСЕНАЛ
Даже мертвый почтовый ящик может работать
Время банальных подслушивающих «жучков» ушло. Как утверждает газета «Таймс», в Москве британские спецслужбы для связи со своими агентами использовали суперновинки своего ведомства: например, так называемый «электронный мертвый почтовый ящик» (EDLB).
 |
| Марк Доу работал под крышей британского посольства в Москве. | |
Это весьма «действенное», несмотря на название, устройство состоит из крохотного компьютера, который может хранить несколько мегабайт, маскируется под что угодно... Чтобы считать с него информацию или, наоборот, передать ее на устройство, агенту достаточно иметь при себе портативный комп.
Создали EDLB совместно спецы из MИ 5 и MИ 6 в лаборатории в Бекимгемпшире.
Из этой же «бондовской» серии вышел и мобильный телефон, оборудованный устройством, позволяющим незаметно «взломать» чужой сотовый, превратив его в «прослушку».
Еще одна новинка: система контроля клавиш, которая встраивается в нужный компьютер и затем записывает все, что есть на его жестком диске.
Система прослушивания TEMPEST позволяет агенту на расстоянии (например, сидя в машине) следить за всем, что вводится в персональный комп.
Семен ШАПКИН
КСТАТИ
Британский Штирлиц знал русский на 5
Преподаватели Красноярского университета в шоке - они невольно помогли шпиону
Корреспондентам «КП» удалось найти фотографию и учетную карточку одного из пойманных ФСБ шпионов - Марка Доу, который жил и учился в Красноярске.
Вера Купирова, начальник отдела международных отношений Красноярского госуниверситета, до сих пор в шоке: она прекрасно помнит студента Марка, который теперь, оказывается, - британский шпион.
- Марк учился в КГУ в 1999 году, - открывает учетную карточку иностранного студента Вера Геннадьевна. - Да, я помню этого паренька. Высокий, рыженький, очень скромный, улыбчивый. Моя коллега Елена Беляева, преподаватель кафедры «русский язык как иностранный», говорит, что он хорошо учился. А русский язык освоил на «отлично»...
Марк приехал в Красноярск из университета города Дарэм (Великобритания).
Как другие студенты, изъявил желание выучить русский. По словам Веры Купировой, в 1999 году процедура оформления иностранца была простой: достаточно было завизировать приглашение в администрации края, и студент мог приезжать. Естественно, у преподавателей не было возможности выяснить истинные намерения студента. А заниматься в Красноярске он мог чем угодно: никто не контролировал Марка во внеучебное время...
Сейчас с приездом иностранцев все немного сложнее: приглашение на учебу визируется в центре паспортно-визовой работы. Правда, и это вряд ли исключает возможность проникновения в вуз шпиона под видом обычного студента.
Мария МИШКИНА («КП» - Красноярск»)
КОММЕНТАРИЙ ФСБ
Вы агента не распознаете!
В Управлении Федеральной службы безопасности по Красноярскому краю мы поинтересовались, как распознать шпиона.
- Шпиона вы не распознаете, - уверенно отвечает пресс-секретарь Стелла Алексеева. - Он на то и шпион, чтобы быть абсолютно неприметным. Такие люди НИЧЕМ не отличаются от других.
Фото Сергея НЕДЕЛИНА («КП» - Красноярск»).
А что по этому поводу думаете вы?
Звоните сегодня, 27 января, с 12 до 13 часов по телефону (495) 257-57-88.
Или пишите по электронной почте: baranov@kp.ru
Оставить комментарий
непонятно, за что же тогда заклеймили КПСС, Которая помогала финансами зарубежным компартиям ,пропагадирующим коммунистические идеи
Работа разведок - одно дело, будь то "не наша" или наша. А вот лаять на так называемый "Запад" как раз тогда, когда сформировалась устойчивая свора кобелей, лающих о том же, и удивляться тому, что нормальному человеку этот лай неприятен - другое. И нечего тут кокетничать и жаловаться, что объявили "душителем свободы". Вы не "душитель свободы", успокойтесь. Но Вы - в общей своре с "душителями". Черт с ним, в конце концов, с камнем. А вот то, что Вы обрушили отечественную трансплантологию, то что Вы даже не понимаете, что оказались в компании с теми, кто губит русскую науку, - это посерьезнее. И то, что Вы в большой толпе неумных и безграмотных - невеликая честь. Этой честью Вы и запомнитесь моим бедным поддерживающим Вас соотечественникам. Честь имею.
2 андрей
Согласен на все сто, что-то не видно право-лево зашитников с плакатами в Прибалтике, видимо не за это им платят. С западной дерьмократией уже хорошо знакомы "Use only in USA (Europe)"
Были эти камни(шпионы) или нет ,какая разница. Главное это цель.А цель благая. Прищучить всех этих выкормышей запада, которые за их деньги пытаются разлагать Россию. И лично мне наплевать какими средствами это достигается. Кстати на западе в выборе средств давно никто не стесняется. Всем нормальным людям-привет! А на проституток воющих о правах человека, с карманами набитыми зеленью надо просто забить..... Ну не стоят они того чтобы с ними просто общаться...
Обьясните идиоту: зачем представитель посольства поднял камень ЕСЛИ ОН МОГ ПРОЙТИ РЯДОМ ИСНЯТЬ ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ ДРУГИМ ПРИБОРОМ НА РАССТОЯНИИ!!!!! ЗАЧЕММ??????????? ЭТО ЖЕ АБСУРД...БЕРЕЧЬ АГЕНТА..И ТАК ПОДСТАВЛЯТьСЯ ПОДНИМАЯ КАМЕНЬ?!!!!!!!!!!!!!!!!
Reader, да ладно уламывать. Итак видно что подстава.
http://www.interfax.kiev.ua/go.cgi?1,90
17:44 Британский дипломат, которого ФСБ назвала шпионом, продолжает работать в Москве - посол Брентон
и еще одно... интересное
http://www.interfax.ru/r/B/politics/2.html?id_issue=11456763
Москва. 30 января. ИНТЕРФАКС - По факту обнаружения в Москве шпионского электронного устройства возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 276 УК РФ (шпионаж), сообщили "Интерфаксу" в понедельник в Центре общественных связей ФСБ.
за 2005й год ФСБ поймало 67 шпионов... но показали - только это.
31 января 2006 г. 15.07 – 15-30
Правозащитники и британское правительство
http://www.echo.msk.ru/interview/41506/
В эфире радиостанции «Эхо Москвы» - Энтони Брентон, чрезвычайный и полномочный посол Великобритании в России.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Очень жалко, что вы пришли сюда без Марка Доу. Господин Доу теперь известен в России не менее, чем Пугачева. Он в Москве?
Э. БРЕНТОН – Он в Москве. Марк Доу является достойным сотрудником нашего посольства, и он находится на своем рабочем месте в Москве.
...
Э. БРЕНТОН – Хотелось бы сказать, что у нас не было абсолютно никакого официального обмена информацией с российскими властями по поводу вот всех последних утверждений.
А. ВЕНЕДИКТОВ – То есть подождите, подождите, надо понять. Я фразу не понял. То есть правильно я понял, что официальные российские власти по этому инциденту не обращались ни в Посольство, ни в МИД, ни к премьер-министру?
Э. БРЕНТОН – Точно так, точно так. Да, вы совершенно правильно поняли, мы не получали никаких официальных представлений, связанных с этими событиями. И, насколько я понял из выступления президента Путина, и не получим.
Российские правозащитники подадут в суд на "Первый канал" и канал "Россия" по "шпионскому" скандалу
время публикации: 2006-01-31 16:24
http://txt.newsru.com/russia/31jan2006/sue.html
Ряд российских правозащитных организаций намерены обратиться в суд с иском о защите деловой репутации в связи со "шпионским" скандалом, заявила председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
"Вчера мы консультировались - и я, и Валерий Васильевич (представитель фонда "Социальное партнерство" Валерий Борщов - Прим. ред.), которого тоже задели шпионские страсти, и другие пострадавшие - мы решили подавать в суд на нанесение ущерба деловой репутации", - заявила Алексеева во вторник на пресс-конференции в Москве.
Она добавила, что, если российский Арбитражный суд вынесет неудовлетворительное для правозащитников и их адвокатов решение, они намерены продолжить процесс в международном арбитражном суде в Цюрихе, сообщает "Интерфакс".
Алексеева уточнила, что "правозащитники намерены подать в суд на "Первый канал" и канал "Россия", на журналиста Мамонтова, на председателя комитета Госдумы по безопасности господина Васильева, который тоже объяснил, что нас финансировали иностранные разведки".
ПенсионЭр, а иудушка ковалев, чеченский орденоносец- рукопожимаемый? :-))
В кои то веки ФСБ удачно сработало- и агентов подобрало, и кривозащитников ущучило... Не думаю что они передавали какую нть жизненно важную инфу (да и кто этих уродов к ней пустит?), но кто этой дэушке платит и следовательно заказывает музыку- вполне ясно. ФСБ- респект!
Виктору Шендеровичу в ответ его пасквиль
Витя! Ты к тому же
Боевой Чувак
Чем грязнее лужа,
Тем сильней твой квак.
Сразу ясно стало
Чей хлеб жумкал ты:
Сняли покрывало -
В панике кроты
Бог талантом Витю
(Против правды пасс)
Явно не обидел
Явно не для нас
Но обижен Витя
Видно на страну
Люто ненавидит
Он её одну
О правах мечтает
Гадить языком:
В душах след оставит
И в своей легко
А до нас доводит
Мол, пиар в одном
Это Моська сводит
Счёты со слоном
Терпеливо слушая
Знает вся страна:
Что собачка ушлая
Просто голодна..
Суть событий
Пятница, 27 Января 2006 21:05-22:00
В прямом эфире «Эхо Москвы» Сергей Пархоменко.
А теперь, собственно, по существу дела.
Опять, давайте на минуточку счистим всю эту шелуху, а? Давайте все это куда-нибудь отгребем в сторону, вот все, что нам рассказали, а мы почему-то согласились это в таком содержании обсуждать. Значит, что мы знаем?
Мы видели, что некоторое количество молодых людей ходят вдоль какого-то лесного насаждения, то ли какого-то парка, то ли какого-то сквера, и как-то странно косят глазами в сторону. Это нам показали в телевизоре. Куда они косят: на проходящих девушек, на пролетающую птицу? Нам говорят: вот на этот камень они смотрят. Хорошо, поверим.
Потом мы видим, что они выкапывают этот камень, а потом нам объясняют, что на самом деле, это служащие британского посольства и, на самом деле, они разведчики. При этом никто и никогда нам не сказал, а они, собственно, чего нашпионили. Есть еще какой-то вроде, был какой-то российский человек, который то ли получил информацию с этого камня, то ли слил информацию в этот камень, но, в общем, как-то этим камнем попользовался. Он чего нашпионил? Он военную тайну раскрыл или какую-нибудь коммерческую? Собственно, в чем заключался смысл этой шпионской деятельности, о которой нам рассказывают и которую нам так живописно показывают? При этом мы с вами понимаем, да?
Что такое кинематографический монтаж. В свое время были проделаны такие эксперименты. Еще один из самых первых русских кинематографистов это проделал, Ханжонков. Он снял три куска пленки. На одном куске пленки он снял человека со страшно выпученными глазами. На другом куске пленки он снял дымящуюся тарелку щей. И вот он показал человека с выпученными глазами, а потом дымящуюся тарелку щей. И спрашивал у зрителей: это что такое? «О, это человек, - отвечали они, - который очень голоден и как-то вожделеет этого супа». Тогда он показывал этого же самого человека и гробик с маленьким мертвым ребенком, ну, с куклой, разумеется, но так похо
2 pensioner
А кто, по Вашему мнению, в России "рукопожимаемые люди"
Не сомневаюсь в правдивости всей истории. И без нее было ясно, что часть правозащитников (вроде Хельсинской группы) люди с хрюшачьим менталитетом - свинье не важно, где и что она нашла сожрать, а им откуда деньги.
Не сомневаюсь в правдивости всей истории. И без нее было ясно, что часть правозащитников (вроде Хельсинской группы) люди с хрюшачьим менталитетом - свинье не важно, где и что она нашла сожрать, а им откуда деньги.
Reader не старайся "мамонтовцы" не хотят и не могут слышать и видеть очевидные вещи, то что ты пишешь это для них сложно..., ну бывает такое,... и к сожалению не лечится
Посочуствуй им...
Я думаю, что г-н Мамонтов - это позор журналистики. Начав работать на ФСБ, он вычеркнул себя из рукопожимаемых людей. Стукачество и журналистика - принципиально разные профессии. Конечно, в совдепии и в современной гэбэшной России они совмещаются, но в среде порядочных людей это несовместимо.
Мамонтов - отлично! 911 - поддерживаю.
Молодец Мамонтов! Но зачем только делать такие реверансы этим "правозащитникам" - "глубокоуважаемая мной Алексеева", "НПО в основном честно работают". Реакция Алексеевой - если она считает себя защитницей прав всех граждан России, должна быть совершенно иной. А у нее агрессия и озлобление - "Мамонтов все выдумал". Значит у Алексеевой только вывеска на организации "про права", а по сути филиал британских
спецслужб. Значит и относится к ней и ей подобным нужно соответственно. Не уважать, а закрывать! Чтобы сделали англичане в подобной ситуации? Мамнотов ответил "смешали, разнесли и т.п".
Так что пусть получают свое "защитнички".
У нас в России полно шпионов. И все они в лагере "пятой коллоны". Их лидеров мы постоянно видем на центральных каналах и их отличительная черта - "Суперлиберализм".
Думайте люди, кто нами правит?
Мамонтов молодец.Мне как русскому приятно знать что есть люди как Аркадий Мамонтов и Михаил Леонтьев ОРТ которые переживают за свю страну всей душой.Ещё раз молодец.