Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды29 января 2006 22:00

Тим Бёртон: Над смертью нужно шутить!

Знаменитый кинорежиссер, cоздатель нового мультфильма «Труп невесты», дал эксклюзивное интервью «КП»
Персонажи «Трупа невесты» похожи на актеров, их озвучивавших: Хелену Бонэм-Картер и Джонни Деппа.

Персонажи «Трупа невесты» похожи на актеров, их озвучивавших: Хелену Бонэм-Картер и Джонни Деппа.

Неистощимому выдумщику Бёртону мало работы лишь в игровом кино. Время от времени создателя «Бэтмена» и «Сонной лощины» заносит «в сторону» - в кукольную анимацию. Впрочем, и игровые ленты Бёртона по буйству красок и нереальности персонажей часто не уступают мультфильмам. После виртуозной сказки «Чарли и шоколадная фабрика» новая премьера - на сей раз чисто анимационной картины «Труп невесты». Устрашающее название не напугает поклонников фирменного стиля Бёртона, чьи фильмы всегда сдобрены хорошей порцией черного юмора. Достаточно вспомнить предыдущее кукольное упражнение маэстро - культовый «Кошмар перед Рождеством».

В основе сюжета новой картины - сказка о робком юноше по имени Виктор Ван Дорт, накануне женитьбы отправившемся гулять в темный и страшный лес, где неожиданно для себя «повенчался» с Мертвой невестой (именно так лучше было бы перевести название). Влюбившийся в него труп девушки в подвенечной фате увлекает героя в подземное царство мертвых. Судя по Бёртону, это весьма веселое место. А скелеты и червь, живущий в глазу Мертвой невесты, отличаются завидной музыкальностью, которой не могут похвастаться «живые» персонажи картины.

Мертвые живее всех живых

- Почему вы так увлечены потусторонним миром и мрачноватой английской готикой?

- Я вырос в калифорнийском пригороде, где всегда ярко светит солнце. Поэтому меня и притягивали мрачные фильмы о монстрах, где вечно льет дождь и всегда холодно, темно и страшно. В них было все то, чего мне так не хватало в реальной жизни! - усмехается растрепанный, как Эдвард Ручки-ножницы, и в огромных, как у Вилли Вонки, темных очках мэтр Бёртон. - Земля мертвых и земля живых как бы меняются местами в моем воображении. По мне, в «жизни» обитателей земли мертвых куда больше творчества, цвета, энергии, чем у живых людей. А все потому, что та культура, в которой я воспитывался, одержима страхом смерти! Мертвые для нее как бы не существуют, о них не принято говорить, на них смотрят как на что-то страшное и запретное. Но я жил на границе с Мексикой, где совсем другое отношение к смерти, где празднуют День Мертвых, где люди пляшут в костюмах скелетов и где на эту тему можно шутить! Мне всегда казалось, что именно так и нужно относиться к смерти. Такой подход утверждает жизнь куда в большей степени, чем наш, - связанный с умолчаниями и запретом. Именно поэтому я не считаю «Труп невесты» мрачной историей. По мне, это красивая и немного печальная любовная история. Я вообще удивляюсь, когда слышу, что мои картины мрачны.

- По созданной на экране атмосфере «Труп невесты» напоминает и «Сонную лощину», и «...шоколадную фабрику»...

- Я делаю наброски к своим картинам и, к сожалению, не могу с легкостью переключаться на другие стили. Я не такой разносторонний художник, как кажется.

- По сравнению с другими картинами «Труп невесты» более личностный для вас проект?

- Нет, не более остальных. Конечно, «Бэтмен», как всякий высокобюджетный проект, в большей степени контролировался студией. Но и «Эдвард Ручки-ножницы», и «Кошмар перед Рождеством», и «Труп невесты», несомненно, очень авторские картины. Я делаю эскизы для всех своих фильмов, и чем больше я рисую, тем более «личным» он для меня становится.

Кошмар перед свадьбой

- Между «Трупом невесты» и «Кошмаром перед Рождеством», безусловно, есть связь.

- Мультипликационная техника в основе та же. Но есть и различия. На «Кошмаре...» у кукол были сменные головы - каждая со своим выражением лица. На «Трупе...» вся механика была внутри кукол, благодаря чему можно было снимать их крупные планы, в результате чего мультфильм стал в большей степени похож на обычную игровую картину!

- Почему в таком случае вы не сняли обычный игровой фильм?

- Потому что сделать по этой сказке анимацию было гораздо интереснее. Этот сюжет и кукольная анимация как нельзя лучше подходили друг другу. В самом начале работы мы сделали тест в технике компьютерной анимации, и сразу стало понятно, что это неправильно. Реальность, которая возникала, была не столь проста и красива, как кукольная.

- Почему вас так тянет к Лондону?

- Я снял там уже не одну картину - и «Бэтмен», и «Сонная лощина» снимались в Англии. Мне нравится работать с англичанами. В Лондоне не все так одержимы кинобизнесом, как в Лос-Анджелесе. В Лондоне маляр - это просто маляр. А в Лос-Анджелесе маляр - это начинающий сценарист или неудачливый актер. И непонятно, где найти настоящего маляра! Это шутка, конечно. В Голливуде полно профессионалов. Но когда работаешь в городе, где все повернуты на кинобизнесе, возникает чувство клаустрофобии. Мне симпатичнее город, где живут и работают профессионалы самых разных сфер деятельности.

Джонни навсегда

- Вашей жене, красавице Хелене Бонэм-Картер, вы поручили озвучивать непосредственно Труп невесты. Как она, не сопротивлялась?

- Мне повезло: над озвучанием картины работали актеры, о которых я мечтал. У них великолепные голоса, и в том числе именно благодаря им картина выглядит не кукольной, а практически игровой. Что же касается Хелены, то она стала известной актрисой задолго до того, как мы встретились. Да и я снял к тому времени не одну картину. Мы вполне самостоятельные творческие единицы. В кино у нас диаметрально противоположные вкусы, и мы никоим образом не конкурируем друг с другом. Хелена очень свободна и уверена в том, что она делает. Так же, как и я.

- А в жизни кто режиссер в вашей семье?

- То она, то я. Это как перетягивание каната.

- Вы, наверное, идентифицируете себя с Джонни Деппом, если отдаете ему главные роли в каждой второй вашей картине.

- Не то чтобы идентифицирую, просто обожаю его как актера. Мне нравится, что Джонни любит меняться. Он готов к изменению своего актерского облика в каждой картине. А это возбуждает мою фантазию! Поэтому я всегда держу его в голове при подготовке к очередному проекту.

- Кукла главного героя «Трупа...», которого озвучивает Депп, будто срисована с него.

- Это удивительная история! Мы нарисовали и создали эту куклу задолго до того, как я попросил Джонни ее озвучить! В этом совпадении мне видится по-настоящему хорошая карма.

- Вы получаете удовольствие от собственной популярности?

- Приятно, когда люди останавливают тебя на улице и говорят хорошие слова. В общем-то ради этого я и снимаю! Но такие позитивные реакции случаются далеко не всегда. Если почитать некоторые рецензии на мои прошлые фильмы, то картина вырисовывается вовсе не такая уж радужная. Жизнь режиссера состоит из взлетов и падений. Мне до сих пор непросто найти деньги на новые фильмы. Я думал, что, сняв две картины о Бэтмене, я оставил все трудности позади. Ничего подобного: «Эдварда Ручки-ножницы» было очень непросто поднять. «Эд Вуд» был низкобюджетным фильмом, но давать на него деньги тоже никто не хотел. «Эд Вуд» к тому же с треском провалился в прокате. Но мне на это плевать, я обожаю эту картину!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Тим БЁРТОН родился 25 августа 1958 года в городе Бербанк, штат Калифорния. Начал рисовать в раннем возрасте, получил стипендию Уолта Диснея, потом работал аниматором на его студии. Снимал короткометражки, затем плавно перешел на полнометражные фильмы, такие, как «Биттлджус», «Марс атакует», «Планета обезьян», «Большая рыба». Женат на актрисе Хелене Бонэм-Картер.

5 лучших фильмов Тима Бёртона:

«Бэтмен» «Бэтмен возвращается» «Эдвард Ручки-ножницы» «Сонная лощина» «Чарли и шоколадная фабрика»