Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Политика5 апреля 2006 22:00

Кого бы нам еще «приСОЮЗить»?

Южная Осетия объявила, что считает себя уже в составе России, поскольку нет никаких документов о выходе этой республики из Российской империи
Член фракции «Родина» Наталья Нарочницкая известна своими радикальными взглядами на внешнюю политику России.

Член фракции «Родина» Наталья Нарочницкая известна своими радикальными взглядами на внешнюю политику России.

Те же настроения и в Абхазии, в Приднестровье. Рвется в Россию русское население Крыма, составляющее большинство на этом благодатном полуострове. А с Белоруссией у России вовсе Союзное государство, в котором обещают ввести единый рубль до конца 2006 года.

Что происходит? Россия нежданно стала этакой красавицей с приданым, и соседи бегут к ней свататься? Или Москва цепляется за последние осколки бывшего СССР, чтобы строить козни Западу и числить себя, как прежде, великой державой?

А может, Россия наконец созрела для воссоздания большого Союза республик на новом, рыночном фундаменте? И за Абхазией с Белоруссией в этот Союз запросятся Украина, Казахстан, Грузия?

Так или иначе, у России появился шанс вернуть утраченные земли и статус. Воспользуется ли она им?..

Политолог Наталья НАРОЧНИЦКАЯ: Россия не может потерять эти территории

- Наталья Алексеевна, когда у России будут справедливые границы?

- Надеюсь, что рано или поздно. Главное - демонстрировать силу и национальную государственную волю. Этого не хватало России в 90-е годы, и это поможет стране в будущем.

- Но что-то не торопится белорусский Батька в Союз с Россией вступать. 10 лет топчемся на месте.

- Не в Батьке дело. «Топчемся» мы. Окружение Ельцина Союза не хотело. Белорусский народ не имеет комплекса неполноценности перед западными идеями, которыми заражена наша номенклатурная элита. Поэтому 12 миллионов самодостаточных и уверенных в своем самостоятельном пути людей мешали цели адептов постсоветского западничества. Эту цель Марк Дейч назвал «мутацией русского духа».

Кисло отнеслись к Союзу и наши мусульманские республики, потому что вливание в российское общество миллионов славян мешало постепенному изменению славяно-тюркского вектора развития страны на тюркско-славянский.

- Но что все-таки мешает Союзу? Или кто?

- В последнюю пару лет я перестала понимать, что происходит. Наша сторона выдвигает заведомо неприемлемые предложения. Идет игра в политический пинг-понг. Все будто заинтересованы в этом вялотекущем процессе. И ни шагу вперед!

У нас почему-то не задумываются, что на самом деле Союз нужен больше России, чем Белоруссии. Поэтому он и вызывает такой истерический трепет у западных стратегов. Белоруссия - недостающий элемент мозаики, который Запад выкладывает от Прибалтики до Черного моря. Идея у него очень старая - изоляция нашей страны. И мне очень досадно, что мы стоим на месте! Белоруссия может избрать другой курс.

- Судя по заявлению помощника Фрадкова, Россия шанс присоединить новые территории все-таки решилась использовать. Но начнет с маленькой Южной Осетии.

- Надеюсь, что это не блеф. Тем более что большинство россиян поддерживают внешнюю политику РФ. Люди давно поняли, что Западу не нужна сильная Россия, имеющая веское слово в международных отношениях.

Непонятно, ради чего мы оттолкнули от себя народы, которые до сих пор сохраняют нам верность.

Россия не может потерять эти территории, не поставив крест на будущем как державы. Иначе ее оттеснят на северо-восток. Наши предки знали, что без Крыма нельзя удержать Кавказ. И заявление Путина, что «косовское урегулирование будет иметь характер универсального прецедента», явный намек на то, что правительство настроено серьезно. Если можно дробить Югославию - значит, это возможно и на территории бывшего СССР. Юридических оснований, я считаю, у нас даже больше.

- ?

- По закону о выходе из СССР от 3 апреля 1990 года союзная республика, пожелавшая стать независимым государством, обязана предоставить возможность автономиям выбрать свое государственное будущее. Грузия этот закон проигнорировала. Мировое сообщество закрыло глаза. И это понятно - если бы законы о выходе соблюдались, Украина, Грузия и Молдавия лишились бы тех стратегических территорий, которые делают их интересными для западного мира. Южная Осетия - это ворота на Кавказ, Абхазия - Черноморское побережье. Грузия вообще никому бы не была нужна без этих территорий! Когда я объяснила грузинскому спикеру Бурджанадзе на сессии ПАСЕ, что «территориальный статус Грузии юридически небезупречен», она даже в лице изменилась.

- Но Приднестровье никогда не было автономией.

- Да, но молдаване сами подарили приднестровцам хороший козырь. Они вышли из СССР на основании пакта Риббентропа - Молотова, а Приднестровье в XX веке не было частью Бессарабии. Это безупречный юридический инструмент для дальнейшей борьбы за право быть с Россией.

- Но это теория. Как на практике присоединить ту же Южную Осетию или Абхазию?

- Главное - не использовать мифическое «право на национальное самоопределение». Это конец! Сейчас почти все государства многонациональные, поэтому никто не позволит создавать такой разрушительный прецедент. Надо оспаривать нелегитимный выход стран СНГ из СССР в тех случаях, когда были ущемлены права автономий. И необходим соответствующий закон. Я с соавторами разработала в прошлом году законопроект «О порядке принятия в РФ и образование в ее составе новых субъектов». К сожалению, он не прошел даже профильный комитет - нас обвинили в провокации к сепаратизму в странах СНГ. Хотя в документе указывалось, что просьба о вступлении будет рассмотрена только в том случае, если большинство населения автономии проголосовало на референдуме за сохранение СССР.

- Но стоит ли территориальная овчинка выделки? Рискуем, получим новую «холодную войну» с Западом...

- Запад уважает только силу. Пока мы упивались новым мышлением, весь остальной мир воспользовался испытанным старым - прибрал все к рукам.

Не надо ублажать Европу и США. Но и соизмерять свои силы и возможности необходимо. В XIX веке русский дипломат Александр Горчаков виртуозно выбирал момент, чтобы без единого выстрела одержать победу. После Крымской войны Россия потеряла устье Дуная, но дипломат за 14 лет хитрой дипломатии его вернул. И Россия снова стала черноморской державой.

- Вы на Крым намекаете?

- В Крыму заметно усилились исламисты. Так что и там возможен косовский вариант...

МНЕНИЕ ЭКОНОМИСТА

«Не конфликтуют из-за фруктов»

Считает директор Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН

Абхазия

Курортная зона, в которой отдыхают все больше россиян, потому что уровень жизни у нас низкий, а там все дешево. Но они уже привыкли жить сами. Их вино неактуально для нас. Мандарины? Нельзя идти на глобальный конфликт из-за фруктов.

Белоруссия

По своей экономической эффективности заметно опережает нас. С ней выгодно дружить: транзит в Европу, минские тракторный и автомобильный заводы да и вообще стабильно работающие предприятия. А еще у соседей сохранилось эффективно работающее крестьянство, способное выручить Россию продовольствием.

Крым

Зона туризма. И чуть-чуть вина. Есть там и химическая промышленность, но не в таких масштабах, чтобы ввязываться в конфликт. Но в принципе воссоединение Крыма с Россией было бы правильным. Эффект от этой турзоны будет огромным.

Приднестровье

Там сосредоточен громадный промышленный комплекс. Однако Приднестровская молдавская республика далека от России. Расходы на дорогу плюс таможенные пошлины Украины делают ее для нас экономически бесполезной.

Южная Осетия

Пока экономика Южной Осетии, как ни странно, наносит нам вред. Большинство «паленой» водки делается из спирта, который идет к нам оттуда. Это путь любого непризнанного государства: либо умереть с голоду, либо стать зоной «серого» бизнеса.

ОПРОС «КП»

Как нам соединиться?

Павел БОРОДИН, госсекретарь Союза России и Белоруссии:

- Надо принять Конституционный акт Союза, ввести единое платежное средство, избрать Союзный парламент. Единая валюта, думаю, будет в будущем году, Конституционный акт - в конце этого. Надеюсь, нам удастся провести референдум и вынести этот документ на обсуждение граждан двух стран.

Сергей БАГАПШ, президент Абхазии:

- Будем ждать, пока Москва решит вопрос возможного включения Абхазии в состав России на правах ассоциированного субъекта Федерации. Мы, со своей стороны, Россию не торопим. Свое предложение Абхазия сделала и готова к диалогу. Будем состыковывать наши экономические законы с российскими, чтобы были гарантии инвестиций в Абхазию.

Эдуард КОКОЙТЫ, президент Южной Осетии:

- Есть договор о добровольном вхождении единой Осетии в состав Российской империи. Из состава России мы никуда не выходили. Что касается Грузии, то те нормативные документы, по которым Южная Осетия и Абхазия входили в состав Грузинской ССР, давно аннулированы самим Тбилиси (при прекращении существования Грузинской ССР Южная Осетия и Абхазия оказались в правовом вакууме). Мы будем добиваться признания республики Южная Осетия везде, где это возможно.

Игорь СМИРНОВ, президент Приднестровской республики:

- Мы готовы присоединиться к Союзу России и Белоруссии, но как равноправная страна.

Южная Осетия

Население: 80 тысяч человек (два Урюпинска). 95% - российские граждане.

Бюджет: 150 миллионов рублей (казна небольшого российского райцентра).

Экономика: импортирует немного фруктов. И много нелегального спирта.

Почти полное отсутствие промышленности.

Военное значение: роль этой территории многократно возрастает после вывода баз из Грузии. Является отличной базой для контроля России за своими приграничными территориями.

Абхазия

Население: ок. 320 тысяч человек (пол-Рязани). 83% - российские граждане.

Бюджет: 900 миллионов рублей (половина калужского).

Экономика: 950 мелких предприятий, из них 200 убыточных.

Экспортирует: мандарины, развит курортный бизнес. Расцвет теневой экономики.

Военное значение: отличная сухопутно-морская передовая позиция для сковывания и сдерживания сил НАТО на правом фланге «Кавказского фронта». Может надолго стать очень болезненной «мозолью» для Грузии.

Крым

Население: ок. 2,7 миллиона человек (одна Воронежская область).

Бюджет: $250 миллионов (почти как в Казани).

Экономика: сотни туристических предприятий. Курорты. Виноделие.

Военное значение: удобно контролировать Черное море. Великолепные бухты для базирования кораблей ЧФ. Отлично развита береговая инфраструктура. Расположенные в Крыму РЛС позволяют надежно прикрывать юго-западное ракетоопасное направление и заблаговременно предупреждать Москву о ракетном нападении противника. Позволяет с выгодных позиций противостоять силам НАТО на южном фланге нашей обороны и сдерживать их.

Белоруссия

Население: около 10 миллионов человек (одна Москва).

Бюджет: $15 миллиардов (чуть меньше военного бюджета РФ).

Экономика: сотни крупных предприятий. 10 тысяч мелких. Развитое сельское хозяйство.

Военное значение: наш стратегический плацдарм в самом центре европейской «балтийско-черноморской линии фронта» НАТО, продвигающейся к России с запада. Он не дает Альянсу вплотную подойти к российским госграницам на ключевом направлении, «разламывает» боевые порядки НАТО. Отсюда Россия с помощью своих РЛС контролирует ситуацию на западном и северо-западном флангах обороны.

Приднестровье

Население: 555 тысяч человек (две Костромы). 20% - российские граждане.

Бюджет: 2,5 миллиарда рублей (50% воронежского).

Экономика: 144 средних и крупных предприятий. Электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение и металлообработка, и т. д.

Военное значение: хороший «козырь» для политического и военно-стратегического давления на Молдавию в случае ее союза с натовской Румынией. Этот «козырь» станет еще мощнее, если усилить российскую оперативную группу войск в Приднестровье.