Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Звезды17 апреля 2006 22:00

Наталья ГУНДАРЕВА: Если мне не везет, я впрягаюсь и везу сама

К годовщине смерти актрисы готовится книга воспоминаний о ней

15 мая исполняется ровно год, как умерла замечательная актриса Наталья Гундарева. В последнее время о ней все чаще вспоминали в связи с ее болезнью, как будто за кадром осталось, что Гундарева - великая русская актриса, хороший, умный человек, настоящий друг, великолепная хозяйка и просто очаровательная, красивая женщина. Эту несправедливость нашей памяти решили исправить друзья и коллеги актрисы и написали книгу о ней, такой, какой наблюдали Гундареву в жизни. Книга воспоминаний должна выйти в конце апреля в издательстве «Время». Сегодня мы печатаем отрывки.

Зрители запретили выступать

Мы много ездили на гастроли. А Наташу как-то по-особому, по-человечески любили. И вот однажды в Киеве она играла леди Гамильтон в спектакле «Виктория?..». Билеты, конечно, уже давно были раскуплены, лишние перед театром буквально вырывали из рук. А в тот день было жарко, Наташа загорала, купалась, и от перегрева у нее прихватило сердце. Врач сказал, что он боится разрешить ей выходить на сцену. Наташа же, конечно, ничего слушать не хотела и настаивала на том, что она будет играть. Тогда врач сказал: «А давайте я спрошу у зрителей. Что они ответят?» И действительно, вышел к публике и объяснил ситуацию. В зрительном зале был словно какой-то взрыв: все закричали, что нельзя рисковать ни в коем случае...

Когда Наташу проводили до машины, то все букеты, которые были для нее приготовлены, положили ей в машину, заполнив ее настолько, насколько хватило места. Она уезжала, буквально утопая в цветах... Вот так ее любили!

Михаил ЗАЙЦЕВ, директор Театра им. Маяковского.

Роли записывала в тетрадочки

Наташа на репетициях вела себя как ученица. Приходила заранее, никогда не опаздывала, всегда была готова к работе; если требовалось, могла репетировать подолгу. Всем известны ее тетрадочки, точно такие же, которыми нас учил пользоваться в училище Катин-Ярцев. На правой половинке - текст роли, на левой - замечание. Идет репетиция. Кто-то забыл, откуда ему нужно выходить. «Подождите, - кричит Гундарева, - у меня все записано, сейчас я посмотрю». В ее тетрадочках все было зафиксировано. Монологов у нее была тьма, и выучивала она их феерически, причем делала это заранее. «Монолог надо учить как скороговорку. Его обязательно нужно довести до состояния скороговорки, чтобы от зубов отскакивал. Только потом можешь делать паузы и расцвечивать его в зависимости от состояния героини».

Евгения СИМОНОВА, народная артистка России.

На гастролях солила сало

...Везение в жизни не столько радовало Наташу, сколько настораживало. На мой вопрос: «Ну что делать, если не везет?» - она ответила: «Если мне не везет, я впрягаюсь и везу сама».

Наташа была замечательной хозяйкой. В ее квартире все казалось умытым. Однажды она спросила меня: «Знаешь, как я узнаю, аккуратная хозяйка или нет? И сама ответила: «По плинтусам. Если плинтуса блестят чистотой, значит, в доме убираются не только к приходу гостей».

Была она и отличной кулинаркой. Любила и умела принимать гостей. Можно было пировать и под водочку с селедочкой, но вспоминается, как на предпочитаемых ею клетчатых салфеточках выставлялись голландские натюрморты. А уж эти украинские борщи, а уж эта уха по-патриаршьи!

...Однажды на гастролях в Киеве мы шагаем по Крещатику выбирать и солить сало. Не берусь передать восторг посетителей рынка и торговцев при виде любимой артистки, со знанием дела да с веселыми приговорками выбиравшей популярнейший товар. Мы же, прикупив полотняных салфеток да крупной соли, возвращаемся в гостиницу «Москва», чтобы наблюдать за юморным священнодействием, закончившимся вожделенным «завтра можно будет есть!». Неожиданно зашла в номер артистка Валя Шендрикова, отличавшаяся утонченными манерами, и, увидев огромный шмат сала, распластанный во всю ширь гостиничного подоконника, не без сарказма заметила: «Сразу видно, что здесь живет великая русская актриса». А Наташа ей в ответ без тени обиды: «Валюха, да неужто ты сомневалась?»

...В свободный от спектакля день отправляемся на катере на остров, где был замечательный песчаный пляж... Наталья как рыба в воде. Она так любила воду и солнце! Сижу я на берегу, а Наташа идет к берегу, вдруг она вскрикнула и возвращается в воду, начинает нырять раз, другой, третий... Наконец она, бледная, встревоженная, медленно вышла из воды, села рядом и тихо сказала: «Ну все. Это ужасная примета. Мы разойдемся. У меня смыло водой обручальное кольцо». На другой день должен был приехать ее муж. Ей очень не хотелось его огорчать... И Наташа помчалась по ювелирным магазинам искать похожее кольцо...

Я не знаю, верила ли она в приметы, но это был случай, когда примета оказалась пророческой. Через какое-то время брак распался.

Майя ПОЛЯНСКАЯ, заслуженная артистка России.

«Никто меня снимать не будет - потому что толстая»

Наташа Гундарева снималась в четырех фильмах, сценарии для которых я написал: «Здравствуй и прощай», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Уходя - уходи» и «Собачий пир». Первый - «Здравствуй и прощай» - был моим дебютом в кино...

С трудом нашли актрису на главную роль Шуры - Людмилу Зайцеву. Она и сказала нам: «На роль Надежды посмотрите Наташу Гундареву, очень хорошая актриса. Единственный ее недостаток - она полная, и у нее широкие бедра...»

Гундарева пришла показаться нам с Мельниковым в гостиницу «Россия». В номер вошла веселая, сияющая молодая женщина, вся горящая и без комплексов. Она просто сразила нас фразой: «Никто меня снимать не будет, я толстая, бедра широкие, никто меня не возьмет». Она очень понравилась режиссеру Виталию Мельникову да и мне тоже. Когда Наташа ушла, Виталий сказал: «Без сомнения, берем ее в картину».

...Потом все уехали в экспедицию в Ростовскую область. Когда Наташа выходила из дома, шла, грациозно покачивая бедрами, сельские жительницы, кубанские казачки, говорили: «Какая же это актриса, она же наша, взяли ее из Ростова, вот она и снимается». Гундаревой это очень нравилось.

...Последняя наша кинематографическая встреча с Наташей - это картина «Собачий пир». Главная героиня (ее играла Гундарева) - алкоголичка. Помню один случай, который произошел с Наташей. В перерывах она обедала не в ленфильмовской столовой, а ходила через дорогу в кафе самообслуживания. Вот однажды она отправилась туда во всей красе алкоголички: с пьяной мордой, в грязной одежде. Она вошла в кафе, взяла поднос и встала в очередь. К ней подошла сотрудница: «Гражданка, вы так грязно одеты, люди вас сторонятся. Уходите отсюда». «А в чем дело? - закричала «алкоголичка». - Я что, пожрать не могу?» Никто не узнал Гундареву, ее приняли за бомжиху, которая продолжала орать: «Если я пьющая, так мне и пожрать нельзя. Дайте пожрать». В результате ей дали поесть. Посадили в уголочек, налили супу, выдали какую-то котлету. Наташа была просто счастлива: «Значит, я все правильно делаю, раз меня приняли за пьяницу и не хотели кормить...»

Моя Тамара (жена драматурга. - Ред.) - ростовчанка, а ее родители по тем советским временам были состоятельными людьми. В их доме часто собирались актеры, теща обязательно варила очень вкусный борщ. Центром шумной компании всегда оказывалась Наташа...

Однажды, уходя от нас, она написала краской на воротах «Хочу борща!». Еще долго эта надпись украшала ворота, ее не стирали - ведь это был автограф Натальи Гундаревой, которая очень скоро стала знаменитой.

...Я помню, как в «Останкино» намечался мой творческий вечер. Встал вопрос, кто будет вести вечер. Пригласили Гундареву... Нонна Викторовна Мордюкова (она уже снялась в фильмах «Родня» и «Трясина» по моим сценариям) сидела в зале. В это время у нее был короткий роман с Юлианом. Наташа что-то сострила по этому поводу. Мне потом рассказали о реакции Мордюковой: «Если бы другая сучка это сказала, я бы ей по роже дала, Наташке нельзя, она хорошая».

На съемках фильма «Вас ожидает гражданка Никанорова» произошел один случай, который только благодаря Наташе не стал трагическим. Марягин (режиссер фильма. - Ред.) разводил мизансцены, Гундарева сидела на ступеньках машины и внимательно наблюдала за работой режиссера. Вдруг раздался крик: «Осторожно, машина!» Наверху большая грузовая машина, потеряв управление, неслась прямо на съемочную площадку. Кто успел, разбежался, а Марягин замешкался... Наташа вдруг кинулась к Марягину, сильно толкнула его в сторону, и вместе они упали, а грузовик промчался мимо. Ее потрясающая моментальная реакция практически спасла жизнь режиссеру...

Виктор МЕРЕЖКО, кинодраматург.

«Квартиру отремонтирую - только деньги давай»

Я получил квартиру в старом доме, «за выездом». Квартиру мне выделило московское правительство. Когда мы пришли туда, я был в шоке. Там, видимо, жили бомжи, они жгли костры на полу, как в лесу. Дверь открывалась гвоздем. Короче, Наташа говорит: «Я хочу, чтобы ты жил в этой квартире, она хорошо расположена, около метро, рядом баня, бассейн. Я все сделаю. Я тебе буду звонить, ты только деньги подкидывай».

Наташа в свое время работала в проектно-архитектурном бюро, чертила что-то. У нее просто чумовой талант дизайнера! Когда я приехал через четыре месяца, она приглашает: иди смотри. Когда я вошел, просто обалдел. Она все там порушила, соединила кухню с комнатой, спальню сделала отдельно. По всему периметру горели светильники. Батюшки мои, я никогда не думал, что из этого барахла можно сделать чудо-квартиру... Она за работу не просила денег, ей просто было интересно сделать из такого дерьма конфетку.

Сергей ШАКУРОВ, народный артист РСФСР.

P.S. Самые яркие воспоминания о Наталье Гундаревой, безусловно, хранит ее муж, актер Театра им. Маяковского Михаил Филиппов. Правда, делиться ими он пока не готов - слишком тяжела утрата, слишком мало прошло времени. Как говорят друзья, ему даже было трудно держать дома фотографии любимой жены, поэтому все альбомы с ее портретами он подарил театральному музею. В разговоре с одним хорошим знакомым Михаил Иванович признался: «Я понял, насколько сильно я люблю Наташу, только когда ее не стало». Он навещал жену в больнице каждый день, иногда по два раза в день. Это было непросто делать, особенно с учетом занятости артиста. Но он искренне радовался этим встречам и был готов, что так будет всегда. И не ожидал, что когда-нибудь все вдруг закончится...