Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество3 мая 2006 22:00

Самолету Ереван - Сочи не хватило топлива?

На борту лайнера погибли 26 россиян
Источник:kp.ru

Никто ничего не видел: был сильный дождь, ветер да еще и глубокая ночь. Единственный, кто первым понял, что случилась беда, был диспетчер: точка рейса Ереван - Сочи просто беззвучно растаяла на экране локатора...

В 2.38 этот аэробус А-320 «Армянских авиалиний» должен был приземлиться в аэропорту Адлера.

В 2.15 диспетчер аэропорта Адлера попросил экипаж: идите на второй круг, погода не позволяют садиться с ходу. Аэробус где-то в черном небе стал разворачиваться, а через минуты на высоте 600 метров он вдруг потерял управление и врезался в штормовое море.

Через час все агентства будут цитировать заявления сотрудников авиакомпании Armavia: аэробус был абсолютно исправен, проверяли перед полетом иностранные спецы, экипаж - опытен, один из лучших...

Что случилось в небе?

Первое, что приходит в голову, - теракт. Но эту версию сразу отмели не только «воздушные» службы, но и ГУВД Краснодарского края: в море нет плавающих обломков самолета. То есть он не развалился в воздухе, ушел в воду целым... Есть большое маслянистое пятно. Если бы был взрыв, то нефтепродукты, скорее всего, вспыхнули бы. Кроме того, никто на побережье не видел вспышки в небе.

Не подтвердилась пока и еще одна версия трагедии: смерч. Эту причину поначалу выдвигал Ереван - там авиаторы предположили, что самолет попал в бешеную воздушную воронку, ведь на побережье Черного моря смерчи бывают регулярно. Тогда понятно, почему все произошло так неожиданно.

- Смерч - это нереально. Наши наблюдательные станции не зафиксировали смерч в эту ночь. Да и какие в мае смерчи! - восклицает синоптик Сочинской метеостанции Марина Медведева. - Это природное явление у нас бывает, но лишь в августе. А этой ночью, - продолжает она, - была нелетная погода... Сильный дождь и плохая видимость.

Юрий Ткаченко, начальник краснодарского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, рассказал нам:

- В 2 часа ночи, когда самолет шел на посадку, в районе Адлера был сильный дождь. Дул юго-восточный ветер. Кстати, очень слабый ветер, скорость - всего 2 - 5 метра в секунду. И подтвердил: смерчей и грозовых явлений зафиксировано не было.

И третья версия, неофициальная, куда прозаичнее и оттого страшнее:

- Самолету просто не хватило топлива, - сообщил нам источник, служащий в одном из военных ведомств Краснодарского края. - Я ручаюсь за эту информацию, она достоверна на 99%.

И пояснил, что некоторые авиакомпании бывших республик СССР, возможно, из экономии и дороговизны топлива, по его версии, заправляют машины, что называется, «в обрез». Хотя обязаны заливать баки самолетов так, чтобы в случае чего оставалось топливо для ухода на запасные аэродромы.

Верить не хочется.

Но мы рассказываем об этом, чтобы проверили.

И последняя версия: самолету не хватило скорости и высоты для маневра, когда диспетчер предложил экипажу уйти на второй круг. Аэробус ведь уже заходил на посадку, скорость была километров 250 в час, посадочная, а из-за резкого маневра машина просто свалилась на крыло и рухнула.

«Они все - без одежды. Абсолютно...»

К шести утра спасателям из МЧС стало ясно: выживших нет. Лайнер лег на дно на глубину примерно 300 метров. Как обследовать фюзеляж, как достать из него останки - пока не ясно. Но то, что операция будет сложнейшей (если вообще будет!), понимают все: подлодка «Курск» лежала на 110 метрах...

Всего в самолете было 113 человек: 105 пассажиров (6 детей, 63 мужчины и 36 женщин), а также 8 членов экипажа... К 8.00 утра российский корабль береговой охраны поднял из воды первые 18 тел. Все - полностью обнажены.

Среди погибших - экс-министр внутренних дел, экс-глава Комитета госбезопасности Армении Усик Арутюнян. А также сын бывшего главы Службы национальной безопасности Армении Карлоса Петросяна - Арам Петросян.

...Одежду и обувь находят плавающей рядом с телами пассажиров. Практически все цело - кроссовки, брюки, юбки...

Спасатели пока не могут этого объяснить:

- Когда самолет падает с 2 - 3 тысяч метров и при этом разваливается, тогда с людей действительно срывает одежду, - сообщили «КП» в МЧС Краснодарского края. - На такой высоте самолет разгерметизируется, и человек становится как резиновый, словно вытекает из одежды. Но здесь высота была не такая большая - 600 метров. Возможно, тоже произошла разгерметизация корпуса, а может, с большой силой встретились воздушные потоки. Но вообще странно все это...

При экстренной посадке и ЧП пассажирам по инструкции предлагают разуться и убрать колющие предметы. Но разуться - это не раздеться. Понимали люди, что случилась беда? Готовились к посадке? По обнаженным телам не понять...

...летели хоронить маму

9.15. В адлерский морг начали приезжать родственники погибших. Почти сразу опознали бывшего главу этой же авиакомпании Armavia Вячеслава Яралова. Он с женой Сусанной Халаджян летел на похороны ее мамы.

- Горе-то какое... - плачет Зинаида Халаджян. - Мы однофамильцы, но я хорошо знаю их родню, они у нас в поселке Веселом живут. В Сочи их должны были встретить родственники и перевезти через границу в Абхазию, где и будут похороны мамы Сусанночки.

В последний момент решила не лететь родная сестра Сусанны Халаджян. У нее схватило сердце. Повезло...

В том самолете погиб еще один знакомый Халаджян, 26-летний Тарон Хачатрян. Гостил у своих отца и деда в Армении.

Маньяк Амазовна Мкртмян в аэропрту встречала свою 65-летнюю маму, которая летела в Сочи на свадьбу племянницы...

Погиб и кавээнщик Артур Тумасян. Он был автором шуток знаменитого телепроекта «Комеди Клаб». Работал с командами «Новые армяне», «Утомленные солнцем», «Мегаполис»...

А некоторые родственники так до сих пор и не знают, какова судьба их близких: оказывается, в ереванском аэропорту не прошли таможенный контроль 5 или 6 человек. Их фамилии сейчас уточняют.

Вдруг живы?!

Двое - точно: удалось узнать имена счастливчиков, которые не попали на борт А-320. Это гражданин Грузии Георгий Акопян и гражданин Армении Гагик Саакян. В последний момент перед вылетом у них возникли проблемы с паспортами.

Татьяна КИРЕЕВА, Елена ИВАНЕНКО, Инна ЖУРАВЕЛЬ («КП» - Краснодар»).

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

К 19.30 по московскому времени нашли 46 тел.

- Море штормит, но течением все относит от Адлера к Сочи, сейчас по всей прибрежной полосе могут всплыть останки, - говорит матрос одного из сочинских охранных кораблей. Побережье от Сочи до Адлера оцеплено, и туда не могут пройти даже родственники погибших.

Аэробус А-320

Пассажирский самолет для авиалиний малой и средней протяженности.

Максимальная высота полета - 11 918 м

Дальность полета - 4630 км

Крейсерская скорость - 840 км/ч

Длина - 37,57 м

Ширина - 11,76 м

Размах крыльев - 34,10 м

Самолеты А-320 консорциум «Эрбас» выпускает с 1988 года. К середине 1997 года продано 882 самолета А-320 всех модификаций.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Виктор ТИМОШКИН, эксперт по авиационной безопасности: Видимости было достаточно для нормальной посадки

- Аэродром в Адлере непростой. В отличие от равнинных аэродромов здесь посадка самолетов происходит только со стороны моря, а взлет - в сторону моря из-за горного хребта на северо-востоке. Самолеты заходят почти как на палубу авианосца. Перед обычными взлетно-посадочными полосами стоят маяки ближнего и дальнего приводов, через которые пилот проходит на посадку. Здесь их нет, в море они не ставятся. Конечно, при современных технологиях эти маяки большой роли не играют, но служат дополнительным ориентиром.

А автоматика и самолета, и аэропорта - высшей категории. Если верить официальным данным, в момент посадки погибшего рейса нижняя кромка облаков была 100 метров, видимость - 1500 метров, этого вполне достаточно, чтобы благополучно приземлиться. Если, конечно, не было опасных явлений - болтанки, грозы, сдвига ветра.

Здесь могло что-то случиться с управлением. Аэробусы в этом отношении неидеальны, из «сваливания» выходят неуверенно, не любят резких движений. Пять лет назад в США упал аэробус А-300. Так у него просто отломился киль из-за того, что пилот совершил слишком резкий маневр. А киль на этих машинах посажен не на металлическую основу, а на композитный материал - прочный пластик. Это убавляет вес, но не добавляет надежности.

Впрочем, нельзя исключать и человеческий фактор. Но действия экипажа можно будет оценить, только когда найдутся «черные ящики».

Кстати, то, что А-320 упал в море под углом в 60 градусов, - полная чушь. До такой степени накренить эту машину невозможно. 60 градусов - это направление захода на посадку.

Записал Александр КОЦ.

ВОПРОС ДНЯ

А вы как преодолеваете страх перед полетами?

Алексей МИТРОФАНОВ, депутат Госдумы:

- Вчера я летел из Москвы в Сочи. Как раз перед полетом узнал о трагедии. Но страха не было - ведь вместе со мной летели глава Межгосударственного авиакомитета Анодина и министр транспорта Левитин.

Михаил СВЕТИН, народный артист России:

- Я сажусь в самолет, пристегиваюсь и молюсь. Боюсь, но летаю. Однажды летел в Москву на съемки, а шасси не выпускалось. 40 минут кружили над аэропортом, пока горючее не сожгли. Нам потом сказали, что мы в рубашке родились.

Владимир ТОРЛОПОВ, глава Республики Коми:

- Коми - обширный край, размерами превосходящий сразу несколько европейских стран. Мне часто приходится летать в самые отдаленные уголки республики. Никакого страха я при этом не испытываю.

Галина СИЛЬВЕРСТОВА, бортпроводник, Волгоград:

- Практически у всех стюардесс есть свои талисманы, мой амулет - икона с надписью «Галина», ее мне подарили близкие друзья, и я верю, что в небе со мной ничего плохого не случится.

Светлана ЖУРОВА, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту:

- Каждый раз сажусь в самолет с простой мыслью: «Если тебе на роду написано погибнуть в авиакатастрофе, ты в ней и погибнешь».

Валерий КОЗЛОВ, полковник, командир вертолетного полка:

- Во время первой чеченской кампании частенько приходилось изгонять страх рюмкой «огненной воды» - в допустимых, конечно, пределах. Пилот, которого экипаж заносит в машину, считается «бесстрашным», но толку от него никакого...

Лариса ГОЛУБКИНА, народная артистка России:

- Я всегда желаю здоровья и хорошего настроения пилотам. Потому что после того, как отъедет трап, от тебя уже ровным счетом ничего не зависит.

Борис НУВАХОВ, академик РАМН:

- Я знаю систему аутотренинга, умею властвовать собой. Если страшные мысли и посещают серое вещество, то я гоню их прочь.

Владимир ШАИНСКИЙ, композитор:

- А я вообще не боюсь летать. Зачем мне преодолевать страх? Обожаю воздухоплавание!

Александр, Санкт-Петербург, читатель сайта WWW.KP.RU:

- В конце концов на Земле находиться не менее опасно. В России в ДТП гибнут около 40 тысяч человек в год.