• КП в социальных сетях:
  • facebook Komsomolskaa-pravda
  • odnoklassniki group kpru
  • twitter onlinekpru
  • vkontakte club15722194

«Гнездо огненного орла»: первый откликКомментарии: 16

Читатели предлагают свои версии образования Патомского кратера
Подружись с нами:

На прошлой неделе благополучно завершилась экспедиция, организованная «Комсомольской правдой» и Сибирским отделением Российской академии наук (см. «КП» от 27 июля, 1, 3, 4 и 5 августа). Специалисты изучали расположенный на границе Иркутской области и Якутии Патомский кратер - загадочную каменную пирамиду, которую аборигены-якуты называют «Гнездом огненного орла».

Вторая экспедиция (первая состоялась в 2005 году) так и не дала ответа на вопрос: как возник Патомский кратер? Но ученым все же удалось установить его точный возраст - 250 лет - и обнаружить в окрестностях сильную магнитную аномалию. А это, вероятно, признак того, что в глубине под кратером лежит некий металлический объект.

Метеорит. Но чужой

Если предположить, что «Гнездо» действительно образовалось от падения метеорита, то этот «камешек» прилетел из другой звездной системы. По теории наша планетарная система образовалась из плоского газопылевого облака. Поэтому все «родные» для Солнечной системы тела - планеты, астероиды и т. д. - движутся в одной плоскости. В случае с Патомским кратером мы можем только приблизительно указать траекторию полета метеорита, поскольку неизвестно, в какое время года произошло столкновение. Но если совместить угол входа метеорита в атмосферу и место его падения, то получается, что он летел под углом 50 - 70 градусов к нашей плоскости. Не мог «большой кусок железа» иметь такую траекторию, если бы он был «родным»! Никакие встречи с планетами (Юпитер, Сатурн...) не могли так искривить его траекторию. Вывод - метеорит «чужой» для нашей системы. Правда, я не уверен, что под кратером можно обнаружить его целиком - после такого удара все должно было расплавиться и смешаться в одну массу.

Сергей Куцаев, доктор физико-математических наук, Санкт-Петербург.

Ядерный взрыв без радиации

Во времена СССР мне неоднократно приходилось наблюдать воронки от подземных ядерных взрывов. Увидев первые же фотографии Патомского кратера, я подумал, что и в данном случае речь идет о таком же взрыве. Единственное отличие - наличие в центре вашего кратера горки, которая на «ядерных» отсутствует. Но она, как верно подметили специалисты вашей экспедиции, могла образоваться позже из-за гидрологических процессов под кратером, который расположен в зоне вечной мерзлоты.

Поэтому я был очень удивлен тем, что в окрестностях Патомского кратера оказался очень низкий уровень радиации. Хорошо, пусть ядерное оружие здесь ни при чем, но все же это типичный подземный взрыв. И, соглашусь с расчетами ваших специалистов, он произошел на глубине 100 - 150 метров.

В. К. Афанасьев, военный пенсионер, подполковник Инженерных войск, Тула.


...ни на воронку от обычного метеорита. Такой след оставил «камешек», упавший в американской Аризоне 50 тыс. лет назад.
...ни на воронку от обычного метеорита. Такой след оставил «камешек», упавший в американской Аризоне 50 тыс. лет назад.

* * *

Тому, что Патомский кратер - не след ядерного взрыва, есть еще одно свидетельство. Первооткрыватель аномалии геолог Вадим Колпаков обнаружил кратер в начале лета 1949 года. Он уже в то время выглядел не слишком молодо. А первые ядерные испытания в нашей стране начались лишь 29 августа того же года совсем в другом районе страны.

Это не фантастика!

Версию о том, что Патомский кратер - след сверхплотного метеорита, например кусок нейтронной звезды, мы обсуждали в институте на семинаре. Несмотря на кажущуюся фантастичность, она вполне реальна. Сейчас астрофизики предполагают, что со временем тело из нейтронного вещества покрывается коркой из вещества обычного - как ржавчина на металле. И если суперплотный кусочек столкнулся с нашей планетой, то оболочка из обычного вещества взорвалась, образовав псевдометеоритный кратер, а сверхплотная начинка либо пробила планету насквозь, либо, если речь идет все-таки о чуть менее плотном веществе, чем обломок нейтронной звезды, затормозилась в недрах нашей планеты.

LUNAtik, Физтех, Москва.

Молния необыкновенная

Я бы всерьез предложил рассмотреть вариант с молнией. Даже в школьных учебниках по природоведению написано, что сильный электрический разряд, ударяющий в гору, может запросто выбить в ней небольшую пещерку. По-моему, версия гораздо более реальная, чем некое сверхплотное вещество, которое в руках-то никто никогда не держал.

М. Г. Гогниев, Астрахань.

* * *

Версия с молнией действительно могла бы оказаться правдоподобной, если бы размеры кратера были чуть меньше. Это еще по результатам прошлогодней экспедиции доказали специалисты Института солнечно-земной физики. Самые мощные молнии, какие могут образовываться в атмосфере нашей планеты, - не более 200 миллионов киловатт. Этого явно недостаточно, чтобы поднять на поверхность полмиллиона тонн камней, из которых состоит видимая часть Патомского кратера. Также молния не могла пробить в известняковой сопке канал глубиной в сотню метров, откуда бы их выдавило на поверхность. Так что если причиной образования кратера стала молния, то молния аномальная, каких пока никто не наблюдал.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Ищем помощников!

«Комсомольская правда» и ученые Сибирского отделения Российской академии наук планируют и дальше изучать Патомский кратер. Но сейчас исследования достигли стадии, когда новые оригинальные данные появятся, только если удастся пробурить кратер и посмотреть, что же лежит под ним. Дело это недешевое. Нужно арендовать буровую технику и расходные материалы, чтобы ближайшей зимой по замерзшим речкам переправить все из Бодайбо на Патомское нагорье, нанять квалифицированных специалистов-бурильщиков и т. д.

По первым прикидкам, один метр скважины на Патомском кратере обойдется в 1000 - 1300 долларов. А по расчетам ученых, бурить придется на глубину 100 - 150 метров.

«Комсомолке» будет тяжеловато профинансировать этот проект в одиночку. Поэтому мы приглашаем все заинтересованные организации принять участие в этой исследовательской программе.

Если у кого-то есть желание помочь ученым разобраться, что же произошло 250 лет назад в одном из самых таинственных уголков России, c нетерпением ждем вас в редакции «КП». Тел.: (495) 257-59-85, эл. почта: moisey@kp.ru

ЧИТАЙТЕ НА KP.RU:

Загадка Патомского кратера (экспедиция первая (2005 год)

Загадка Патомского кратера (экспедиция третья (2008 год)

СМОТРИТЕ НА KP.RU:

Фотогалерея: Первая экспедиция "Комсомолки" на Патомский кратер (2005 год)

Фотогалерея: Вторая экспедиция "Комсомолки" на Патомский кратер (2006 год)

Фотогалерея: Третья экспедиция "Комсомолки" на Патомский кратер (2008 год)

Поделитесь с друзьями:
  • Нравится
Показать код
Комментарии16

Оставить комментарий

( осталось символов 1024 )
  • sanqy02.04.2009, 15:44

    Фантастический вариант - а если П.К. является следом долетевшего до Земли Солнечного протуберанца? Кратер - последствие прямого столкновения, а центральный купол - выдавленный после остывания земной материал.

  • Алиса14.11.2006, 20:06

    Деньги соберут, зарядят экспедицию, разроют кратер этот, только тогда понятно станет что да как. А неужели еще не дошла наука до глубинных исследований? Должна бы. Ультразвук или сканер какой-нибудь сыскаться должен. А то хлопотно бурить и судя по всему, накладно.

  • Forest Dog21.09.2006, 15:24

    Все гипотезы не стоят выединого яйца
    очередная кормушка для бестолковых "ученых"

  • Сидор Львович20.09.2006, 12:30

    Кратер выкопали маленькие зеленые человечки.Сам видел.Не верите?

  • александр31.08.2006, 12:33

    а если тело, проникшее в землю представляет собой кольцо иои тороид?

  • Инг10.08.2006, 18:23

    Интересно, что шумят о кратере исключительно иркутские исследователи. А вот ученые из других городов, почему-то не спешат подключаться к исследованиям. Кстати, этот кратер еще в начале 1960-х исследовали и брали пробы, которые показали отсутствие метеоритное вещества. А тут прям детский сад какой-то.

  • Александр09.08.2006, 20:44

    Согласен с Гоголем.На такие деньги
    можно метро построить. Совместная эк-спедиция с 1 каналом ,а он не бедствует.

  • userr09.08.2006, 19:34

    Думаю, что нужно узнать, что там в глубине. Заплатил бы за один метр скважины. А вообще то бы, на мой взгляд, надобно привлечь нетрадиционщиков типа лозоходцев. Да специалистов по торсионным полям, да деньги от правительства, да прорабов честных (не перестройки, само собой). Да вот так и разобрались бы.

  • Илья09.08.2006, 15:35


    Судя по снимкам- какое-то аномальное расстепление, что-то было в виде тора полого внутри , и в центре Т была намного ниже чем по внешнему краю,и , в результате получилось то что получилось( уж больно возраст смущает-250 лет, и ни каких свидетельств и никаких свидетелей).

  • Павел09.08.2006, 13:32

    С удовольствием принял бы участие в экспедиции, так и в ее софинансировании.

  • evguenia09.08.2006, 13:23

    да, действительно, энтузиасты за спасибо вам все разроют............. НО СТОИТ ЛИ ???? торсионщиков пригласите, правильно Andu написал.

  • В09.08.2006, 11:43

    Да действительно. Что-то они загнули насчет 1200 у.е. Может, это стоимость доставки и монтажа оборудования?

  • Andu09.08.2006, 10:24

    Ребята лучше черный камень не трогать, а торсионщиков пригласить.
    Бо останутся от вас медвежата.

  • Юрий09.08.2006, 8:27

    Мы стоим на грани уникального открытия,и все упирается в деньги!Я считаю,что это большое государственное дело и правительство просто обязано финансировать экспидицию!

  • Простофиля09.08.2006, 7:56

    То что вы ничего так и не выяснили- ни сколько не удивляет. А все что тут написано-антинаучная ересь!

  • Гоголь09.08.2006, 7:11

    Один метр 1500 баксов?!
    Они что, пальцами бурить собрались?
    Или там алмазное дно?
    Ломик, лопата и ящик водки.
    Через неделю там будет дыра в Америку.