Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Политика16 августа 2006 22:00

Кремль устал стоять на «одной ноге»

Замглавы администрации президента Владислав Сурков заявил о создании второй крупной партии

Новую инициативу Кремля по «благоустройству» политической территории страны, уже неофициально прозванную «Проект «Две ноги», выдал сайт Российской партии ЖИЗНИ (РПЖ). Там опубликована стенограмма мартовской встречи Владислава Суркова с партактивом. Из речей Суркова становится ясно: Кремль намерен на базе РПЖ создать вторую после «Единой России», близкую к власти партию, которая объединит левопатриотические силы.

«Уж лучше этот электорат, который настроен против всех видов власти, окажется привлечен к вам, чем к деструктивным силам», - заявил кремлевский чиновник. И пояснил, что пока «нет у общества «второй ноги», на которую можно переступить, когда затекла первая. В России нужна вторая крупная партия».

И хотя критики Кремля откликнулись на идею Суркова ядовито («Когда эти виртуальные партии в итоге запутаются, кто из них левый, а кто правый, будет смешно!» - пообещал бизнесмен Константин Боровой), большинство политологов признает, что «вторая нога» России не помешала бы. КПРФ давно не нога, а скорее культя, и соперничество с ней при взгляде со стороны (особенно с Запада) неэстетично. Неудобно Кремлю бороться со стариками-коммунистами, уже 15 лет голосящими о «кровавом режиме».

Но, с другой стороны, аналитики сильно сомневаются во всемогуществе власти.

«С самой идеей я согласен - нам нужны системные партии, не ломающие стабильность в стране, а уравновешивающие ее, - размышляет политолог Александр Ципко, - но я не уверен, что жизнеспособную партию можно создать сверху».

А по мнению другого политолога, Станислава Белковского, идея утопична уже потому, что создаваемые Кремлем партии неминуемо превращаются в «чиновничьи кормушки, которые можно упразднить одним звонком сверху».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Александр ДУГИН, политолог: Хороший фасад для демократии

- Я бы к словам Суркова отнесся очень серьезно. Все его проекты обычно сбываются. Потому что это скорее воля президента. Кремль захотел презентабельный фасад для отечественной демократии. С невменяемыми дедушками из КПРФ в роли оппозиции Россия выглядит не очень. Вот и родилась идея симулятора многопартийности. Тем более что у нас можно объединить кого угодно. Один телефонный звонок, и наши политики будут блокироваться в любой конфигурации. Зюганов - с Жириновским, Грызлов - с Немцовым... Принципы не играют никакой роли, потому что у партий их попросту нет. Причем люди отнесутся к этому равнодушно. Политики нет в стране. Есть телевизор. Нет избирателей - есть телезрители. События, которое не показывают по телевидению, не существует. И в Кремле это прекрасно знают тоже.