Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество18 августа 2006 22:00

Почему русские становятся исламскими террористами. Часть 4

Обезврежена банда террористов, организовывавшая взрывы в России, в которой было немало славян. Боевики рассказали о методах их «работы», вербовки и обучения. Наш спецкор Ярослава ТАНЬКОВА - единственный журналист, читавший это уголовное дело
Вот в этой квартире террорист готовил бомбу, когда его вычислила соседка.

Вот в этой квартире террорист готовил бомбу, когда его вычислила соседка.

Окончание. Начало в номерах за 15, 16 и 18 августа

В уголовном деле 70 томов. Большая часть террористов - славяне. Благополучные, образованные люди, многие с регалиями. Есть даже подполковник российской юстиции Шатеев. Мусульманство в России становится модным. Трое из оставшихся в живых террористов ждут суда в «Лефортово». Хопиев и Манарьин - «техники», собиравшие бомбы для терактов, - активно дают показания. О том, как их готовили в пионерском лагере «Родничок», как покупали бомбы для терактов в обычных московских магазинах (правда, по частям). Самое страшное, что, как выясняется, последних московских терактов можно было избежать...

«Я узнала террориста, но участковый не поверил»

И все же как минимум двух терактов - на «Рижской» и на «Автозаводской» - могло бы не быть, если бы участковый внимательнее отнесся к подозрениям одной из соседок террориста.

- Я сразу почувствовала, что у этого человека с психикой что-то не в порядке, - рассказывает женщина про Хопиева. - Возможно, это были внешние проявления фанатизма. Нет, он никак не высказывал своих религиозных убеждений. Но я работаю в психиатрической клинике, глаз наметанный. Этот мужчина мне очень не нравился, поэтому я к нему присматривалась особо внимательно. Он гараж во дворе держал - «ракушку», а машины у него не было. Иду я однажды мимо, а он там как раз копается. Ну я и заглянула внутрь. А там какие-то бочки, мешки, ящики - сразу истории с гексогеном в подвалах взорванных домов вспомнились. А когда среди девушек, которые к нему периодически ходили, пару раз дамы в хиджабах появились, я совсем перепугалась и пошла к нашему старшему участковому инспектору. Рассказала о своих подозрениях. А он послал меня матом: мол, тебе что, делать нечего? Я оскорбилась и ушла. И только потом уже, через полтора года, приехали омоновцы с автоматами и нам рассказали, что здесь жил опасный преступник. Говорили, что милицейский патруль каждые два часа будет контролировать подъезд, но они приезжали гораздо реже. А сейчас квартира вроде пустует.

С одной стороны, понятно: ну с чем пошел бы участковый к Хопиеву? С претензиями, что он гараж не по назначению использует и с мусульманами дружит? Без санкции на обыск он даже проверить, что в мешках, не может. А с другой стороны, видимо, необходимо дать участковым такие полномочия.

Ведь в 1999 году, когда амир обезвреженной группировки взорвал первые дома в Москве, в истории тоже фигурировал участковый. После первого теракта выяснилось, что подвал дома был начинен мешками с гексогеном. Тогда вышло постановление проверить все подвалы домов. А после второго взрыва, когда рухнул дом на Каширском шоссе, выяснилось, что накануне участковый как раз приходил проверять подвал этого дома, но дверь была заперта. Милиционер походил вокруг и махнул рукой - ушел. Ломать замок ему в голову не пришло, потому что «теракты - это где-то там, в телевизоре! А у меня на участке, в обычном подвале, мимо которого я хожу каждый день, гексогена быть не может». А ведь будь оба эти милиционера подотошнее, сотни жизней были бы спасены.

И не менее важно, чтобы участковые не гнали, а культивировали таких вот соседок, которые подозрительно оглядывают каждого вновь прибывшего. Ведь именно на невмешательство и беспечность окружающих делают ставку бандиты.

Например, недавно, когда оперативники покупали ингредиенты для следственного эксперимента на цветочном рынке, где террорист обычно брал аммиачную селитру, продавец выпучил глаза:

- Шесть кило? А зачем так много?

- Бомбу буду делать, - пошутил опер.

- А-а-а... Ну смотри, осторожнее, а то тут недавно приходили проверять (после ареста Хопиева по рынку провели рейд. - Я. Т.), - предупредил «добрый» торговец и даже сделал скидку оптовому покупателю.

Вряд ли этот человек действительно хотел помочь террористу. Просто он не может поверить, что террорист может быть обычным, цивилизованным человеком.

Обаяние моджахеда XXI века

Беда в том, что все мы просто не готовы к новому виду террористов XXI века. Россияне по инерции считают, что ваххабиты - это такие бородатые горцы-фанатики с волчьими глазами, умеющие только стрелять, косноязычные, без образования и без трусов (правоверным не положено носить нижнее белье). А они медленно, но верно мутируют в судей, врачей, милиционеров. В русских и украинцев. В образованных и уважаемых людей. На фотографиях следственного эксперимента Хопиев улыбается - такое открытое, приятное, совершенно славянское лицо. Один из следователей, которые вели это дело, с подсознательной симпатией рассказывал о том, какой Анатолий образованный и интересный человек. Как любопытно с ним разговаривать, как неординарно он рассуждает. Сложно не верить тому, кому симпатизируешь. А он говорит, что «раскаивается», что на него произвели впечатление кадры растерзанных детей из Беслана и разговор с матерью: «Она мне объяснила, что в этой войне нас используют такие люди, как Хаттаб, Абу-Аль-Валид и Басаев».

«Убийства были совершены мной не из корыстных побуждений, - пишет он в показаниях, оправдывая себя. - Умысла на совершение убийств с особой жестокостью у меня не было».

Ну нельзя же в самом деле винить человека за его преданность Богу, религиозной идее! Он же не виноват в том, что эту его преданность плохие дядьки использовали в своих, корыстных целях! Так же, как и Шатеева нельзя винить в том, что он «просто помогал друзьям, передавая посылки и не зная, что возит из Нальчика в Москву взрывчатку». Братья-мусульмане должны помогать друг другу, об этом и в Коране сказано. А мусульманами они как были, так и остаются. Но мы же сами говорим, что мусульманство тут ни при чем, виноваты те, кто агрессивно его трактует.

Вот только как обычному мусульманину разобраться, где грань «неправильной трактовки»? Миролюбивые взгляды высказывают только российские, «официальные» муфтии. А во многих (если не сказать в большинстве) мусульманских странах фамилии часто становятся уважаемыми именно по причине того, что в семье был «шахид». В той же Палестине культ смерти поддерживается официально правящей партией ХАМАС - там семьям взорвавшихся террористов платят деньги.

Вот недавно организовали всемирный религиозный саммит. Идея была в том, чтобы главы всех мировых конфессий сказали официальное «нет» терроризму. И что? Мусульман представлял главный муфтий Ирака, который выдавил из себя в телекамеру неопределенное: «Не мешайте мусульманам веровать и жить по своим правилам, и они вас не тронут».

Мы недооцениваем опасность и поэтому проигрываем

Я не хочу жить в постоянном страхе быть взорванной каким-то мальчиком с горячим сердцем и запудренными мозгами. Но точно так же я не хочу жить в фашистской стране, где уничтожают «на всякий случай» всех по национальному или религиозному признаку. Без-условно, у нас это не государственная политика, но страшная программа «бей черных» выполняется россиянами на добровольных началах. Начиная модой на культуру бритоголовых скинхедов в среде молодежи и заканчивая оправдательным приговором, который питерские присяжные вынесли убийцам таджикской девочки. Люди устали от беспомощности государства и начинают устраивать самосуды. А кого бить за мусульманский экстремизм, если не мусульман?

Но, учитывая специфику ислама, это более чем бесполезно! Ведь если даже самого мирного мусульманина бьют, он пополняет ряды экстремистов вместе со всеми его родственниками. Получается замкнутый круг - чем больше бьют, тем больше их становится.

«Но Сталин же в свое время взял и задавил их всех!» - говорят особо умные. Да кого давить-то? Это раньше террористами были боевики в горах, а теперь они среди нас! И для уничтожения этого нового поколения террористов пора выдумывать более сложные варианты борьбы и государственные программы, чем просто «мочить в сортире». Убили Басаева - очень хорошо. Но поднять «знамя» убитого командира - мечта многих молодых экстремистов. И уж поверьте, ваххабитская верхушка - Маджлисуль Шура - найдет среди них «достойного».

Мало того, зачем ему бегать в камуфляже по горам? Он будет сидеть в галстуке в московском офисе, и звать его будут Вася Иванов. И выследить его можно будет только при помощи внимательных соседок и дотошных участковых, мобилизовать которых должна та самая новая программа.

Современные моджахеды - это не обычная шайка бандитов. Это армия религиозной идеи, равномерно растворенная среди обычных людей. Когда-то именно благодаря идее в гражданской войне победила плохо оснащенная армия «красных». А потом тоже благодаря идее СССР одержал победу над фашистской Германией. Нынешние воины ислама уверены, что правда за ними, и это делает их безгранично сильными. И их очень много! Мусульманство сейчас -вторая по популярности религия в Европе. Недооценивать это опасно. Возможно, поэтому мы и проигрываем.

Агрессивен ли Коран?

Наиболее жесткие аяты Корана комментируют Председатель Совета муфтиев России - муфтий Равиль ГАЙНУТДИН и его советник - (бывший православный священник) Вячеслав-Али ПОЛОСИН. Полосин: - Вина мусульман России, что мы до сих пор не издали официальное опровержение «агрессивности Корана». То есть список стихов из святой книги, которые воспринимаются как «призыв к войне» и за которые цепляются экстремисты. В ближайшем будущем мы сделаем это, а пока постараемся дать краткие разъяснения наиболее распространенным заблуждениям.

Наиболее жесткие аяты Корана комментируют Председатель Совета муфтиев России - муфтий Равиль ГАЙНУТДИН и его советник - (бывший православный священник) Вячеслав-Али ПОЛОСИН.

Полосин:

- Вина мусульман России, что мы до сих пор не издали официальное опровержение «агрессивности Корана». То есть список стихов из святой книги, которые воспринимаются как «призыв к войне» и за которые цепляются экстремисты. В ближайшем будущем мы сделаем это, а пока постараемся дать краткие разъяснения наиболее распространенным заблуждениям.

ЕСТЬ ВОПРОС: В Коране в разных сурах повторяется: «Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Таково воздаяние неверующим!» Миролюбивые мусульмане говорят, что речь только о том, как защищаться, и приводят в пример аят: «Но если они прекратят, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный». Однако следующий за ним стих поясняет, что под словом «прекратить» имеется в виду не прекращение военных действий, а переход в мусульманство: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками». А «беззаконники» - это неверные, которые не соблюдают законов Аллаха: «Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не уверовали, сражаются на пути тагута. Посему сражайтесь с помощниками сатаны».

Тому, как именно сражаться, в Коране посвящено очень много аятов. И они не о «внутреннем джихаде», а о конкретном «выступлении отрядами» с оружием. А «если вы не выступите в поход, то Аллах подвергнет вас мучительным страданиям и заменит вас другим народом...»

Гайнутдин:

- Правильное толкование Корана могут дать только ученые люди, знающие и контекст, и историю ниспослания суры. А они таковы: в 631 году враги мусульманского государства - это были язычники - нарушили, причем не в первый раз, заключенный с ними мирный договор. Они напали на мусульман. И тогда Мухаммед расторгнул с ними недействующий мирный договор. И все призывы к «войне с язычниками» в Коране говорят именно об этой ситуации. А смысл в том, что люди, связанные мирным договором, не должны его нарушать. Причем никто не заставляет их принимать мусульманство. Это лишь предлагается как наиболее простой способ перестать быть врагами.

Полосин:

- Если мусульман притесняют, то они имеют право защищаться. Но российским мусульманам защищаться не от чего. Российское правительство не запрещает строить мечети и посещать их. Поэтому «джихад», который ведут экстремисты, - сущий бред. Да и вообще, по правилам шариата, «джихад меча» - войну может объявить только главный муфтий России, которого у нас нет. Ведь среди российских мусульман раскол, и «главных муфтиев» несколько. А это значит, чтобы объявить джихад, они должны собраться все вместе, да еще с богословами, и единогласно решить, что необходима война. Отдельно взятый мусульманин или группа мусульман не имеют на это никакого права. И взрывы мирных людей, которые они называют «джихадом», - это преступление законов того же шариата.

ЕСТЬ ВОПРОС: В Коране, как в любой святой книге, много добрых призывов. Но они для правоверных. Про остальных говорится, что они «неверующие». Иудеи - потому что не приняли «новых правил, посланных Аллахом». Христиане - потому что совершили грех - «ширк» (приобщение к Аллаху «сотоварища»), посчитали Иисуса его сыном. «...Аллах не прощает ширк, несмотря на то, что Он предписал для Себя милосердие... На всех неверующих лежит проклятие Аллаха, ангелов и людей - всех».

Полосин:

- Да, Коран утверждает, что все немусульмане будут наказаны в загробной жизни Аллахом за свои заблуждения. Но то же и в христианстве. Знаменитое «нет ни эллина, ни иудея...» - это отрицание национализма, но никак не признание возможности других вероисповеданий. Кстати, Коран в этом вопросе выгодно отличается, потому что он как раз признает право других религий на существование. Ведь в Сунне Аллах говорит Мухаммеду: «Я тебя судьей над ними не ставил. На тебе лишь передача откровений».

БОГОСЛОВСКИЙ СПОР

ЕСТЬ ВОПРОС: Миролюбивые мусульмане часто цитируют: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии...» Но дальше есть оговорка про «неверных»: «Не берите их себе в помощники и друзья, пока они не переселятся на пути Аллаха. Если же они отвернутся, то хватайте их и убивайте» и «А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками».

Полосин:

- Здесь проблема перевода Корана. Дело в том, что слово «вали», которое использовано в этих аятах, переводится не только как «друг», но и как «пример для подражания». То есть речь не о том, что с иноверцами нельзя дружить, а о том, что нельзя подражать им, то есть отказываться от своей религии в пользу их верований. Что же касается дружбы, то в Сунне сказано, что даже пророк Мухаммед брал в свое войско иноверцев и принимал от них дары. Есть даже хадис, в котором Мухаммед встает, когда мимо проходит похоронная процессия, хотя хоронят иудея. Его ученики спрашивают, зачем он отдает почести «неверному», Мухаммед отвечает: «Он такой же человек, как и вы».

А ЧТО ДУМАЕТЕ ВЫ?

Дорогие читатели, а какие программы по борьбе с терроризмом предложили бы вы? И, быть может, у вас есть свое мнение, почему в последнее время в России стал так популярен ислам? Мы ждем ваших звонков в понедельник, 21 августа, с 14 до 17 часов по телефону 8 (926) 119-06-14, а также писем на e-mail: Tankova-kp@mail.ru, или по адресу: Таньковой, ул. «Правды», д. 15, Москва, 125993, с пометкой «Террористы».