Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество28 сентября 2006 22:00

«Директором школы работать - большого ума не надо»

Накануне Дня учителя «Комсомолка» публикует отрывки из уникального дневника-исповеди челябинского педагога Александра Попова
Источник:kp.ru
Одно из любимых изречений Александра Евгеньевича: «Докторам от педагогики нужна не педагогика, а доктора».

Одно из любимых изречений Александра Евгеньевича: «Докторам от педагогики нужна не педагогика, а доктора».

Ссылки в Интернете на дневник директора челябинского лицея № 31 Александра Попова передают друг другу, как в 70-х годах прошлого века - самиздат. Отпечатанного на бумаге тиража «Дневника...» не достать. Бестселлер! Что же такого пишет провинциальный педагог? Правду.

- На днях поздно вечером телефонный звонок, - рассказывает Александр Попов. - На другом конце провода - заместитель полпреда президента по Южному федеральному округу Александр Починок. Он тоже купил мою книгу, прочитал. Говорит, «Дневник...» понравился и поинтересовался: «Что хотите передать в правительство России?» «Я считаю, что нужно всенародно выбирать министра образования». - «Но это нецелесообразно. Мы голосуем за президента страны - тем самым выбираем свое настоящее». - «А министр образования - это наше будущее. Людей нельзя лишать такого выбора». «Над этой мыслью стоит подумать...» - проронил чиновник.

- А гонорар за книжку большой получите?

- «Дневник...» выпустили два издательства, но ни одно из них не предложило гонорара. Я зарабатываю на жизнь математикой. Из Москвы мне обещали прислать 500 авторских экземпляров. Часть разойдется на подарки. Остальное, может, продам рублей по 50 за книжку. Я мечтаю к Новому году накопить определенную сумму и подарить ее молодому учителю из своей школы. Чтобы он смог вступить в ипотеку. Программа доступного жилья пока не доступна педагогу.

- Вы всех так ругаете: министров, пожарных, ГАИ, чиновников. Вы такой смелый? Или успехи школы позволяют вам «рубить» правду?

- Да я в своей книжке еще не до конца высказался. У меня есть более крепкие факты и словечки в адрес образования. Я тридцать лет в педагогике и считаю, что могу говорить правду.

Деньги для вундеркиндов

- Когда дело доходит до финансов, я вспоминаю мудрые слова одного директора НИИ: «Самое простое в жизни - это деньги. Все остальное гораздо сложнее». Больше всего денег в нашу школу идет от родителей.

- Они не возмущаются?

- Я отчитываюсь за каждую копеечку. И потом ни у одной школы города нет таких результатов: за последние девять лет 8 золотых и 2 серебряные медали на мировых олимпиадах! О победах в городе и области в лицее говорить считается нескромным. А еще многие чиновники - это наши выпускники. Они тоже помогают родной школе. А вообще на меня обижаются не из-за денег. Чаще всего потому, что отказываю родителям в приеме детей в школу. В этом году в пятый класс шли триста человек, а набрали всего сорок! Из них шесть маленьких вундеркиндов. Если мы их не «испортим», получим еще мировых медалистов.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Александр ПОПОВ. 57 лет. Родился в Челябинске. Женат, есть дочь и внучка. Автор нескольких книг. По профессии учитель математики. Директор физико-математического лицея № 31. В лицее есть своя система поощрений. «31-ю премию», например, присуждают чиновнику, сделавшему доброе дело в образовании (могут даже в натурплате - бутылка водки, букет цветов). Есть премия «Галина», которую учредил выпускник в честь своей первой учительницы. За красивый поступок ученику лицея дают 1000 рублей.

ЦИТАТЫ

16.09.2004

Позвонили казаки, предложили охранять школу за родительские деньги. Поблагодарил и отказался. В ответ услышал угрожающие нотки. Я пошутил и сказал им, что у меня во дворе вторую неделю взвод деникинцев стоит. Удивились, но поняли, больше не звонят.

18.09.2004

Отключили воду. Занятия не отменил. Сливали из батарей и промывали во время уроков унитазы. Выстояли. Без света можем, без воды умеем, без денег отлично обходимся. Совершенство образования неоспоримо.

24.09.2004

Порой в сумки учительниц подкладываю сюрпризы. И вот однажды заходит моя преподавательница к приятельнице в гости:

- Как ты понимаешь, жизнь у нас, педагогов, несладкая.

При этом открывает сумку и машинально достает оттуда пакет с сахаром.

1.10.2004

Явилось КРУ (контрольно-ревизионное управление. - Прим. радакции). Предупредил заранее, что у меня работает фронтовик на полставки, наш самый легендарный учитель. Он не хочет подтверждать высшую категорию, старый человек устал доказывать, что высшую категорию учителя он завоевал на фронте. Пропустите, не заметьте. Заметили, не пропустили. Научили рыть, вот они и роют, невзирая ни на что.

2.10.2004

В школах могут висеть портреты политиков, но в детском возрасте. В нынешнем виде они не имеют никакого отношения к образованию.

7.10.2004

Грешен: репетиторством занимаюсь. В этом году на этом деле заработал по сто штук: вилок, ножей и ложек в столовую. Затем пять ящиков прекрасных обоев, научил дробям сына большого человека.

15.10.2004

Почему дети актеров идут в актеры? А наши нет? Если честно, в пединститут поступают слабые. Лучшие из них остаются в вузе, средние идут в малый бизнес. А слабые из слабых возвращаются в школы. Пронырливые из этой двойной слабости со временем уходят в администрацию, в депутаты, красивые выходят замуж. И что в остатке? А в остатке или осадке - лицо современного учителя.

16.10.2004

Из управления приходила молодая сотрудница, в прошлом спортсменка и учитель начальных классов. Проверяла правильность составления планов по физике, математике, информатике. Дала много полезных советов.

2.11.2004

Приходил пожарник пугать, я был готов ко многим вариантам. Согласились на ничью. Пожарная сигнализация в школах - это политика. А то, что они горят из-за электропроводки, на это слов ни у кого не находится.

4.11.2004

Как-то у меня в школе собирали лучших учителей физики из нашей области. Один родитель подошел и спросил:

- У вас что, дом престарелых на экскурсии?

28.11.2004

Однажды заполнил множеством математических символов плоскость доски. И рассказал, как работал великий Врубель: отсекать большое, малое, мельчайшее и получится совершенное. Мел запретил, использовать можно было только тряпку. Один из моих учеников так красиво убрал лишнее и получил потрясающий результат. Класс оглох от изумленной тишины.

11.12.2004

Приемка школы - это шоу, а август в России, как известно, лобное место. Августовская казнь директоров школ не трагедия, берите выше - директива. Дергают за все, пытают с изощренностью, псов государевых собирается свора, и каждый по-своему лает, а дрогнешь, укусить норовит. Хочется одного: чтобы однажды дали рубль на ремонт, а потом проверили, что не украл, лежит на видном месте, хотите, верну, нет, пусть еще полежит. Приходят проверять Александров Матросовых, лежащих на амбразуре, при этом улыбаться положено и докладывать, что все путем.

Детишек учить готовы, спасибо вам, родные, за заботы ваши и еще спасибо, что пожурили и где положено зажмурились. Пишу спустя четыре месяца: в августе во рту, кроме бранных слов и отборного мата, на все этажи школы ничего нет.

По окончании приемки необходимо много водки. Брань проглотить необходимо. Первого сентября к детям с таким набором не появишься.

12.12.2004

На территории моей школы решили строить какой-то офис. Поначалу деньги предлагали, потом пугали. Мои объяснения, что школе необходима охранная зона, дяди не слышали, им даже Беслан не открыл уши. Я сказал, что выведу детей под строительные краны. Ко мне приходили объяснять, что так поступать педагоги не имеют права.

Начальник городского управления наблюдал со стороны. И лишь когда я отстоял свою территорию, соизволил позвонить и спросить: «Что, землей торгуешь?» Ответил, что Родиной не торгую. Для меня школа - Брестская крепость. Когда в городе сменилась власть, начальник этого строительства привел своего ребенка в мою школу. Он в нашей войне хорошо понял, на чьей стороне я.

20.12.2004

Принял в школу мальчика из Северной Кореи, по-русски говорит плохо, на языке математики - блестяще. В течение месяца ждал отца, а явился секретарь партийной ячейки (корейской коммунистической организации в Челябинске. - Прим. редакции). Сошлись на облицовке мужского туалета. Думаю, совсем неплохо, что туалет облагородит корейская коммунистическая партия. Наши политические партии на такое не способны, а их бы как раз хватило на все мои туалеты, каждой по одному.

26.12.2004

У нас идею равенства удачно воплотили в равнодушие равноудаленности от всего. Образование не брызги шампанского и не базар, позор и шабаш безобразия. Полгода назад прошлись катком прокуратуры по поводу поборов в школах. А нынче вызывают обрадовать, что на будущий год и «коммуналка», и зарплата лишь на 60% от нужды. Интересное дело: ремонт, новое оборудование, учебники, подписка, охранная сигнализация, Интернет давно на совести чиновников от образования. Вот и намекнули, что совесть не знает пределов, вынесет и «коммуналку» с зарплатой на нашем горбу. Завидую любой глупости, но глупость не наш удел, нет ее больше в образовании. Гнусность вместо глупости.

27.12.2004

На выборах у меня, как обычно, два участка было. Об арендной плате и речи нет. Так я во время выборов в комнаты отдыха комиссии, где они пьют и закусывают, родственников своих вожу подкормиться. Все возмущаются, сколько их у меня и что жрут помногу. Зато технички, сторожа, дворник, плотник родственников играют с удовольствием, за обе щеки.

19.01.2005

Дезертирство в образовании процветает. На фронтах их расстреливали. Войну выиграли. Нынче считают умниками: вовремя поле боя покинули. А они не просто дезертиры - они детей предали. Господа дезертиры и предатели, дети и без учителей вырастут. Вырастут и накажут. Не ищите оправданий: адвокаты изменникам не положены. Встать! Суд идет!

25.01.2005

Директором школы любой дурак сможет работать. А вот все остальные профессии в образовании - редкость. Людей стоит беречь. С утра вместо или вместе с дворником убираем снег. Потом с техничками моем туалеты. Весь день с вахтером охраняем покой детей, а если он уходит отдохнуть, то приходится это делать в одиночку. Если официантка в столовой заболела, помогаю ей накрывать столы. Порой и учителя болеют, тогда бегу на уроки. Директором работать - большого ума не требуется, главное - беречь редких людей.

2.02.2005

Она была нашей учительницей. Не вытерпела. Взяли в одну небогатую фирму. Зашла поделиться через пару дней:

- Вы представляете, все двери перед тобой открывают и первой во всякую дверь позволяют войти. Меня там, как увидели, как увидели...

- Да, говори ты скорее, говори.

- Все мужики кольца с пальцев поснимали.

20.03.2005

Господи, кто я без еврейских мелодий, без вольности цыганской, без пунктуальности немецкой, без гостеприимства кавказского? Голый я, Господи, голый. Верни весну на Родину, Господи. Пусть они все возвращаются. Если завтра не увижу на улицах цыган - умру от тоски. Мы, русские, без разнотравья - сенокос в стужу.

3.04.2005

В школе со светом беда, все лампочки предпенсионного возраста. Плафоны, те давно на пенсии, трем их, моем, да разве старость соскребешь. Она со всех углов на детей таращится. Банки, налоговые, суды, прокуратура, главы администраций, депутаты дворцов под себя не жалеют. Почему у нас так детей не любят? Лошадей, собак обихаживают, а дети на правах дворняжек. Тут один депутат соседней школе часы настенные подарил, а они на второй день идти отказались.

15.04.2005

Двойное хвастовство и грех двойной. Да вот соблазн велик. Учитель моей школы победил в конкурсе, завоевал звание «Учитель года». Есть ли моя доля в этом? Есть. Его отец был великим педагогом. Так случилось, что довелось при смерти его присутствовать. Дал там себе слово доску памятную установить, всем стоят доски на домах: и архитекторам, и врачам, и ученым. А вот учителю не было доски в нашем городе. Долго место достойное не давали. Добился, стоит доска учителю, и сын его среди учителей - лучший учитель.

4.05.2005

Был на днях в одной сельской школе. Директорствует там простой русский мужик. Провел он меня по кабинетам с ехидной улыбочкой, потом усадил за стол, налил и начал свой неспешный рассказ о житье-бытье.

- С учебниками у меня полный облом. И вживую не выдают, и денег не выделяют. Учителя, сотню методическую если, дай Бог, не потратят, купят литературы какой, и то ладно. Да голь на выдумки хитра. Тут один депутат проезжий подарил на День знаний несколько ящиков Конституций и Уголовного кодекса.

- И куда вы это добро пристроили?

- Вот-вот, а я смекнул. Заставил учителей русского языка в Конституции буквы и знаки препинания забеливать не просто так, а по теме урока. Детишки их восстанавливают в меру своих способностей. И что поразительно, мои ученики в этом году на районной олимпиаде по праву все первые места отхватили.

А хулиганы буквы и знаки в Уголовном кодексе восстанавливают. Эффект потрясающий! Тут у нас в глухомани преступность на спад пошла. Участковый с тоски сосульки с крыш сбивает.

9.05.2005

Пичкать детей мертвыми знаниями преступно. Если в учителе что-то не живет, не растет, не развивается, он обязан молчать. Тишина не вредит, она паузой служит перед рождением нового. Если учитель повышает голос, его следует удалять из класса, если у учителя после урока сухая спина, он - чудовище.

20.05.2005

Родители не розы, равнодушием душат. Некоторые за пятьсот рублей в месяц готовы повеситься, но не дать. А охрана школы, сигнализация компьютерных классов, телефоны, Интернет, твердые отходы, стекла, унитазы, моющие средства? Кто оплатит? Государство? Оно, дай Бог, зарплату дает да «коммуналку» с грехом пополам оплачивает. А ремонт, обновление техники? А поездки, турниры, олимпиады? А выезды преподавателей из лучших вузов страны? А? А! Так на одном «А» задохнуться можно и до «Б» не дотянуть.

26.05.2005

Заканчивается учебный год. Уверенность некоторых учителей, что они научили, потрясает. Учить опаснее, чем не учить. Учат тому, что знает сам учитель, не задумываясь о том, что это безнадежно устарело. Не учить, а возбуждать к тем темам, которые неведомы тебе. Не учить, обжигать незнанием - вот вечная задача образования. И мне лучше помолчать, слово обычно обратно пропорционально делу.

16.06.2005

С детства боюсь партийных и религиозных. Разумные они слишком: а где разум, там и ржа. Режут по живому. У животных, у птиц нет примитивных признаков, а они тоже твари божьи. И трава не знает распрей, и воде эта муть неведома. Неладно что-то у людей - ладонями всякой глупости хлопают, холопство за веру почитают. А я ландыши люблю и незабудки.

24.06.2005

Урн у меня не было перед школой, так я их рано утром на плечах с проспекта пер. Мужик один машину притормозил:

- Где дают?

- Нам не дают - берем.

- Под кем ходишь?

- Под образованием.

- Дурак, значит.

- Нет, директор.

11.08.2005

Жизнь - грустное занятие из запятых. Лишь детство клубится вопросами, юность торжествует восклицанием лиц. В запятых нужда завтрашнего дня, ненужные заботы. От вопросов веет настоящим. Стяги восклицательных знаков не ведают уныния. Жизнь, запятнанную запятыми, от занудства не отмыть. Как запастись на жизнь настоящими знаками? Как забыть про эти запятые?

Ксения ПОЛУШКИНА («КП» - Челябинск») и Александр МИЛКУС.

Фото Сергея СМЕТАНИНА.

Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Хочу, чтобы и мои дети учились у такого учителя!

Это первая мысль, когда залпом прочитываешь «Дневник...» Попова. И зависть к тем, кто у Попова учится и преподает. Вторая мысль: как же тяжело Попову! Вокруг него почти что враждебное окружение.

На самом деле Александр Евгеньевич - человек известный и, поверьте, среди учителей человек весьма уважаемый. Как раз в эти дни в Челябинске проходит финал Всероссийского конкурса «Учитель года». Лучшие педагоги страны отправились на Урал потому, что «Учителем года-2005» стал преподаватель 31-го челябинского лицея, ученик Попова Иван Иоголевич. И в этом лицее для них проведут мастер-класс.

Да и сам Александр Евгеньевич не обделен регалиями. В этом году его лицей стал лауреатом конкурса «Лучшие школы России».

Конечно, хочется, чтобы лучших школ, таких, как школа Попова, было бы больше. И чтобы все-все дети учились в школах, где директорами такие, как Попов.

Но это, увы, пока невозможно. А жаль!

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»