2015-02-04T03:34:08+03:00

Москва шумит - москвичи глохнут

Наш город - один из самых «громких» в мире, отчего и страдает здоровье горожан
Поделиться:
Комментарии: comments4
От грохота строек и рева машин нас должны защищать звукоизоляционные экраны. Но, к сожалению, их устанавливают не везде.От грохота строек и рева машин нас должны защищать звукоизоляционные экраны. Но, к сожалению, их устанавливают не везде.
Изменить размер текста:

«Комсомолка» продолжает расследование на тему «Экология Москвы: насколько опасно жить в нашем городе». Напомним, в первых материалах нашего экологического сериала мы рассказали о воздухе столицы (см. «КП» за 26 сентября) и качестве московской почвы (см. «КП» за 2 октября).

Тема сегодняшнего исследования - шум.

Звук - на максимум!

Шумовое загрязнение или попросту уличный шум - беда любого мегаполиса мира. Наша столица не исключение.

Сильнее всего в городе шумят автомобили, промышленные площадки, железнодорожный транспорт, самолеты. В 54 районах Москвы передвижной лабораторией «Мосэкомониторинг» зафиксирован уровень шума от 65 до 85 дБА* при допустимых санитарными нормами 55 дБА (см. карту). То есть превышение составляет от 10 до 30 дБА.

- В нашей стране санитарные нормативы по шуму жестче, чем в странах Европы, но, к сожалению, меры по шумозащите незначительны. Чтобы жители домов, рядом с которыми находится железная дорога или строительная площадка, спали спокойно, нужно устанавливать шумозащитные экраны, а это делают далеко не все, - рассказала Елена САВИНОВА, главный специалист Государственного природоохранного учреждения «Мосэкомониторинг».

СЛОВАРИК «КП»

*дБА (децибелы) - единицы измерения уровня шума.

Установленный санитарными нормами показатель - 55 дБА.

ВАЖНО!

Стеклопакеты можно поставить за счет властей

Если после строительства новой автодороги машины будут ездить близко к жилым домам, тогда застройщик (им может быть частная фирма или город) обязан за свои деньги провести экспертизу шумового фона. В случае необходимости во всех страдающих от шума квартирах должны бесплатно для жильцов поставить стеклопакеты. Например, так было при реконструкции пересечения улиц Шереметьевской и Сущевского вала, когда в соседних зданиях вместо старых оконных блоков смонтировали новые пластиковые стеклопакеты. А в Крылатском, где сейчас продлевают Митинско-Строгинскую линию метро, районная управа постоянно следит за уровнем шума. На Крылатской улице в квартирах за счет города также поменяли окна.

Если около вашего дома ничего не строили, но в последнее время вас донимает возрастающий шум, например, из-за активного автомобильного движения, тогда вам придется за свои деньги заказывать экспертизу. Скорее всего, потом самому же и оплачивать замену окон.

Анализ уровня шума стоит 7500 рублей днем и 10 000 рублей ночью. Для этого используются шумомеры «Роботрон» и октавные фильтры. Они помогают улавливать шумы, которые не слышны человеческому уху, но приносят дискомфорт.

Светлана ОЛИФИРОВА, Эдуард ВОРОТНИКОВ

БЕЗОПАСНОСТЬ

Как нас должны защищать от грохота...

...автомобилей и поездов

По твердому убеждению экологов, вдоль трасс и железных дорог, проходящих рядом с жилыми районами Москвы, власти округов обязаны устанавливать шумозащитные экраны и высаживать деревья.

На самом деле

Экраны установлены у МКАД и кое-где на третьем кольце, на нескольких участках железнодорожных путей, где часто ходят электрички. Все. Остальные трассы «грохочут» под нашими окнами беспрепятственно.

Необходимо планировать застройку города так, чтобы в «спальных» районах вдоль трасс возводились нежилые помещения (офисы, торговые центры) и окна спален жилых домов всегда выходили только во двор, а не на дороги.

На самом деле

Таким образом сейчас проектируется застройка новых элитных жилых районов, старые же «спальные» микрорайоны Москвы сплошь и рядом нарушают эти правила - окна горожан выходят прямо на оживленные автодороги.

Коммунальщики должны подумать о специальных дорожных покрытиях, гасящих автомобильные шумы, транспортники - о снижении шумовых характеристик двигателей автобусов, железнодорожники - о внедрении бесстыковых рельс (тогда поезда не так «гремят») и малошумных сцеплениях вагонов.

На самом деле

Железные дороги в городе проходят почти вплотную к жилым домам. Сильнее всего гремят составы товарных поездов. Почти на всем протяжении железнодорожных линий нарушена 100-метровая ширина санитарно-защитной зоны. Уровень шума на территориях, прилегающих к железной дороге, выше нормы на 10 - 30 дБА. Два года назад Департаментом природопользования и Москомархитектуры выполнен пилотный проект по расчету зон шумового дискомфорта от железнодорожного транспорта. В прошлом году для снижения грохота начали строить бесстыковой 10-километровый путь на участке Бутовской линии метро. Что же касается остальных рекомендаций... Время от времени в недрах чиновничьих кабинетов рождаются очередные проекты, направленные на снижение шумовых эффектов от автомобилей и поездов. Однако ни один из них так и не был реализован.

...самолетов

В этом случае советы экологов скорее напоминают мечты о светлом будущем. Чтобы грохот пролетающих над крышами домов авиалайнеров не глушил горожан, по мнению специалистов, необходимо:

покупать «малошумные» самолеты (наши «тушки» в эту категорию явно не входят - во многих аэропортах мира им запрещено приземляться как раз по причине слишком сильных шумовых эффектов);

ограничивать взлеты-посадки самолетов в ночное время (тоже нереально: наши аэропорты эксплуатируют свои полосы нещадно - и днем, и ночью);

строить взлетно-посадочные полосы аэропортов вдали от жилых районов.

На самом деле

По большому счету ни одна рекомендация на данный момент московскими аэропортами не выполняется. Остается дать совет горожанам: не хотите оглохнуть от рева двигателей - не покупайте жилье рядом с аэропортами. Больше всего от рева авиадвигателей страдают Зеленоград, ЮАО, ЮЗАО, ЗАО. Кстати, в Зеленограде, Южном Бутове и Солнцеве сейчас проектируют три автоматические станции контроля авиашумов. Они позволят вести круглосуточный контроль за самолетами, пролетающими над жилыми районами.

Впрочем, резкое превышение нормативов, по словам экологов, у аэропортов происходит только во время нештатных ситуаций (к примеру, когда из-за нелетной погоды приходится менять маршруты посадки бортов).

...многочисленных строек и промышленных предприятий

На строительных площадках, по рекомендациям экологов, необходимо запретить агрегаты, которые выдают децибелы сверх всяких санитарных норм. Плюс к этому строители не должны общаться по громкоговорящей связи и обязаны поставить вокруг стройки шумопоглощающие экраны. То же самое рекомендуют делать и на промышленных предприятиях города, чье бесперебойное производство мешает москвичам спать по ночам.

На самом деле

Те москвичи, кому «повезло» жить со стройкой под окнами, прекрасно знают: ни одна из этих рекомендаций, как правило, не выполняется. Выход один - жаловаться на «громких» строителей в Департамент природопользования. Если ваша жалоба подтвердится, на виновников шума наложат штраф. Правда, маленький. Стройку из-за таких административных мер не остановят.

Ксения ПЕТРОВА

СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ

Звуковой стресс лечите тишиной

- От постоянных звуковых нагрузок может появиться шум в ушах, развиться тугоухость, - говорит врач-отоларинголог Ольга ЗАТЫНАЙЧЕНКО. - Причем возникнуть проблемы могут не сразу, а со временем - скажем, через 5 - 10 лет жизни в постоянном шуме. К примеру, сотрудники аэропорта «Шереметьево» через одного страдают тугоухостью 1-й и 2-й степени.

Что делать?

Если живете в шумном месте, обязательно поставьте стеклопакеты. По возможности держите закрытыми окна.

Хотя бы раз в год необходимо посещать врача-сурдолога и исследовать слух на аппарате. Особенно если грохот преследует вас не только на улице, но и дома или в офисе.

Раз в полгода можно пропить НЕЙРОМУЛЬТИВИТ - комплекс витаминов для улучшения проводимости нервных волокон. Курс - не менее месяца.

Если позволяет профессия - работать в берушах. Откажитесь от плейера.

Необходимо полноценное питание с преобладанием продуктов, содержащих витамины группы В, - это черный хлеб, отруби, крупы.

Если шумит в ухе, вы или родные заметили, что ухудшается слух, не надо тянуть - обращайтесь к врачу.

- Люди с крепкой нервной системой проще переносят постоянный звуковой стресс, - добавляет психолог Мария АНДРЕЕВА. - Если вы можете работать под телевизор и засыпаете под орущую музыку, шум большого города для вас не так страшен. А вот если нервная система слабая, то грохот города приведет к хронической усталости.

Вам нужно обязательно уезжать на природу, в тишину, полноценно отдыхать и подумать о дополнительной шумоизоляции в квартире: сейчас продаются специальные звуконепроницаемые материалы, которыми обивается комната.

Записала Александра КУЧУК.

А КАК У НИХ?

В Германии развивают малошумные дороги Leise Bahn, где в качестве основных мер возводят шумозащитные стенки, валы, тоннели, а также устанавливают шумоизолирующие окна в близлежащих зданиях.

Дорогие читатели! «Комсомолка» продолжает расследование по экологической ситуации в столице.

А какие проблемы больше всего волнуют вас? Вопросов и откликов ждем по электронной почте efimov@kp.ru или по телефону (495) 777-02-84, доб. 670.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также