Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество1 ноября 2006 22:00

Дерзкий побег: преступника подменил брат

Этот невероятный, совершенно голливудский побег Валерия Вобликова стоил кресел нескольким высокопоставленным чиновникам Новосибирского управления по исполнению наказаний.
Источник:kp.ru
Это фото супругов Вобликовых сделано во время их киллерского вояжа по городам России.

Это фото супругов Вобликовых сделано во время их киллерского вояжа по городам России.

Этот невероятный, совершенно голливудский побег Валерия Вобликова стоил кресел нескольким высокопоставленным чиновникам Новосибирского управления по исполнению наказаний. Прямо из камеры СИЗО ушел не мелкий вор, а криминальный авторитет, обвиняемый в совершении 18 разбоев, 30 грабежей и нескольких захватов заложников. Что тянет на пожизненный срок. К тому же это был не первый его побег.

Но впервые обвиняемому помогала уйти от наказания его семья.

Бонни и Клайд

Сейчас они вместе сидят в суде. Елена Вобликова утирает слезы в кресле для публики. Ее муж Валерий вместе с младшим братом Дмитрием слушают судью из-за решетки. Теперь Валерия охраняют лучше иных VIP-персон: 12 вооруженных спецназовцев ГУИН в черной форме, в коридорах - бойцы спецотряда «Корсар» в синих беретах. Зал заседаний тщательно осмотрен: не спрятано ли чего за сиденьями, целы ли замки на решетках. 36-летний Валерий Вобликов способен на все.

Пятнадцать лет назад в Киргизии он служил в Пограничных войсках. Кстати, именно с тех времен Вобликова считают сотрудником спецназа. Дзержинская прокуратура Новосибирска, которая вела дело о побеге, не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть этот факт биографии Валерия. Но на всякий случай в ориентировках милиция предупреждала граждан и коллег: «Владеет всеми видами оружия и рукопашного боя...»

Физрук Рэмбо

Был ли ее муж спецагентом, Елене не известно. Чем он на самом деле занимался на границе, она рассказала очень по-женски:

- Он там служил в воинской части, в отделе розыска. Выявлял каналы переправки наркотиков, что-то там охранял, кого-то ловил...

Потом Валерий уволился в запас: зарплата низкая, перспектив нет.

- Он мне тогда сказал: «Взятки брать не хочу, а если я не беру - возьмут другие. И вся работа насмарку», - вспоминает жена. - Наверно, тогда все и началось. Только я о его другой жизни знать не знала. Хотя и догадывалась. Я же не дурочка.

В 2000 году они вместе с 5-летним сыном Димой и 10-летним Денисом переехали в Новосибирск. Жена устроилась на работу продавцом, а муж... охранником.

- Вот сказала охранником - аж самой смешно, - вздыхает Елена. - Я уже тогда понимала, что не этим он здесь промышлял.

Вскоре из Новосибирска супруги переехали в деревню Еловкино Черепановского района. Там Валерий устроился работать... учителем физкультуры. Под руководством человека, ныне охраняемого группой спецназа, школьная команда ездила на областные турниры. Неожиданно муж взбеленился: «Чтобы за две тысячи в месяц нервы тратить!» И в тот же день уволился.

Причину отъезда вскоре поняла милиция: Вобликов обокрал своих коллег и совершил разбойное нападение на главу Черепановского района и его жену.

- А вообще ему эта работа нравилась, - вспоминает жена. - Он ведь парень спортивный, не пьет, не курит. Когда только все успевал?

Киллерский вояж

Но, видимо, все-таки успевал. В 2004 году семья Вобликовых переехала в родное село Валерия Контошино Алтайского края.

- Там нас никто не искал, - говорит Елена Анатольевна. - Только иногда в доме появлялись два подозрительных товарища, но я в дела не лезла.

С октября 2005 года Вобликова стали подозревать в убийстве барнаульского авторитетного бизнесмена Соколова. Хотя и до того Валерия не раз задерживали по аналогичным подозрениям. Но доказать его причастность не удавалось. В итоге за ним закрепилась слава мозга преступной группировки. Именно тогда, как вспоминает Елена, они с мужем поехали в путешествие с Алтая по средней полосе России. О настоящих целях «вояжа» знал только муж.

В декабре Вобликова неожиданно для супруги задержали в Ярославле. Но... он сбежал прямо из здания РОВД! Попросился в туалет, а затем, раскидав охрану, растворился в городе.

Только через два месяца Валерия поймали в Костроме. Одного, без жены.

Его «послужной список» за это время пополнился обвинениями в пяти заказных убийствах предпринимателей и государственных служащих.

Опасного задержанного решено было перевезти в Новосибирск.

«Грех было не сбежать!»

Организацию фантастического побега в этот раз взяла на себя семья.

Для начала жена Елена договорилась об изготовлении поддельного постановления суда. В нем общественным защитником Валерия Вобликова числился его младший брат Дмитрий. Говорят, этот документ стоил ей почти три миллиона рублей.

С этой подделкой Дмитрий Вобликов, очень похожий на брата, пришел в СИЗО в комнату для свиданий. Одеждой и документами они с Валерием поменялись в секунды. Дмитрий остался за решеткой, а Валерий спокойно вышел из здания. Подмену, конечно, обнаружили, но беглец был уже далеко - на ближайшей остановке он поймал такси и поехал на «конспиративную квартиру». Ее заранее сняла верная жена. А через несколько дней супруги уехали в Алтайский край. Проблем с паспортами у Вобликовых не было: однажды при налете на РОВД Валерий забрал их около сорока...

- Он потом рассказывал, что сразу заприметил кафе, в котором в СИЗО проходили свидания, - вспоминает Елена. - Говорил, что оттуда грех было не сбежать: ждущие суда люди спокойно сидели за столиками. А охране до них дела не было.

«Не повторяйте ошибок!»

Однажды в Барнауле Елена и Валерий спокойно прогуливались, как будто их и не ищет милиция двух областей. Опера засекли пару у трамвайной остановки. Почуяв буквально спиной слежку, Вобликов рванул в заброшенный сквер. Но не успел...

- Если меня вместе с мужем посадят, как дети будут расти? - сокрушается сейчас Елена.

За организацию побега ей светит до четырех лет. Валерию же с учетом всех его «подвигов» - пожизненное.

- Нам все легко давалось - тот же побег, - спокойно рассуждает Елена. - Поэтому Валера не остановился.

Недавно она привозила на свидание с отцом сыновей.

- Никогда не повторяйте моих ошибок, - попросил их отец.