Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды22 ноября 2006 22:00

15 лучших мюзиклов

Собираем фильмотеку со Стасом Тыркиным

Ни один другой киножанр не оставляет такого приятного послевкусия, как этот. По мнению многих, лучшие его образцы остались в прошлом. Однако и новые времена принесли любопытные образцы мюзиклов - от анимационных (типа «Короля-льва» и японских мюзиклов-манга) до биографических («Любимчик» о Коле Портере) и постмодернистских коллажей из шлягеров былых времен («Мулен Руж», его чудный гонконгский аналог «Возможно, любовь»). Даже знаменитые голливудские актеры Кевин Спейси и Джон Туртурро неожиданно взяли и сняли очень недурные мюзиклы - «У моря» и «Любовь и сигареты» соответственно. Герои последнего старательно выводили шлягеры прошлых лет - прямо поверх голосов их исполнителей. Будто они в лесу или в душе. Теперь и вы можете проделать тот же трюк с песнями из любимых мюзиклов, вооружившись этим любовно составленным списком.

«Время свинга» (1936)

Режиссер - Джордж Стивенс

В ролях: Джинджер Роджерс, Фред Астер

Незабываемым мелодиям Джерома Керна задает ритм звонкий стук каблучков Фреда и Джинджер. Их несравненная элегантность достигалась тяжким трудом (без которого настоящий мюзикл просто немыслим): один из номеров в картине Астер переснимал 48 раз, не остановившись даже когда на 25-м дубле у его партнерши начали кровоточить ноги.

«Американец в Париже» (1951)

Режиссер - Винсенте Миннелли

В ролях: Джин Келли, Лесли Кэрон

Один из лучших образцов жанра снят на музыку Джорджа и Айры Гершвинов и на скромный сюжет о солдате, осевшем после войны в Париже с целью изучать живопись. Зато постановку этого мюзикла скромной не назовешь. Один 17-минутный (это рекорд!) танцевальный эпизод снимали месяц. А на его бюджет сейчас можно было бы слепить плохонькую отечественную комедийку.

«Поющие под дождем» (1952)

Режиссеры - Джин Келли, Стэнли Донен

В ролях: Джин Келли, Дебби Рейнолдс

Блестящая идея - снять музыкальный фильм из времен, когда Голливуд осваивал приход в кино звука. За одной блестящей идеей потянулись другие. Результат: эту картину справедливо называют лучшим киномюзиклом всех времен. Сопротивляться было бы глупо.

«Моя прекрасная леди» (1964)

Режиссер - Джордж Кьюкор

В ролях: Одри Хепберн, Рекс Харрисон

Богатая, на широкую ногу, постановка чудного мюзикла Лернера и Лоу по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». Одри Хепберн пела в фильме не своим голосом и потому не удостоилась «Оскара». Всего же их картина собрала аж 8 штук.

«Шербурские зонтики» (1964)

Режиссер - Жак Деми

В ролях: Катрин Денев, Нино Кастелново

Французская «новая волна» вывела своих героев из интерьеров на живые парижские улицы. Жак Деми заставил их там петь и танцевать.

«Звуки музыки» (1965)

Режиссер - Роберт Уайз

В ролях: Джулия Эндрюс, Кристофер Пламмер

Сопостановщик знаменитой «Вестсайдской истории» (1961), предпринявший попытку ревизии музыкально-танцевального жанра, четырьмя годами позже снял 3-часовой мюзикл, неотразимый в своей голливудской старомодности. Героиня - молодая монашенка Мария - носится с семью детьми тайно влюбленного в нее капитана фон Траппа по зеленым альпийским лугам и оглашает их прелестными звуками музыки Роджерса и Хаммерстайна.

«Оливер!» (1968)

Режиссер - Кэрол Рид

В ролях: Марк Лестер, Оливер Рид

Англичане нанесли ответный удар по шикарным голливудским мюзиклам посредством не менее высокобюджетной адаптации знаменитого диккенсовского романа. Осыпанная «Оскарами», она впечатляет и по сегодняшний день.

«Весь этот джаз» (1979)

Режиссер - Боб Фосс

В ролях: Рой Шайдер, Джессика Лэнг, Лилэнд Палмер

Создатель бессмертного «Кабаре» (не включенного сюда лишь по причине чрезвычайной его известности), гениальный мастер бродвейского шоу в своих киноработах отрицал голливудскую традицию поющих прачек и автозаправщиков. Петь и плясать в кино могут только люди, для которых это профессия; если в кино начинает петь дворник - это клиника, завещал великий Боб. Вот и герой этого автобиографического мюзикла - хореограф, бабник и наркоман Джо Гидеон - списан с самого Фосса. Другие персонажи - с его окружения. И только Смерть в виде прелестной девушки (первая роль в кино Джессики Лэнг) - персонаж вымышленный. Но и с ним Фосс, к несчастью, познакомится всего через несколько лет после окончания работы над фильмом.

«Бал» (1982)

Режиссер - Этторе Скола

В ролях: Этьен Гишар, Режис Буке

Все узловые события в жизни Франции на протяжении прошлого века отразились в дискотечных зеркалах в этом шедевре, где не произносится ни одного слова и при этом все сказано.

«Виктор/Виктория» (1982)

Режиссер - Блэйк Эдвардс

В ролях: Джулия Эндрюс, Джеймс Гарнер

30-е годы, Париж. Сюжет, обратный «Тутси»: неудачливая актриса принимается в жизни изображать мужчину, изображающего на сцене женщину. И становится большой звездой. Чтобы снять музкомедию на такой скользкий сюжет, нужен безукоризненный вкус. Создателю оригинальной «Розовой пантеры» его было не занимать. Великолепная музыка Генри Манчини. «Божественный декаданс», как сказала бы героиня «Кабаре».

«Магазинчик ужасов» (1986)

Режиссер - Фрэнк Оз

В ролях: Рик Моранис, Эллен Грин, Стив Мартин

Упоительный палп-мюзикл по мотивам офф-бродвейского шоу и одноименного ужастика Роджера Кормана, снятого за 3 дня. Одна песенка «Злая зеленая мама из космоса» чего стоит! Упомянутая «мама» - это растение Одри-2. Оно питается людьми, чем доставляет массу неприятностей своему владельцу, которому приходится постоянно удовлетворять растущие аппетиты прожорливого цветка.

«Танцующая в темноте» (2000)

Режиссер - Ларс фон Триер

В ролях: Бьорк, Катрин Денев, Дэвид Морс

«Авторский», новаторский мюзикл, опирающийся на голливудскую традицию и одновременно отталкивающийся от нее. Глядя на пляшущих на заводе Бьорк и Денев, американцы недоумевали: почему не видны движения их ног, как в классических мюзиклах? А потому, что безумный Триер снимал музыкальные номера при помощи 100 цифровых камер, монтируя сцену посредством ежесекундного их переключения.

«Чикаго» (2002)

Режиссер - Роб Маршалл

В ролях: Рене Зеллвегер, Кэтрин Зета-Джонс, Ричард Гир

Маршалл сделал невозможное - снял на основе мюзикла настоящее кино. От бродвейского режиссера этого в принципе никто не ожидал. Но снятому на пленку спектаклю, конечно, и не светила бы целая куча заслуженных «Оскаров».

«Кармен из Хаелитши» (2004)

Режиссер - Марк Дорнфорд-Мэй

В ролях: Полин Малфейн, Андиле Тшони

Театральный режиссер Дорнфорд-Мэй блестяще перенес в кино свою успешную сценическую постановку оперы, действие которой разворачивалось в современном южноафриканском селении. Исполненный на местном диалекте, дышащий свежестью мюзикл на извечную, как музыка Бизе, тему любви и ревности удостоился «Золотого медведя» Берлинского фестиваля.

«20 сантиметров» (2005)

Режиссер - Рамон Салазар

В ролях: Моника Червера, Лола Дуэньес

Прелестный испанский мюзикл о трансвестите-проститутке, мечтающем(ей?) окончательно сделаться женщиной. Для этого ей нужно отрезать вынесенные в заглавие сантиметры, о которых столь тщетно мечтает огромное количество «настоящих мужчин». А пока нет денег на операцию, все, что остается бедняжке, это, впадая в нарколепсию, как герой «Моего личного штата Айдахо», видеть сны о себе в виде неотразимой героини мюзиклов, распевающей на улицах Мадрида и на операционном столе (!) хиты Мадонны и Фредди Меркюри.

ВЕРСИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ «КП»

Мы попросили наших читателей в Интернете составить свой рейтинг лучших мюзиклов.

И в первую пятерку, по версии читателей «КП», попали:

«Призрак оперы»

«Кошки»

«Нотр Дам де Пари»

«Моя прекрасная леди»

«Смешная девчонка»

В следующем еженедельнике мы представим 15 лучших фильмов жанра нуар. Ваши варианты мы ждем по адресу: film@kp.ru и на нашем сайте.