Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды6 декабря 2006 22:00

15 лучших триллеров

Собираем фильмотеку со Стасом Тыркиным

Лучшие триллеры умеют пугать зрителя приметами повседневной жизни. Они заставляют нас вздрагивать и вжиматься в кресло, когда герой просто входит в комнату или ложится в постель. Они пробуждают, выносят на поверхность наши глубоко запрятанные личные патологии и эмоции, которые мы успешно подавляем в обычной жизни... Самые пугающие триллеры вообще обладают свойством отворять дверь нашим безотчетным психозам и комплексам. Представляя сегодня 15 лучших триллеров, мы планируем еще неоднократно вернуться к теме ужасов и страшилок.

«М» (1931)

Режиссер - Фриц Ланг

В ролях: Питер Лорре, Густав Грюдгенс

Прототип всех позднейших триллеров «про маньяков», этот ранний шедевр Ланга основан на реальном деле серийного детоубийцы по прозвищу Вампир из Дюссельдорфа. Усилия полиции и криминального мира, сговорившихся его уничтожить, превращают психопата в фигуру поистине трагедийного масштаба.

«Газовый свет» (1944)

Режиссер - Джордж Кьюкор

В ролях: Ингрид Бергман, Шарль Буайе, Джозеф Коттон

Физически невыносимо смотреть, как импозантный Шарль Буайе методично сживает со света нежную и доверчивую Ингрид Бергман, не забывая при этом ежевечерне рыться на чердаке в поисках бриллиантов невинно убиенной тещи, отчего во всем доме наблюдаются перепады с газовым светом. Образцовый викторианский психологический триллер, послуживший примером для многих драм, разворачивающихся в параноидально-узком пространстве дома или квартиры.

«Плата за страх» (1955)

Режиссер - Анри-Жорж Клузо

В ролях: Ив Монтан, Шарль Ванель

Американская нефтяная компания - градообразующее предприятие одного несчастного городка - превратила жизнь его нищих жителей в ад. Желающим выбраться циничный глава компании предлагает за 2 тысячи долларов отогнать по фуре, груженной взрывным нитроглицерином. Добровольцев четверо. Доберутся они до желанной свободы или взлетят на воздух - и есть вопрос, лежащий в основе этого французского триллера.

«Головокружение» (1958)

Режиссер - Альфред Хичкок

В ролях: Джеймс Стюарт, Ким Новак

Страдающий страхом высоты детектив начинает слежку за женой своего приятеля по его же просьбе. И становится причиной ее гибели. Или нет? От этого старомодного с виду шедевра Хичкока голова идет кругом не только у героя Джеймса Стюарта, но и у зрителя - даже сегодняшнего.

«Отвращение» (1965)

Режиссер - Роман Поланский

В ролях: Катрин Денев, Ян Хендри

Молодая маникюрша Денев медленно, но верно сползает в безумие, становясь заправской маньячкой. Причина - животный ужас перед неизбежной потерей невинности. Как известно, страх секса лежит в основе многих психозов. Вдохновленный Хичкоком и Фрейдом Поланский сделал его предметом изучения в этом сюрреалистическом триллере.

«Фотоувеличение» (1966)

Режиссер - Микеланджело Антониони

В ролях: Дэвид Хеммингс, Ванесса Редгрейв

Классическая лента Антониони, послужившая «моделью для сборки» многим другим детективам и триллерам (ближайшие «родственники» - отменные триллеры «Разговор» (1974) Копполы и «Прокол» (1981) ДеПальмы). Сюжет: мучительное вчитывание в фотоснимок оборачивается постижением некоего сущностного, несмотря на малозаметность, звена, которое и ведет к раскрытию преступления.

«Французский связной» (1971)

Режиссер - Уильям Фридкин

В ролях: Джин Хэкман, Фернандо Рей, Рой Шайдер

Вроде бы всего лишь игра в кошки-мышки, но этот классический триллер наглядно демонстрирует все убожество его современных собратьев. В осыпанной «Оскарами» картине имеется головокружительная, быть может, лучшая сцена погони в мировом кино, снятая на реальных улицах Нью-Йорка.

«Марафонец» (1976)

Режиссер - Джон Шлезингер

В ролях: Дастин Хоффман, Лоуренс Оливье, Рой Шнайдер

Великий Лоуренс Оливье в роли инфернального врача-убийцы пытает в этой картине героя молодого на ту пору Дастина Хоффмана бормашиной. А еще в ней имеются напряженный ритм настоящего триллера и леденящий душу финал.

«Роковое влечение» (1987)

Режиссер - Эдриан Лайн

В ролях: Глен Клоуз, Майкл Дуглас

Хороший триллер подобен кошмару. Вероятно, именно такие снятся тем немногочисленным мужчинам, что изменяют своим женам. И вправду, что может быть страшнее взбесившейся блондинки, возжелавшей навсегда заполучить в собственное пользование однократно отдавшегося ей «очень женатого» парня?

«Мыс страха» (1991)

Режиссер - Мартин Скорсезе

В ролях: Роберт Де Ниро, Ник Нолти, Джессика Лэнг

Ремейк одноименной картины 1961 года о преследовании только что откинувшимся из тюряги зеком своего бывшего адвоката. Знаток классического Голливуда Скорсезе соорудил картину, тоже ставшую классикой.

«Молчание ягнят» (1991)

Режиссер - Джонатан Демми

В ролях: Джоди Фостер, Энтони Хопкинс

Благодаря этой картине образ людоеда теперь ассоциируется у публики с сэром Энтони Хопкинсом. Из продолжений внимания достоин «Ганнибал» (2001) сэра Ридли Скотта, но никак не «Красный дракон» (2002) бездаря Бретта Раттнера.

«Основной инстинкт» (1992)

Режиссер - Пол Верховен

В ролях: Шэрон Стоун, Майкл Дуглас

Лучший эротический триллер всех времен, которому, увы, не повезло с сиквелом. Взмах ног писательницы-нимфоманки Кэтрин Трэмелл, обожавшей приканчивать кончающих мужиков ножом для колки льда, сейчас, безусловно, принадлежит вечности.

«Семь» (1995)

Режиссер - Дэвид Финчер

В ролях: Брэд Питт, Морган Фримэн, Кевин Спейси

Сняв свою картину о семи смертных грехах во мраке и под дождем, Финчер оставил самое ужасное зрительскому воображению. Чем и потряс его больше всего.

«Машинист» (2004)

Режиссер - Брэд Андерсон

В ролях: Кристиан Бэйл, Дженнифер Джейсон Ли

Этому виртуозному психоделическому триллеру более подошло бы название «Слесарь», ибо такова профессия главного героя, добровольно загнавшего себя в металлические тиски вины и раскаяния. Сыгравший главную роль Кристиан Бэйл (он же последний Бэтмен) показал себя выдающимся киноактером, специально похудев на 40 (!!!) килограммов и превратив себя в жертву концлагеря.

«Скрытое» (2005)

Режиссер - Михаэль Ханеке

В ролях: Жюльетт Бинош, Даниэль Отей

Благополучная семейная пара получает видеопленки с ничего как будто бы не значащим видом из окна и справедливо подозревает в них тайную угрозу своему комфортному существованию. Страшный психологический триллер, хирургически точно вскрывающий суть и объясняющий происхождение терроризма вокруг нас и в нас самих.

ВЕРСИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ «КП»

Мы попросили наших читателей в Интернете составить свой рейтинг лучших триллеров.

И в первую пятерку, по версии читателей «КП», попали:

«Психо»

«Дуэль»

«Сияние»

«12 обезьян»

«Мыс страха»

В следующем еженедельнике мы представим 15 лучших фантастических фильмов. Ваши варианты пяти лучших представителей жанра мы ждем по адресу: film@kp.ru и на нашем сайте: www.kp.ru