Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Звезды28 января 2007 22:00

Как Авдотья Никитична откусила нос любимой девушке

Элеонора Прохницкая, вдова актера Бориса Владимирова, рассказывает об одном из самых знаменитых комических дуэтов советского времени
Борис Владимиров и Элеонора Прохницкая были красивой эстрадной парой.

Борис Владимиров и Элеонора Прохницкая были красивой эстрадной парой.

Народ обожал эту уморительную парочку. Когда «бабушек» Авдотью Никитичну и Веронику Маврикиевну показывали по ТВ, над территорией Советского Союза стоял такой хохот, что, наверное, и в космосе было слышно. Актеров, воплотивших на эстраде незабываемые образы - Вадима Тонкова (Маврикиевна) и Бориса Владимирова (Никитична), - давно уже нет с нами. Но о них помнят и говорят.

- И говорят неправду! - возмущается актриса Элеонора Прохницкая, бывшая супруга Бориса Владимирова. - В интервью и документальных фильмах про них Тонков показан белым и пушистым, а Владимиров - пропойцей и хулиганом. Все не так на самом деле!

Маврикиевну не брали в столичные театры

- Мы с Борисом Владимировым, когда поженились, снимали комнату в Воротниковском переулке. Неподалеку от нас жил друг Бориса актер Вадим Тонков. Когда выдавался свободный вечер, мы брали бутылку портвейна и шли к Тонкову в гости. Это был очень приятный человек - мягкий, интеллигентный. Но актер, как оказалось, слабый. Его не принимали ни в один из именитых столичных театров, перебивался в областном.

Однажды у нас с Владимировым родилась идея создать молодежный агитационный коллектив и ездить по стране с эстрадными номерами. Так появилась знаменитая в то время агитбригада «Комсомольский патруль». Борис сразу же предложил взять в «Патруль» Тонкова. Очень ему хотелось помочь другу как-то себя реализовать.

Владимиров играл старушку еще в 1958 году. Он выступал тогда с монологом Ардова «Бабка на футболе». Зрители рыдали от смеха, наблюдая, как мужчина с платочком на голове о чем-то разглагольствует старушечьим голоском. Потом, уже после распада «Комсомольского патруля», Владимиров использовал однажды найденный удачный образ и создал комический дуэт, в который пригласил Тонкова. Так у простоватой старушки Никитичны появилась подруга Вероника Маврикиевна - манерная пожилая леди в смешной шляпке. Тонков говорил, что скопировал ее со своей тетушки - потомственной аристократки.

Александр Ширвиндт сейчас говорит, будто это он дуэт придумал. Но он не имел к этому отношения!

Заставил жену выступать со сломанной рукой

- Владимиров был очень ревнив. До меня у него была первая любовь - чешка Иржина. Как-то раз они пошли в ресторан «Прага». Красавицу Иржину постоянно приглашал на танец какой-то подвыпивший посетитель. Борис отнесся к этому с пониманием и даже разрешил супруге повальсировать с посторонним мужчиной. А потом, когда Владимиров сам танцевал с Иржиной, заметил, как она через его плечо строит глазки своему поклоннику. Борис вспылил и... укусил ее за нос, да так, что бедняжке пришлось делать операцию.

И он был очень требовательным и жестким во всем, что касалось работы. На всю жизнь запомнился случай, который произошел на гастролях в Ереване. Я опаздывала на спектакль, поймала машину. Автомобиль занесло, мы врезались в столб, я заработала трещину локтевого сустава со смещением. В травмпункте наложили шину, и армянин-таксист на покореженной машине все-таки отвез меня на концерт. За кулисами Владимиров, строго зыркнув на мой свежий гипс, заявил: «За опоздание получишь выговор. А сейчас все равно будешь выступать». Я вышла на сцену. По иронии судьбы тогда в моем репертуаре была песня со словами «Слева поворот, осторожно, шофер!». Шофер, разбивший меня, стоял в проходе между рядами и вытирал платком слезы.

Как Никитична с Гагариным рыбачила

- Как-то раз мы с Владимировым выступали в «Артеке». Нашим концертом «закруглили» встречу Юрия Гагарина с пионерами. Первый космонавт подошел к нам за кулисы вместе с женой Валей и предложил составить им компанию на рыбалке. Он попросил у руководства «Артека» лодку, раздобыл специальные лески для ловли ставриды, и мы вышли в море на промысел. Шутили, смеялись, каждую новую ставридину приветствовали громогласным «Ура!».

Вечером Гагарин предложил:

- Давайте где-нибудь посидим?

Мы зашли в магазин, набрали целую авоську шампанского и отправились к нам в гостиницу. На входе вышла заминка: у Гагарина не было пропуска - он же только в гости пришел. Вахтер уперся.

- Гости у нас только до 23.00. - Он ткнул пальцем в Гагарина. - Вас я не пропущу, поздно уже.

Тогда Юрий снял темные очки, за которыми так удачно маскировал свое лицо, улыбнулся и сказал:

- Отец, что же ты своих-то не узнаешь?

Вахтер остолбенел от изумления. А мы беспрепятственно поднялись в номер.

Что Никитична носила в чемоданчике-«самобранке»?

- Владимиров был невероятно добрым и щедрым. Когда он возвращался c гастролей, в актерской среде начинались волнения: «Слышали? Владимиров в Москве! Снова по ресторанам поведет!» Он непременно собирал компанию и угощал за свой счет. А еще он всегда носил при себе особый чемоданчик-«самобранку». Борис был гурманом и в чемоданчике держал соусы собственного изобретения, деликатесы и обязательно бутылку водки с рюмочками. И Михаил Державин, и Аркадий Арканов, и Александр Ширвиндт как-то пренебрежительно отзываются теперь об этой «странности» Владимирова. А ведь сами из этого чемоданчика лакомились!

В творческой среде пьют все - это ни для кого не секрет. Иногда возникают забавные ситуации. Я помню, поэт Михаил Светлов из-за пристрастия к спиртному никак не мог написать песню к фильму «Неоплаченный долг», в котором я играла главную роль. Светлова заперли в номере гостиницы. Уезжаем на съемки - Светлов трезвый. Возвращаемся - пьяный. Что такое? Как он добывает водку? Оказалось, что Миша нашел себе союзника в лице гостиничного швейцара. Из окна своего бельэтажа он спускал ему трешку, швейцар покупал бутылочку. Однако поднять ее наверх не удавалось. Но, на их счастье, дверь в номере на два пальца не доходила до пола. Так они придумали вот что: швейцар наливал водку в блюдце и порциями просовывал под дверь. Когда мы обнаружили эту «протечку», щель зацементировали, и Светлов написал наконец замечательные стихи для песни.

Да, Владимиров пил. Особенно много - в последний свой год жизни. Дело в том, что у Владимирова обнаружили рак почек. Он очень страдал, но никому не рассказывал о болезни, не хотел, чтобы его жалели. Никакие лекарства ему не помогали. И он пытался заглушать боль водкой. Можно ли осуждать его за это?

Нет собственной могилы

- После того как мы с Владимировым развелись, он женился на сестре Михаила Державина. Со дня смерти Владимирова прошло 19 лет. Державины сейчас не самые бедные люди. Но на могиле их близкого родственника Владимирова до сих пор нет памятника. У него и отдельной могилы нет, он похоронен поверх гроба своей мамы. На камне после ее имени мелкими буковками высечено имя сына, год его рождения и смерти. Неужели нельзя позаботиться о памяти такого уникального человека?