Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество30 мая 2007 22:00

Россия - США: У кого сильнее «ядерный меч»?

«Комсомолка» сравнивает стратегические запасы двух держав
Источник:kp.ru
Президент Путин в августе 2005-го летал на «ядерном» бомбардировщике Ту-160...

Президент Путин в августе 2005-го летал на «ядерном» бомбардировщике Ту-160...

Российского человека через день стращают то второй «холодной», то третьей «горячей» войной. Ему рассказывают, что США и НАТО окружают нас военными базами. Что скоро в Чехии и Польше появится новый эшелон противоракетной обороны США, который якобы будет способен сшибать российские ракеты уже на взлете. А тут еще штатовский министр обороны Роберт Гейтс призвал своих генералов готовиться к войне с Россией. Вдобавок ко всему заокеанские военные эксперты недавно на весь мир раструбили, что «ракетно-ядерные силы русских деградировали настолько, что уже не способны на ответный удар». Но так ли это?

Сухопутная арифметика

И в России, и в США ядерные вооружения входят в состав Стратегических ядерных сил. Они состоят из Ракетных войск стратегического назначения - РВСН, атомных подлодок ВМФ, оснащенных ракетами с ядерными боеголовками, и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев ВВС. На суше российско-американское ракетное противостояние выглядит так*. ...а Джордж Буш завистливо наблюдал за этим полетом с земли. Сам-то он даже на велосипеде кататься не умеет! Фото: АП

* Все данные о Стратегических ядерных силах взяты из официальных документов министерств обороны России и США (по состоянию на январь 2007 года).

Нетрудно заметить, что Россия имеет меньше ракетных комплексов, зато ядерных боеголовок у нас в 3,5 раза больше, чем у США. Однако американские сухопутные ракеты летают на 1,5 - 2 тысячи км дальше наших. Но эту уступку мы компенсируем мощностью своих ядерных боеголовок. Тут самое время сравнить тактико-технические характеристики двух ракет одного поколения - их «Минитмена» и нашего «Стилета».

Наземные ядерные силы России и по количеству боеприпасов, и по их суммарной мощности имеют явное превосходство над сухопутными силами США. Пока. Потому что старых ракет у нас больше, чем у янки. Мы вынуждены крупными партиями снимать их с вооружения или продлевать гарантийные сроки (что небезопасно). А темпы ввода в строй новых ракет типа «Тополь» и «Тополь-М» значительно отстают от темпов выхода «на пенсию» уже свое отслуживших. Если такая ситуация сохранится, то Россия к 2011 году может подрастерять это превосходство над США.

Но наши спецы уже нашли решение этой проблемы. До 2015 года в составе РВСН России должно появиться 69 новых ракетных комплексов «Тополь-М». На каждом из них будет стоять от 6 до 10 мощных ядерных боезарядов. И таким образом чаша весов снова склонится в пользу наших сухопутных сил.

Противостояние в воздухе

Стратегические бомбардировщики - любимая фишка американских генералов. Но наши авиаконструкторы и инженеры еще во времена СССР сильно потрепали нервы штатовцам, создав машины-ракетоносцы, которые до сих пор успешно конкурируют с американскими, а по некоторым параметрам (например, в скорости полета и точности ракет) и превосходят их. Как же обстоит дело сегодня?

В воздухе Россия уступает США: по количеству машин - в 2 раза, по числу ядерных боезарядов - примерно в 1,5. Американцы за последние 15 лет обновили парк стратегических бомбардировщиков на 15%, а мы не создали ни одной машины - обходились лишь модернизацией старых «Тушек».

Для сравнения заглянем в паспорта штатовского В-52 (вверху) и Ту-160 (справа).

Морской бой

У России и США примерно равное количество атомных подводных лодок с баллистическими ядерными ракетами. Но на американских АПЛ ядерных зарядов примерно в 3 раза больше, чем на наших. И общий потенциал морских ядерных сил США с каждым годом стремительно «уходит в отрыв» от российского.

Хотя морские СЯС США значительно превосходят Россию по количеству ядерных боезарядов, но по суммарной их мощности наши АПЛ опережают штатовские примерно на 15 - 20%. Чтобы сохранить это преимущество, наши адмиралы намерены вооружить лодки новыми (более точными и еще более мощными) ракетами типа «Булава». Но это в будущем. А сейчас ради любопытства сравним тактико-технические характеристики двух самых «именитых» атомных лодок США и РФ, которые уже более 20 лет «играют в войнушку» в пучинах океанов и морей.

О том, какая лодка лучше, можно спорить бесконечно. Одна «ходит» быстрее, зато ныряет не так глубоко, как ее соперница. Другая имеет ядерных ракет больше, зато меньше торпедных аппаратов. Но если сравнить АПЛ в целом, то они по своим боевым характеристикам вполне сопоставимы. А вот техническое состояние лодок выглядит не в нашу пользу. Российский стратегический ядерный флот имеет сильно потрепанный вид в сравнении со своим молодящимся американским «коллегой». Почти все наши оставшиеся в строю лодки подбираются к критическому «возрасту», две подлодки из двенадцати скоро будут списаны в утиль. Американцы же не только интенсивно модернизируют свои еще не старые «Огайо», но и вводят в строй новые (от закладки до спуска на воду проходит всего 2 - 3 года). Тут мы с ними тягаться не можем: новейшую АПЛ «Юрий Долгорукий» строим уже двенадцатый год. По планам Минобороны РФ, до 2015 года в нашем ВМФ должно появиться 7 новых суперсубмарин. Если этого не произойдет, то у России к тому времени останется «на ходу» лишь 3 - 4 атомные лодки. И даже об относительном паритете на море говорить уже не придется...

ПОДВЕДЕМ ИТОГ

Диагноз: мы явно идем на поправку!

Американские эксперты явно поспешили раструбить миру о «полной деградации» российских ядерных сил. Все не так плохо, как кому-то хочется это представить. Но было бы большим лукавством, конечно, умолчать о том ударе, который в 90-х годах пришлось вытерпеть нашим ядерным силам. Скудное финансирование, иногда бестолковое реформирование, не всегда продуманная гонка разоружения - все это заметно притупило наш «ядерный меч». Кроме того, мы доверчиво открыли американцам все свои ядерные арсеналы, а вот наши партнеры показали далеко не все «ракетные закрома».

За многие поспешные решения тех лет теперь приходится расплачиваться немалыми «сверхплановыми» деньгами из военного бюджета. Но, кажется, после «нокаута» 90-х мы стали приходить в себя.

И тут было бы несправедливо не вспомнить о тех, чьими руками России удалось спасти от разрухи наши ядерные силы. О конструкторах и инженерах, которые месяцами не получали зарплату, но не бросили свои КБ и лаборатории. О моряках-подводниках, буквально «на зубах» поддерживавших боеготовность атомных субмарин. О ракетчиках, которые месяцами не вылезали из глубоких шахт, чтобы спасти забарахлившую «нервную систему» межконтиненталки. О пилотах и техниках, что не дали заржаветь от «безделья» бомбардировщикам. Недостаток финансов на поддержание боеготовности наши воины-стратеги компенсировали профессионализмом и мужеством. Мы никому не грозим своим ядерным мечом и не преувеличиваем его возможности. Он такой, как есть. Возможно, что Россия никогда не достанет его из ножен. Но без него нам пока нельзя...