Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Политика31 мая 2007 12:13

Андрей ЛУГОВОЙ: «В убийстве Литвиненко замешаны британские спецслужбы и Березовский»

Это заявление бизнесмен сделал на сегодняшней пресс-конференции.
Источник:kp.ru

Главный фигурант дела о лондонском отравлении экс-сотрудника ФСБ сенсациями отвел от себя подозрения

Андрей Луговой, за чьей головой теперь гоняется Британия, считая его главным отравителем Александра Литвиненко, и другой фигурант этого громкого дела Дмитрий Ковтун, вчера держали слово перед журналистами. Благо недостатка в них не было. Едва неделю назад британская королевская прокуратура занесла Лугового в список обвиняемых, он намекнул, что его ответ повергнет в шок Туманный и спокойный Альбион. И правда. Сенсационностью вчерашняя пресс-конференция будет долго аукаться на берегах Темзы и, вероятнее всего, вызовет не меньший международный скандал, чем когда-то сам факт отравления радиоактивным полонием Литвиненко.

Кто мог отравить Литвиненко. Три версии Лугового

Версия 1. Британские спецслужбы

Зная и анализируя поведение Александра в последние месяцы 2006 года, я не мог не видеть, что он разочаровался в Березовском, как и в своих британских хозяевах из спецслужб. Он считал, что англичане его недооценивают и, естественно, мало платят за службу. У меня сложилось мнение, что он явно выходил из-под контроля британских спецслужб. Литвиненко часто выходил за рамки отведенной ему роли агента-вербовщика и пробалтывал в беседах со мной много лишнего. Например, англичанам не нравилось, что он хвастался передо мной своими связями в Ми-6 на уровне высокопоставленных чиновников, а также тем, что, сотрудничая с британскими спецслужбами, он лишь повторяет путь Гордиевского и Калугина, и его последователями стали Березовский и Закаев. Поэтому сложно отделаться от мысли, что Литвиненко стал агентом, вышедшим из-под контроля спецслужб, и его убрали - если не сама спецслужба, то при ее контроле либо при ее попустительстве.

Версия 2. «Русская мафия»

Литвиненко по своей инициативе вышел на испанскую полицию и оказывал помощь в получении информации на так называемую "русскую мафию". Речь идет об аресте Шахро-младшего и его сподвижников. Литвиненко сам рассказывал, как лично выезжал в Израиль для встречи с Леонидом Невзлиным. Саша (Литвиненко) говорил, что заработал денег, помогая испанским полицейским в разоблачении Шахро-младшего. Я не думаю, что его разоблачения в Испании остались без внимания бандитов. Может быть, отсюда был такой варварский способ его умерщвления.

Версия 3. Борис Березовский

Наиболее вероятная, как мне кажется. Литвиненко мне рассказывал, что Березовский практически снял его с довольствия, уменьшив в три раза ему зарплату. В последнее время и он, и Саша опасались, что российской Генпрокуратуре удастся договориться с британцами и экстрадировать Березовского в Россию. Незадолго до своей гибели Литвиненко сообщил Ковтуну, что располагает важнейшими материалами компрометирующего характера относительно противоправной деятельности Березовского на территории Великобритании. Литвиненко тогда добавил, что если придать гласности хотя бы часть этих документов, касающихся обстоятельств получения Березовским статуса политического беженца, то у бизнесмена были бы огромные проблемы, сказал бизнесмен. Литвиенко намекнул Диме (Ковтуну), что особенно сейчас, в период, когда Россия поставила вопрос перед Великобританией об экстрадиции Березовского, было бы очень уместно дать понять Березовскому, что существуют подобные материалы, и определить их стоимость в несколько миллионов долларов.

Все еще находясь в материальной зависимости от Березовского - а Березовский оплачивал обучение сына и проживание семьи Литвиненко в Лондоне - Литвиненко обратился к Ковтуну с просьбой найти надежного человека, которого он познакомил бы с Березовским с этими компрометирующими материалами. Литвиненко был абсолютно уверен в успехе подобного предприятия, ссылаясь на скандальный характер и подлинность имеющихся у него на руках компрометирующих материалов. Не желая ни прямо, ни косвенно участвовать во всем этом, не воспринимая Литвиненко всерьез, мы с Ковтуном сочли за благо побыстрее забыть об этом разговоре. Но вспоминая сейчас подробности встреч с Литвиненко и его убежденность в том, что компрометирующие материалы, которыми он располагает, могли бы радикальным образом изменить его пошатнувшееся материальное положение, могу предположить, что он (Литвиненко) не оставил попыток шантажировать Березовского, что вполне возможно и привело его к столь печальным последствиям.

Как БАБ и Литвиненко гражданство получали

Главную роль во всей этой истории сыграли британские спецслужбы и их агенты - Березовский и ныне покойный Литвиненко. Ливтиненко говорил, что сначала был завербован он, а после того, как по его совету Березовский передал англичанам какие-то документы Совбеза РФ и тоже стал агентом МИ-6, процесс получения убежища и гражданства для Березовского стал делом техники.

Во время одной из встреч Литвиненко заявил, что, используя свои контакты в английских спецслужбах и связи в правозащитных организациях, таких как "Фонд гражданских свобод", можно будет организовывать получение политического убежища в Великобритании для состоятельных граждан России, имеющих проблемы с российским законодательством или просто желающих получить постоянное место жительства в Великобритании за счет получения статуса политического беженца, дающего в перспективе право получения английского подданства. Желающий получить политическое убежище должен был опубликовать на территории России несколько статей политического содержания и антироссийской направленности, критикующих политический курс российского правительства. Эти статьи должны были явиться доказательством политической активности беженца. Уровень и территориальная принадлежность газетных издательств значения не имеет. Кроме того, было также желательно после этого инициировать возбуждение на самого себя уголовного дела экономической направленности, что, впоследствии, трактовалось бы как давление на бизнес со стороны российских властей за политическую нелояльность. Статьи и постановление о возбуждении уголовного дела и прочие документы, в том числе фотографии с митингов и т.д., якобы подтверждающие активную политическую позицию претендента и его преследование со стороны российских властей, Литвиненко передавал господину Гольдфарбу и при посредничестве "Фонда гражданских свобод", председателем которого является Александр Гольдфарб, претендент без каких-либо сложностей мог рассчитывать на получение статуса политического беженца.

Как говорил Литвиненко, "Фонд гражданских свобод" имеет обширный опыт подобной деятельности, несмотря на то, что стоимость подобных услуг варьируется от 500 тысяч до 1 миллиона фунтов стерлингов. В качестве удачного примера Литвиненко называл факт получения господином Березовским политического убежища, разумеется не без активной поддержки и помощи самого Литвиненко.

Литвиненко предложил мне заняться поиском желающих получить убежище в Великобритании, используя связи со многими состоятельными гражданами России и был явно разочарован полным отсутствием интереса к данного рода предпринимательской деятельности с моей стороны.

Вашим гражданством (обращаясь к британским журналистам) торгуют как китайскими тряпками на рынке, а вы хлопаете ушами и стучите себя по ляжкам.

Компромат на Путина

Британские спецслужбы готовили спецоперацию в отношении одного из российских чиновников с целью получить компромат на президента РФ и его семью в обмен на сохранность личных банковских счетов. После начального периода экономического обхаживания со стороны британских спецслужб, началась откровенная вербовка меня в качестве агента британской разведки. Англичане, по сути, предложили мне заняться сбором любого компромата на президента Владимира Путина и членов его семьи. В частности, мне было поручено собрать информацию в отношении одного из госчиновников, через которого они рассчитывали собрать компромат на президента России. Они рассчитывали заманить этого чиновника в Лондон, чтобы в обмен на молчание о его личных банковских счетах получить от него компромат на президента (о ком идет речь, я сообщу следователю). Для поддержания конспиративной связи мне была выдана трубка английского мобильного телефона, с которого я из Москвы должен был звонить в Лондон.

Литвиненко передал мне экземпляр книги Евгения Гришковца "Рубашка" и сказал, что мы теперь, как в шпионских фильмах, должны использовать шифр - кодировать текст по номерам страниц, абзацев и строк.

Здесь уже нужно было быть круглым идиотом, чтобы не понять, что под видом развития совместного бизнеса идет банальная вербовка с конкретными политическими и разведывательными задачами по России и ее президенту. Я не отношу себя к пылким сторонникам Путина и на это у меня есть свои личные причины, о которых многие догадываются. Но меня учили Родину защищать, а не предавать",- добавил он.

"Долгое время я сдерживал себя рамками тех ограничений, которые были определены сотрудничеством с генеральной прокуратурой РФ, возбудившей в декабре прошлого года уголовное дело по факту убийства гражданина России Александра Литвиненко и покушения на жизнь гражданина России Дмитрия Ковтуна, - пояснил бизнесмен на пресс-конференции. - Я охотно пошел на сотрудничество с нашей Генпрокуратурой и дал ответы на все вопросы, которые мне задавались. Точно также я вел себя, когда по просьбе следователей Скотланд-Ярда ответил на все задававшиеся мне вопросы".

Откуда полоний? Из лесу вестимо.

Нас с Ковтуном в Англии специально метили полонием. Если отравление имело место 1 ноября, то каким образом полонием были помечены все места в Лондоне, где мы с Литвиненко общались только в октябре, а не в ноябре? И почему полоний был найден в самолетах, на которых мы с Димой (Ковтуном) возвращались в Москву и Германию, соответственно, еще в октябре 2006 года? Вывод у меня один: нас специально метили полонием для грядущего использования в политическом скандале. Кроме того, еще летом 2006 года Литвиненко начал мне дарить всякие мелкие подарки. Когда я лежал на обследовании в больнице, все мои вещи были проверены. Оказалось, что сувениры и ряд документов, переданных мне Литвиненко задолго до 1 ноября, были заляпаны полонием. Я об этом сообщал нашим следователям из Генпрокуратуры, но, по их словам, английских коллег это почему-то не заинтересовало. Возможно, следы оставлял сам Саша, но для британского правосудия эта версия была изначально неприемлема.

Почему-то все английские газеты называют дату отравления 1 ноября, хотя мы с Литвиненко встречались дважды в октябре месяце. Более того, мы еще летом встречались у него дома в отсутствии его жены Марины. Чем не идеальное место для отравления? Однако когда были идеальные условия, этого (отравления) не произошло. Кому-то было выгодно, чтобы их видели вместе в общественном месте.

Кроме того среди десятков озвученных СМИ мест в Лондоне, где был найден полоний, ни разу не прозвучал адрес, где мы встречались в октябре с английскими разведчиками, в частности с директором по внутреннему анализу Garym Evans и финансовым аналитиком Daniel Quirke. Мне интересно, были ли найдены следы полония в этом офисе, который для них, по сути, является конспиративной квартирой?

Провокация против журналистов

На самом деле, я думаю, что готовилась какая-то провокация в отношении Трегубовой. 26 октября прошлого года, когда он находился в Лондоне, Б.Березовский неожиданно позвонил ему и попросил о встрече. Мы встретлиись на следующий день 27 октября в офисе Березовского и в ходе нее он попросил меня о том, чтобы я взял Е.Трегубову под охрану. Березовский объяснил это опасениями, что с Трегубовой может случиться то же, что и с Анной Политковской. Для меня такая просьба была очень удивительна, поскольку Березовский всегда просил об охране кого-либо через своих помощников и партнеров, а не напрямую. Кроме того, до этого Б.Березовский не выходил на меня лично и не просил ни о чем в течение семи лет.

Березовский, на самом деле, меня приглашал для того, чтобы лично убедиться в том, что именно мои люди будут охранять (Е.Трегубову). И если бы что-то с ней случилось, было бы прекрасное и алиби, и после смерти Литвиненко - отлично меня обвинить в том, что это звенья одной цепи.

Про собственную смерть

Я думаю, что если со мной что-то случится, то, конечно же, это будет выгоднее всего Борису Абрамовичу. Березовский уже сделал заявление о том, что меня могут ликвидировать. И я долго размышлял, насколько откровенно и серьезно можно говорить об этой персоне. Много людей, слишком близких ему, заканчивали жизнь весьма печально. Никто не исключал, что именно Борис Абрамович - один из первых подозревался в убийстве Владислава Листьева (первого гендиректора ОРТ). Я был весьма информированный человек о том, что происходило в момент формирования Общественного российского телевидения. На мой взгляд, то, что Листьев не был гендиректором ОРТ, безусловно, было выгодно только Борису Березовскому.

Есть еще депутаты Госдумы Сергей Юшенков и Владимир Головлев. Это люди, которые входили в самое близкое окружение Березовского. Он финансировал не только партии, но и их личную жизнь. Все эти люди в итоге были убиты.

А взять скандал вокруг Евгения Киселева. Литвиненко говорил, что в 2001 году Березовский готовил провокацию против Киселева. Та кассета с известными порносъемками с участием Евгения Киселева, которая демонстрировалась в интернете, была сфабрикована людьми, которые были наняты Березовским. Литвиненко даже предлагал мне эту кассету в подарок.

Или загадочное исчезновение Ивана Рыбкина во время президентский выборов в 2004 году. Тогда мы осуществляли его охрану. Иван Петрович от нашей охраны убегал, выезжая из России в Киев. Своей охране он сказал, что чувствует себя плохо и на два дня останется дома, а сам через полчаса после того, как охрана уехала, нырнул в автомашину и уехал в Калугу, сел в поезд и махнул на территорию Украины.

Литвиненко и чеченские террористы

Луговой: Александр Литвиненко по заданию эмиссара чеченских боевиков Ахмеда Закаева ездил в Стамбул. И встречался там с членами чеченских вооруженных формирований.

Ковтун: Он (А.Литвиненко) намекнул прозрачно на то, что к тем событиям драматическим, которые имели место несколько лет назад в Нальчике, когда там погибло около 75 российских сотрудников правоохранительных органов, он имел прямое отношение к этому всему. Кроме того, Литвиненко, уже имея на руках документы о британском гражданстве, неоднократно бывал в Панкисском ущелье Грузии.

Скомпрометировать Россию не удастся

В Лондоне рассчитывали, что я буду молчать, радуясь тому, что меня не выдали властям Великобритании, и все вопросы сами собой разрешатся - мне поставят клеймо преступника, Березовский получит весомые основания не быть экстрадированным в Россию, Скотлэнд-Ярд и английские спецслужбы сохранят свое лицо перед налогоплательщиками, а Россия и ее руководство будут надолго скомпрометированы. Только всего этого не будет.

Что касается различного рода предложений со стороны Литвиненко и представителей британских спецслужб по поводу сбора компрометирующих материалов в отношении высшего руководства России, то я сказал ровно то, что считаю нужным сказать сегодня прессе. Все остальное уже сказано, будет сказано, включая документы и материалы, представителям уже российского правосудия.