Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Политика31 июля 2007 22:00

Председатель Центризбиркома Владимир Чуров: На госдачу не переехал, чтобы не тратить лишний час на дорогу

Новый глава ЦИК рассказал «Комсомолке» о том, вправду ли он сбреет бороду, если ближайшие выборы в Госдуму пройдут нечестно

«Парадного портрета Путина в моем кабинете не было»

- Владимир Евгеньевич, а сколько, по вашим прикидкам, политических партий пройдет в декабре в Госдуму?

- Я на политические вопросы не отвечаю. Могу сказать только то, что сейчас официально зарегистрирована 21 партия. С нами работают и готовятся к выборам в Думу 15 - 17. Сколько из них дойдет до регистрации к выборам, предсказать не берусь.

- А насчет шансов кандидатов в президенты что скажете? Вы же должны о них знать немного больше обычного избирателя?..

- Не знаю. А гадать на кофейной гуще не люблю.

- Ну хорошо. Тогда скажите, чем атмосфера Центризбиркома отличается от думской? Вы же в председатели ЦИК пришли из депутатов, а еще по одному из своих образований вы - физик атмосферы.

- Работа в Центризбиркоме строится, конечно, совершенно иначе, чем в Госдуме. Центризбирком не политический орган. Мы не разрабатываем и не принимаем новые законы, мы их исполняем и контролируем исполнение. Поэтому Центризбирком - это прежде всего юристы, организаторы взаимодействия с политическими партиями, с субъектами РФ, с федеральными госорганами, финансисты, потому что каждая избирательная кампания - это дорогостоящее мероприятие. Как для бюджета страны, так и для партий, кандидатов.

Кроме того, в ЦИК есть Управление внешних связей, пресс-служба и издательский отдел, потому что суммарный тираж выпускаемой нами методической литературы весьма большой - почти три миллиона экземпляров. Это делается для того, чтобы каждый, кто готовит выборы, имел на руках хотя бы простейшую брошюру с основными правилами действия на избирательном участке.

Именно эта сторона работы мне хорошо знакома, поскольку 13 лет я работал в Смольном, в администрации Петербурга, и привык к хорошо организованной работе. Когда группа депутатов Госдумы наблюдала за палестинскими выборами в Рамалле, нам выдали по бронежилету, а каску - одну на всех, объяснив, что в случае стрельбы ее нужно надевать на того, кто побежит к машине первым. Если не добежит, каску надевает следующий, и так далее. К счастью, все обошлось.

- В кабинете своего предшественника много чего поменяли? Портрет президента перевесили?

- Портрета президента в кабинете главы Центризбиркома при моем предшественнике не было. Нет парадного портрета Путина и сейчас. В книжный шкаф за стеклянную дверцу поставил две фотографии. Обе - моей работы. Одна - фотография Анатолия Александровича Собчака с президентом Украины Кучмой в Киеве. Вторая фотография - Путин и Собчак в Германии. Эту поездку для встречи с великим немецким политиком - канцлером Колем - организовывал я.

«Кресло-трон я попросил заменить»

- Вы как-то признавались, что при представлении вас в Центризбиркоме у вас от волнения дрожали руки. Больше не дрожат? Как вы в новом кресле освоились?

- Руки не дрожат. А кресло поменял. Единственное, что мне очень не понравилось в кабинете, - это кресло. Кстати, такие стоят в кабинетах многих моих старых приятелей по Петербургу, занявших ныне министерские и иные руководящие посты в Москве. Оно было огромным, из зеленой стеганой кожи с расширяющейся в стороны спинкой. Ну, в общем, очень здорово напоминало трон. К тому же оно плохо ездило, а размеры кабинета таковы, что мне приходится кататься на кресле от стола с телефонами к письменному столу, к шкафу с книгами и справочниками и так далее. Поэтому мне поставили простое, зато более легкое и хорошо ездящее кресло.

Остальная вся мебель осталась. Мои здесь только три фигурки Петра. Миниатюрный Медный всадник, фарфоровый вербилковский Петр и Петр-плотник саардамский. Кстати, это первый памятник, в установке которого я участвовал. Я всего штук двадцать памятников помог установить. А с Петром история очень любопытная. Он был установлен в Питере напротив Адмиралтейства в 1910 году. После революции большевики его уничтожили. Но Николай Второй подарил точную копию голландцам. И в 1996 году голландцы подарили нам копию со своей копии. И мы его установили почти на историческом месте. Только чуть-чуть сдвинули. И поставили на простую плиту-постамент по моему эскизу. Чтобы удешевить проект. Я же могу начертить обычный параллелепипед.

- Вот Александр Вешняков не боялся говорить, что негативно относится к отмене на выборах графы «против всех» и порога явки. А вы какого мнения об этих новшествах?

- Отмена графы «против всех» и порога явки никак не влияет на результаты федеральных выборов. Я, пожалуй, лучше приведу простой житейский пример. Предположим, есть две красивые девушки. У каждой из них - толпа поклонников. Одна девушка выбирает приглянувшегося ей парня, выходит за него замуж, помогает ему сделать карьеру, может быть, и сама, опираясь на плечо мужа, карьеру делает. У них рождаются дети, они строят дом, покупают автомобиль. Живут.

Предположим, что ее подружка так и не смогла никого выбрать, можно сказать, проголосовала «против всех». Ну что же, вероятно, ее ждет одинокая неустроенная старость и профессия собирательницы бутылок во дворах...

Я полагаю, что отмена порога явки и графы «против всех» гораздо важнее для муниципальных выборов. Система местного самоуправления в России еще не устоялась. Люди до конца не поняли значения, смысла и важности самой близкой к ним власти - «соседской». На Руси стали задумываться о местном самоуправлении гораздо позже, чем оно появилось в городах Западной Европы. У нас его появление связано с реформами Петра Великого, а затем реформами Александра II, Александра III, Николая II. Затем развитие нашего самоуправления по европейским стандартам прервалось. И возобновилось лишь недавно. Вот для местных выборов, вероятно, отмена порога явки необходима.

- Как вы думаете, нуждается ли наша избирательная система в дальнейшем реформировании?

- Накануне выборов никаких реформ проводить, видимо, уже не стоит. Нельзя же менять правила игры практически на старте. Но для меня и моих коллег, в том числе в партиях, очевидно, что после марта 2008 года следует принять новый закон о системе избирательных комиссий в России, которых существует великое множество. И по количеству, и по типам, и по формам финансирования. Этот закон логически дополнит законы о референдуме, о выборах и об основных гарантиях избирательных прав.

«Живу в общежитии. Депутатском»

- Интересно, как меняется жизнь человека с получением высокой должности? Вот ваша как изменилась? Распорядок дня теперь у вас какой?

- Мой типичный рабочий день начинается в 8.30 утра. Я вхожу в кабинет. Выхожу из него, как правило, после 21 часа. Таков общий график чиновников моего уровня в Москве. Недавно у меня была рабочая встреча с вице-премьером Сергеем Нарышкиным. Она началась в «Белом доме» в восемь часов вечера. Завтрак и ужин я готовлю себе сам. Утром это обязательно овсяная каша. Обедаю обычно в кабинете. У нас есть своя столовая. Ежедневно прочитываю по 12 - 15 газет, то есть все основные федеральные издания и специальный информационный сборник, который называется иностранным словом «дайджест». В расположенные по соседству учреждения хожу пешком. Например, в Конституционный суд, Министерство финансов, Думу, Совет Федерации. В воскресенье, если удается, выезжаю в один из исторических городов Подмосковья.

Радуюсь переносу новостей на НТВ на 22.45, иногда успеваю их посмотреть.

- Раньше вы ездили на «Волге», а теперь на чем?

- Сегодняшняя моя служебная машина осталась от предшественника - седьмая модель БМВ. Кстати, в ней есть один недостаток. Я в магазине хочу купить столик откидной, который навешивается на переднее кресло, и за ним можно работать, что-то набирать на компьютере.

А вот, скажем, в Красноярском крае, чтобы ничто не мешало наблюдать за ходом голосования, я попросил машину, ничем не выделяющуюся. Дали небольшой серый «Хендэ» с частными номерами. Так что мои поездки даже журналисты не вычислили, которым я твердо пообещал до завершения голосования никаких интервью не давать.

- На госдачу, соответствующую статусу, уже переехали?

- На государственную дачу не переехал. Некогда. Да и добираться от нее до Центризбиркома на полчаса дольше. Зачем каждый день терять лишний час на дорогу.

- Где же вы тогда живете?

- В двухкомнатной квартире в депутатском общежитии на ул. Улофа Пальме.

- Холостуете?

- Сейчас у меня жена гостит.

«Скучаю больше всего по собаке»

- А супруга не собирается перебраться в Москву из Питера?

- Мы думаем. Надо же сына перевести из университета в университет. Он у нас окончил второй курс. Ему 19 лет. А больше всего скучаю по своей собаке Тасе. Если жена и сын иногда навещают меня в Москве, то собаку привезти из Питера трудно, так как у нее нет и никогда не было собачьего паспорта. Еще у нее от природы нет хвоста. У собак этой весьма редкой породы - мохнатая бесхвостая, - когда-то брошенной немцами при отступлении из Иван-города, хвосты не растут. Тасе уже 16 лет. Но у нее черное небо и все зубы целы.

- Вы коренной петербуржец?

- Родился в Ленинграде, мать - москвичка. Я из старых русских. Дом, расположенный на углу Смоленской набережной и Нового Арбата в Москве, описал в своей документальной повести «Тайны четырех генералов». Квартиру на 9-м этаже под прямоугольной аркой дед получил в 1940 году, когда его освободили из рязанской тюрьмы и вернули в армию. Я часто гостил у деда.

- Номер мобильного телефона, по которому звонили старые друзья, не поменяли?

- Номер, естественно, поменял, потому что у меня был казенный думский мобильный. Теперь выдали центризбиркомовский. Есть еще частный мобильный телефон, которым я обзавелся в 2003 году, уходя из Смольного. Этот номер не поменялся, но включаю его редко.

«Могу позволить перед ужином рюмку»

- Депутат Алексей Митрофанов как-то сказал, что если бы вы не пошли в политику, то могли бы стать священником. Вы с этим согласны?

- Мои отношения с православной церковью достаточно просто описать. В младенчестве был крещен прабабушкой Прасковьей в церкви Иоанна Предтечи на Пресне в Москве, куда она отнесла меня, не спросясь моих родителей-коммунистов. Впрочем, они бы не возражали. Однако долгие годы я был почти невоцерковленным человеком. Первый эпизод, который ввел меня в церковь, - отпевание, если не ошибаюсь, в 1972 году, в Князь- Владимирском соборе профессора ЛГУ академика В. И. Смирнова - автора многотомного учебника по высшей математике. Для меня стало откровением, что он был много лет старостой прихода этого собора. Ближе к 40 годам я стал чаще посещать церковь. Но стать священнослужителем никогда не пытался и вряд ли к этому способен.

- Вы производите впечатление человека простого и неприхотливого...

- Я действительно очень неприхотлив в еде. Никогда не хожу на светские мероприятия, за исключением некоторых художественных или исторических выставок, а также дипломатических приемов. По старому русскому обычаю могу позволить себе рюмку водки перед ужином или хорошее красное вино по праздникам.

«У меня все галстуки - со слониками»

- Расскажите историю вашего неподражаемого галстука со слониками, в котором вы впервые появились в ЦИКе и произвели неизгладимое впечатление на журналистов. Этот галстук - ваш талисман?

- У меня около ста галстуков. И все - со слониками. Сегодня принесли три новых. Мой коллега Геннадий Райков (член ЦИК, бывший депутат Государственной Думы) вернулся с отдыха и привез. А еще позвонил Дмитрий Мезенцев (вице-спикер Совета Федерации) и сообщил, что тоже привез три.

Первый галстук со слониками я купил много лет назад совершенно случайно. Вижу, лежит такой симпатичный под цвет костюма, зеленоватый.

А потом где-то прочитал, что настоящие джентльмены носят галстуки только с одним животным. Это могут быть лошадки, морские коньки. А раз у меня уже был один со слониками, я начал собирать такие.

- То есть с другими животными у вас галстуков нет?

- На самом деле есть один, выбивающийся из коллекции, - с черепашками. Уж очень симпатичный. У меня, кстати, была живая черепашка. Ее звали Маня. Она 10 лет жила. Когда умерла, для меня это была большая утрата.

- Бороду давно носите?

- С 1971 года.

- Вы как-то поклялись бородой, что выборы в России пройдут честно. А вдруг кто-то усомнится, пожертвуете дорогой реликвией?

- Сомнения не есть доказательство. Я ничуть не сомневаюсь, что выборы пройдут честно. Так что с бородой мне расставаться не придется. И я с ней еще не одни выборы проведу.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Владимир Евгеньевич ЧУРОВ.

Родился 17 марта 1953 года.

В 1973 году окончил курс журналистики, в 1977 году - физический факультет ЛГУ. По специальности физик атмосферы.

Весной 1990 г. избран депутатом Ленсовета. В 1992 - 2003 гг. - главный специалист, зампредседателя Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга.

С 2003 по 2007 год - депутат Госдумы (фракция ЛДПР), зампредседателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками.

10 марта 2007г. назначен членом ЦИК от Госдумы. 27 марта избран председателем Центризбиркома РФ.

Писал научно-популярные романы для детей на морские темы («Рассказы Джона Сильвера», «Рассказы старого дворника»), автор документальной повести «Тайна четырех генералов» (2003 г.).

Награжден орденом Дружбы (2004 г.), медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», знаком отличия «За заслуги в пограничной службе». Владеет английским языком.