Этот поезд, летящий над дорогами, машинами и пробками, увы, годится только для экскурсий.
А как подавали суперновинку! Монорельсовая дорога обещала стать главной транспортной фишкой Москвы, намертво застрявшей в пробках. А тут, оказывается, можно промчаться над ними в фантастических поездах. Чудо открыли в декабре 2004 года. И сразу стало ясно: толку от монорельса никакого. То не едет, то едет, но медленно, то что-то там со светом не то. И билеты чудовищно дорогие.
Наконец объявили: это для экскурсий над Москвой. Пока в экспериментальном режиме. А уж потом развернем во всю мощь!
Мощи не хватило.
На днях столичное правительство развело руками: мол, это был эксперимент. Увы, неудачный.
- Монорельсовая система не будет развиваться! - сказал начальник метро Дмитрий Гаев (его ведомство обеспечивает работу этой трассы). - Я буду выступать о нецелесообразности продления этой линии.
Да, неплохой вышел эксперимент. На трассу длиной 4,7 километра ушло 188 (!) миллионов долларов. Считай, по 40 миллионов долларов за километр. Вдобавок 6 станций, 8 поездов, персонал и прочие расходы вытягивают из городской казны в среднем 270 миллионов рублей ежегодно. По расчетам, монорельс способен перевезти 3 - 7 тысяч пассажиров в час. Но это только на бумаге, поскольку одна поездка здесь обходится сейчас пассажиру в 50 рублей.
Для сравнения: строительство одного километра «легкого» метро - нынешней Бутовской линии - в среднем «съедало» 32 - 35 миллионов долларов. Но при этом она реально везет до 22 тысяч пассажиров в час. И одна поездка стоит 17 рублей. А дальше что?
- Монорельс как ездил, так и будет ездить, - уверен Дмитрий Гаев. - Вопрос престижа. Мы показали, что мы это можем!
Показали престиж. И, главное, не шибко дорого вышло...
ВОПРОС ДНЯ
Какие еще из проектов в Москве можно назвать неудачными?
Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ, член Общественной палаты, профессор:
- Бывают проекты правильные, но «не в очередь». Например, третье кольцо, которое строили без перехватывающих парковок. Когда решили парковки делать, оказалось, что места нет, все уже застроено. То же самое будет и с четвертым кольцом.
Александр ЛЕБЕДЕВ, депутат Госдумы:
- О печальной судьбе этого бессмысленного монорельса за 2 года я написал 5 депутатских запросов. В целом же самая вредная московская инновация - это безудержная страсть к строительству элитного жилья и торгово-развлекательных комплексов, которая делает жизнь в городе невыносимой.
Геннадий ГУДКОВ, депутат Госдумы:
- Самый отвратительный проект - это организация дорожного движения в центре столицы. Из-за жадности и глупости столичных чиновников стало невозможно проехать по городу. А экологию в пределах Садового кольца можно сравнить лишь с промышленным районом какой-нибудь отсталой страны.
Александр ДУГИН, философ:
- А мне нравятся современные московские, новорусские постройки. Они аляповатые, сытные и очень уютные. Это московская купеческая традиция, приятно, что она сохраняется.
Борис ГРАЧЕВСКИЙ, руководитель киножурнала «Ералаш»:
- Полностью согласен с тем, что монорельс - неудачный проект. Эти чудовищные, громыхающие вагоны, которые мешают спать жителям близлежащих домов. Неудачные в целом у нас и дорожные развязки. Надо бы властям над этим поработать.
Ирина ХАКАМАДА, политик:
- А мне вообще не нравится, что в Москве все что можно перестраивается с утра до вечера. От этого пробки, шум и грязь.
Неизвестный, читатель сайта KP.RU:
- Проект по эвакуации автотранспорта с непредназначенных для парковки площадок. А нам сначала эти парковки построили?!