Сегодня 12 Февраля
Погода +4°C
КП в социальных сетях: facebook Komsomolskaa-pravda odnoklassniki group kpru twitter onlinekpru vkontakte club15722194

Миф о геноциде: эстонцы рассказывают сказки о советских репрессиях

Наталья МИХАЙЛОВА. Фото из архивов музея «оккупации» в Эстонии.
Если вам понравилась эта статья:
Выводы, которые делает в своей новой книге «Миф о геноциде» московский историк Александр Дюков, претендуют на сенсационность: оказывается, эстонская сторона в разы завышала количество пострадавших от советских репрессий.
 
...Какие бы новые исторические открытия ни ждали нас в дальнейшем, надо признать: это было. Утренний стук в дверь, несколько часов на сборы, длинная дорога и на много лет - совсем другая жизнь в сибирских и уральских деревнях, без отцов, расстрелянных где-то под Воркутой, и без родины... Выслушав десятки историй репрессированных эстонцев, я научилась трепетно относиться к их боли. Настолько, что ни разу так и не решилась спросить, каким образом у них сохранились альбомы с довоенными фотографиями. В России человек в мир репрессированных уходил голым. Голым и возвращался - ни родни, ни фотокарточек, ни любимой чашки... Ответ нашелся в новой книге историка Александра Дюкова: оказывается, тем, кто подлежал депортации из Эстонии в июне 1941 года, разрешалось брать с собой до 100 килограммов личного имущества и в неограниченном количестве - деньги и ювелирные украшения. В эшелонах, приготовленных для отправки людей, для крупных грузов были предусмотрены специальные вагоны. А в 1949 году высылаемым разрешалось брать имущества уже не по 100 килограммов, а по 1500! Что, впрочем, совершенно не меняет сути: сталинские репрессии были несправедливы и отвратительны и действительно коснулись большого количества эстонцев. Но вовсе не сотен тысяч, как об этом любит повторять вслед за таллинскими историками эстонский президент Тоомас Хендрик Ильвес.
 
Этот поезд опоздал на 15 лет
 
Где же вы, товарищи историки, были в начале 90-х, когда таллинский фантаст и по совместительству премьер-министр Март Лаар сочинил свою первую книжку мифов об эстонской истории? Вопрос не к Дюкову - он слишком молод, но, судя по всему, эта тема российских специалистов волновала мало. В то время как на эстонской (а также на латвийской и литовской) стороне над выгодной версией истории трудились целые коллективы. В 2004-м в Таллине даже выпустили «Белую книгу» - с ней хоть сейчас в Международный суд иди, ущерб от советских «оккупаций» давно подсчитан. Некоторые сомнения в ее достоверности у общества, впрочем, возникали. Что-то не складывалось: вместе с убитыми и высланными в Россию, эмигрировавшими в Швецию и угнанными в Германию получалось, что в довоенной Эстонии жило не 854 тысячи человек, а раза в три больше... Но дело не в этом: на непроверенных фактах, предложенных 15 лет назад эстонской стороной, была выстроена идеология целого государства. Поэтому открытия, сделанные Дюковым на основании документов из архивов ФСБ, наверняка будут восприняты сегодняшней Эстонией болезненно.
 
Довоенные репрессии
 

От сталинских репрессий эстонцы действительно страдали. Но вовсе не сотнями тысяч,
От сталинских репрессий эстонцы действительно страдали. Но вовсе не сотнями тысяч,
Между тем к аргументам, которые он приводит, стоило бы прислушаться. Ну, например: «В течение первого года советской власти было арестовано около 8 тысяч человек, из которых 1950 было приговорено к казни еще в Эстонии», - утверждает в своих книгах Март Лаар. Но в 1940-м во всем Советском Союзе было казнено 1863 человека! «Было бы абсурдно предполагать, что подавляющее большинство из них составляли эстонцы», - осторожно предполагает Дюков. В конце концов были еще латыши с литовцами и западные украинцы, не говоря уже о русских и евреях, которые страдали от репрессий более всего... На самом деле до начала войны в Эстонии было казнено 184 человека, 138 эстонцев и 46 русских, - списки их опубликованы в приложениях к сборнику докладов «Эстония, 1940 - 1945», основанному на данных эстонского государственного архива. Любая казнь безнравственна, кто бы спорил! Но между цифрами 184 и 1950, согласитесь, все-таки есть разница...
 
Теперь выясним - за что их расстреляли? 42 человека - за военные преступления в годы гражданской войны, 27 - за шпионаж против СССР, 56 - за аресты и казни коммунистов. А также - за бегство из СССР, участие в белогвардейских организациях, дезертирство из Красной Армии и антисоветскую деятельность. С точки зрения тогдашней государственной морали приговоры были обоснованны, как бы цинично это ни звучало сегодня.
 
Первая волна
 

С депортацией 1941 года неразберихи еще больше. Ведь что сделала эстонская сторона? Смешала три потока: депортированных, эвакуированных и мобилизованных в Красную Армию. Эстонские историки посчитали, что никакой разницы между этими людьми нет. Дюков объяснил, в чем отличие: списки депортированных («неблагонадежных») составлялись заранее, им давали всего несколько часов на сборы и лишали имущества, эвакуации же, наоборот, подлежали те, кто сочувствовал советской власти, и говорить о том, что их вывозили под угрозой расстрела, просто смешно, поскольку эвакуироваться не успели даже многие из тех, кто искренне этого хотел. Что же касается мобилизованных... «А как вы себе представляете репрессированных, которым выдали на руки оружие?» - удивился вопросу Александр Дюков. Они, кстати, не погибли массово в трудовых лагерях, как пишет Март Лаар. Вот подтвержденный факт: в Эстонском стрелковом корпусе сражались 45 тысяч эстонцев. Из кого бы, интересно, этот корпус собрали, если бы мобилизованные массово умерли?
 
Число депортированных в июне 1941-го известно точно, поскольку в архивах хранится докладная наркома НКГБ СССР Меркулова, адресованная Сталину: арестовано 3178 эстонцев, выслано 5978, всего - 9156. В эстонских учебниках истории пишут, что люди сотнями умирали от голода прямо на полу вагонов для скота. «Неправда!» - доказывает Дюков. По дороге погибло не несколько сотен эстонцев, а один, при попытке к бегству. «Вагоны для скота» на самом деле были летними пассажирскими вагонами, но с учетом тогдашней разницы уровней эстонской и советской жизни вполне могли показаться эстонцам скотскими, в составе эшелона были врач и фельдшер, а заболевших снимали с состава и передавали в пункты здравоохранения. По прибытии эшелоны недосчитывались (об этом говорят документы, врать самим себе энкавэдэшникам было бы не с руки! - Авт.) в среднем человека по три, но это не означало, что все эти люди умерли. Перебои с питанием в этих поездах, кстати, расценивались как ЧП, о которых следовало докладывать в центр, и есть свидетельства: депортированные вовсе не голодали, а, наоборот, выкидывали хлеб в окно, потому что он им казался кислым...
 
Сколько репрессированных погибло? 90 процентов арестованных и 60 депортированных - утверждает историк Лаар. Историк Дюков приводит другую пропорцию: 60 процентов среди арестованных и 30 - среди депортированных. В общей сложности около четырех тысяч человек. ЗА ВСЕ ВРЕМЯ, с 1941 по 1956 год!
 
Что, согласитесь, никак нельзя назвать геноцидом по отношению к эстонскому народу. Во-первых, у геноцида есть четкое юридическое определение («Ситуация, когда одна этническая группа уничтожает членов другой, выдвигая в оправдание тезис о расовой, этнической или психической неполноценности»), во-вторых, он таковым не является, если касается всего одного процента населения, в-третьих, среди казненных по приговорам военных трибуналов граждан Эстонии 13 процентов были не эстонцами, а русскими...
 
Послевоенные репрессии
 
Они коснулись гораздо большего количества людей. Лаар пишет, что арестовано было не менее 53 тысяч человек, в трудовые лагеря отправлено до 30 тысяч, из них 11 тысяч умерли. Дюков приводит уточненные данные (депортировано 20 535 человек, умерло около тысячи) и называет наконец мотивы, по которым прибалтов после войны репрессировали и о которых много лет стеснялись напомнить. Государство таким образом разбиралось с коллаборационистами. Считается, что абсолютно все эстонцы, латыши и литовцы, мобилизованные в немецкую армию, отправились в советские лагеря. А вот и нет! Рядовые и не замешанные в преступлениях против мирных жителей были приравнены к освобожденным из плена красноармейцам и репрессиям подвержены не были! Расстрелы же некоторых особо отличившихся вряд ли противоречили приговорам Нюрнбергского военного трибунала. Как и арест тех, кто служил в полицейских батальонах и дивизии СС, которых эстонские историки тоже записали в жертвы политических репрессий.
 
 
 
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
 
Что это меняет?
 
Что нам дают эти открытия, изданные тиражом в 700 экземпляров? Миф о безмерных страданиях эстонского народа, на котором выстроена вся сегодняшняя государственная политика, уже зацементирован. На этой полуправде выросло поколение, и именно ей поверила Европа.
 
Многое. Во-первых, книга Дюкова оспаривает юридически безграмотное по отношению к эстонцам понятие «геноцид», в котором пытаются обвинить сегодня 88-летнего Героя Советского Союза Арнольда Мери. Во-вторых, позволяет перевести дух местным русским - нелегко ежедневно исполнять ритуал покаяния, которого от них требуют последние 15 лет. В-третьих, дает мощные аргументы для международного суда, если таковой когда-нибудь случится и к которому историки всех трех прибалтийских государств давно готовятся, рассчитывая получить от России компенсации за ущерб, нанесенный «оккупацией». Российским историкам стоило бы тоже быть готовыми отстаивать свою правду. А правда заключается в том, что спекулировать несуществующей болью не менее подло, чем эту боль причинять...
Поделитесь с друзьями:
  • Facebook
  • Мой мир Мой мир
Показать код
Комментарии
157
  • елена
    28.12.2010, 14:31

    Они поступают более логично,когда нас ненавидят и выносят памятники советским подальше от глаз,чем мы называя улицы своих городов именами палачей.

  • Николай
    28.02.2009, 7:59

    Интересно, кто-нибудь сравнивал сколько эстонцев воевало за Германию, а сколько за СССР?

  • Иван
    26.02.2009, 12:47

    Еврейский пример с холокостом очень заразителен, а раз так то почему бы и не пробовать.

  • Ceburec
    26.02.2009, 8:09

    Честная статья-уже 20 лет правды никто не говорит,о том-что большинство так называемых "невинно репрессированных" были местными фашистами и пособниками немецких оккупантов.А со стороны эстонцев-это обыкновенный комплекс неполноценности и желание нажиться за чужой счет.Не понимают-второго Горбачева не будет.Такие предатели,как Герострат,появляються в мировой истории лишь однажды.

  • Анна
    16.10.2007, 13:13

    Господа,я была в Эстонии-забирала останки своего деда, эксгумированного 27 апреля на площади Тынисмяги. Ради интереса зашла в музей оккупации. Не впечатлило! Ощущение такое, что они страдают комплексом неполноценности и готовы на все, лишь бы привлечь к себе внимание. Миф о геноциде-из той же оперы!

  • Йанкее
    10.10.2007, 17:44

    Мне все равно, во что ты веришь, который пишет "для Янкеля".
    По вашей схеме и Гитлер - еврей. Таким образом, кстати, вам бы компенсацию за холокост с самих себя и брать. Немцы-то тут при чем? Вас почитать, вся партверхушка 3-го рейха одни евреи. Стало быть, вы сами с собой воевали, сами из себя мыло варили, чтоб добро не пропадало. Так ведь?

  • Для Янкеля
    10.10.2007, 10:38

    Йанкее,как-то с трудом верится, что ты сам не еврей. Как известно, кто громче всех кричит, тот сам таким является.Ты в каждом собеседнике видишь еврея - вот это чисто еврейская черта.

  • Киевлянину
    10.10.2007, 10:12

    Киевлянин, Вы напрасно тратите время на этого типа под ником Янки. Зайдите на соседнюю ветку и прочитайте его коммент по поводу того, "как азербайджанец из своей машины стрелял по пешеходам". Мы долго смеялись, анекдот готовый.

  • Гость
    10.10.2007, 5:59

    то Йанкее 10.10.2007, 11:20: Валерик у нас имеет национальность "демократ", а кто демократы в РФ догадайся сам.

  • Киевлянин-Валере
    10.10.2007, 4:07

    Да евреи не причем! Вспомните Булгакова и его профессора Преображенского, который сказал, где начинается разруха! Вот и привыкли искать врагов, тех, кто мешает; а в собственной голове порядок навести лень.

  • Йанкее
    10.10.2007, 2:20

    Валера.
    Что ты за них переживаешь? Или сам такой? Если все к этому сводилось с момента осознания ими себя в качестве "богоизбранных", то что ты хочешь сейчас?

  • Киевлянин
    09.10.2007, 22:29

    Вопрос о блате действительно мерзкий, всё надо было через кого то доставать, хотя не всегда черерз евреев.О паспортах ты ошибаешься, точно помню, что была запись еврей. Хотя не спорю, что и скрывали. Был, как то в Поволжье, так там многие скрывают, что они чуваши и пишутся русскими. Кстати, отец Ленина был чувашином.
    А насчёт Одессы, лично мне она нравится, со всей её самобытной культурой и с блатняком и с оперным театром и с "Привозом" и с морем.
    До встречи, пока.

    • Ceburec
      26.02.2009, 8:15

      Деды Ленина:со стороны отца:дед-русский,бабка-калмычка;со стороны матери:дед-немец;бабка-еврейка.Всем известный факт!И где здесь-чуваш(а не чувашин),олух царя небесного!

  • Валера
    09.10.2007, 20:20

    Вот так всегда-о чем бы не говорили, все сводится к виноватым евреям. Сколько можно?

  • Йанкее
    09.10.2007, 19:15

    Киевлянин
    Ну да, весь одесский блатняк - это "высококультурные" еврейские мальчики-грабители создавали.
    Что до ходьбы к стоматологу-еврею "по-блату", так, во-первых, меня это не касается, я ходил к тем, кто был. Во-вторых, "блат" - это опять-таки порождение их "диаспоры", причем, одно из наиболее гадких и унизительных.
    Ну и про "сапожников". Здесь это в основном китайцы. "Высококультурные" плотно засели в администрациях всех уровней и медицицине. И везде к ним без больших денег не подойти. "Культуру" надо оплачивать.
    Ну и напоследок, тебе, любителю архивов. В.И. Ленин, как помнится, писал себя по-нации "великоросс". Да и у всей твоей "диаспоры" во времена СССР в паспорте было записано как угодно, но только не "еврей".
    А культуру их я тут каждый день вижу.

  • Киевлянин
    09.10.2007, 6:28

    Пошивочные ателье (или на дому), за ними. Часовые, гравёрные, золотые мастерские, еврейские. Бутки с ремонтом обуви, изготовление фирменных пуговиц, сумок и т.д. и т.п., в основном за ними. Если мы шли лечить зубы (по блату, если помнишь этот термин), то только к еврею дантисту.
    Так о чём я хочу сказать, что, судя по занятию Кагановича до его революционной деятельности, он к образу статистического еврея никак не подходит. К тому же, я ни разу не видел грубого и тем более просто невежественного еврея. Хочешь, верь, хочешь, нет, среди нас полно, у них не встречал.
    О социальном статусе, я писал в ироническом тоне, так как безработным у евреев не принято быть. Я уже написал выше.
    Насчёт исторических опусов, я с тобой в полнее согласен. Да действительно, их множество и каждый подстраивает их под себя, что не удивительно.
    Но я тебе приводил архивные данные(факты), а не выдумки политиков.

  • Киевлянин-Йанкее
    09.10.2007, 6:27

    Я не зная как у тебя в городе с евреями, но испокон веков, территорию Украины и Белоруссии населяет большое количество этой нации. Тем более крупные центры. В Белоруссии г.Бобруйск всегда считался чуть ли не столицей евреев из-за большой диаспоры. У нас, допустим, Жмеринка, Бердичев и т.д. Чего стоит только одна Одесса!
    А район в Киеве, как Подол?! Про эти места столько анекдотов, что не пересказать!
    В моём школьном классе было 7 евреев.
    До революции и позже, евреи старались проживать компактно, что бы общаться друг с другом, да и браки совершали преимущественно среди своей нации. Основная деятельность евреев, как до революции, так и после в основном коммерция, от мелкой до крупной. В Киеве (видимо, как и везде) в годы СССР, вся кустарщина была под евреями.

  • Йанкее
    07.10.2007, 17:47

    Киевлянин:
    1. "Подавляющее большинство современников отзывается о Кагановиче как о крайне грубом и глубоко невежественном человеке, что еврейской нации не присуще." -

    значит, присуще исключительно другим нациям? Украинцам, например, да? "Кляти москали" много об этом судачат.

    2."безработный (социальный статус настоящего еврея)" -

    С твоих слов, портрет настоящего еврея: Высокообразованный, высококультурный, при этом обязательно безработный.
    Что-то ты как-то на хохла не тянешь.

    Что до твоих исторических опусов, то сколь раз они переписаны были... Читал я где-то уже, чтои Сталин - с еврейской примесью, (Берия - горский еврей). Даже Гитлера то и дело евреем обзывают. Явно, чтоб фашей позлить.
    Похоже, ты действительно, украинец "по-паспорту".

  • Киевлянин
    06.10.2007, 8:19

    Будущее России — не в ликвидации наций, а в дальнейшем развитии многовековых традиций дружбы, взаимопомощи, согласия и доверия в отношениях между ее народами. Российское общество нуждается в новой научной парадигме, отражающей позитивную направленность развития национальных отношений в стране, но при разработке такой модели нации остаются ее важнейшим опорным параметром. Как показывает мировой опыт, постиндустриальное общество не отменяет ни этносы, ни нации, а наполняет их новым содержанием, объединяя интересы народов на уровне
    регионально-цивилизационных сообществ и суперэтносов. Социально-политическим и нравственным стержнем их формирования являются социальная справедливость и доверие, на основе которых они только и возможны.

  • Киевлянин
    06.10.2007, 8:19

    А суть нацие-строительства — стремление превратить нации и народы России в объект произвола чиновников, при этом не только доморощенных, но и иностранных. И если Россия до сих пор, не относится к числу “благополучных стран”, то в немалой степени этому способствуют местные и западные либералы, навязывающие ей монетаризм, конструктивизм, космополитизм и другие сомнительные идеологии.
    Решение национального вопроса в России заключается не в наци-строительстве, а в проведении социально-ориентированных демократических реформ, создании таких условий, когда ни одна нация или народность не чувствовали бы угрозы своему существованию, могли бы свободно, опираясь на содружество всех народов России и стран СНГ, развивать свою экономику и культуру, быть достойно представленными в новой информационной цивилизации.

  • Киевлянин
    06.10.2007, 8:18

    В настоящее время в качестве главных принципов национальной политики можно было бы выделить следующие: 1) равноправие всех народов, независимо от их численности и этнонациональных особенностей; 2) демократизм в отношениях между ними, соблюдение права на самоопределение, а также сохранение единого государства; 3) примат экономических интересов перед политическими; 4) предоставление всем этнонациональным образованиям равных возможностей для вхождения в рынок при наличии соответствующей социальной защиты; 5) взаимопомощь и всестороннее сотрудничество, нахождение их новых форм в условиях рынка; 6) использование национальных форм культуры и традиций народов для дальнейшего наращивания их экономического и духовного потенциала; 7) преследование по закону проявлений национализма, шовинизма и национального экстремизма.

Оставить комментарий
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Красной меткой отмечены обязательные поля
Ваш комментарий:
Колумнисты