Новости 24

Трамп: Для уничтожения террористов нужно бомбить их нефтяные объекты

Американский бизнесмен сообщил, что еще четыре года назад предлагал перекрыть нефтяные и финансовые потоки ИГ

При пожаре в Якутске погибла семья с двумя детьми

Еще одной жительнице горевшего дома удалось спастись

Премьер-министр Японии: Мы намерены принять меры против КНДР

Согласно заявлению канцелярии премьера Синдзо Абэ, Северная Корея нарушает резолюции Совбеза ООН

Керри: Запуск ракеты КНДР – грубое нарушение резолюций Совбеза ООН

По словам госсекретаря, действия Северной Кореи представляют угрозу для США

В Южной Корее считают неудачным испытание ракеты дальнего действия, произведенное КНДР

Изначально Пхеньян уведомлял международные организации о готовящемся запуске ракеты со спутником

Кадыров разместил в Instagram свое фото со снайперской винтовкой

Фото подписано фразой «кто не понял, тот поймет»

После запуска ракеты Северной Кореей Совбез ООН может провести экстренное заседание

По предварительным данным, заседание может состояться в воскресенье, 8 февраля

Нидерланды заявили о возможном пересмотре позиции по ассоциации Украины и ЕС

По словам главы МИД королевства, это будет сделано, если большинство граждан проголосуют отрицательно на предстоящем референдуме по вопросу подписания соглашения Евросоюза и Украины

КНДР запустила ракету дальнего действия

Действия Северной Кореи нарушают резолюции Совета безопасности ООН

Самолет из Москвы, который угрожал взорвать пассажир, благополучно приземлился

Рейс опоздал на один час

На Тайване количество жертв землетрясения увеличилось до 17 человек

Под завалами 17-этажного жилого дома остаются 132 человека

Замминистра экономики Ирана прилетит в Россию, чтобы подписать кредитные контракты

Об этом сообщил иранский посол в Москве Мехди Санаи.

20

Юрий ЛЮБИМОВ: Может, когда меня били, я и стал режиссером

Завтра основателю Театра на Таганке исполняется 90 лет [аудио]

«Посол Венгрии. Император Японии. Добродеев...» Записи на доске возле кабинета Юрия Петровича. А еще - день за днем, час за часом размеченные телесъемки. А еще, то есть прежде всего, - репетиции.

К 85-летию он сделал себе подарок, поставив «Фауста». К 90-летию - подарок в виде «Горя от ума».

Он - уникальный, основатель Театра на Таганке Юрий Петрович Любимов. И по-прежнему ведет во всем, не позволяя себе ни в чем быть ведомым.

- Юрий Петрович, говорят, что в России надо жить долго. Чтобы что?

- Для чего долго? А всем хочется подольше пожить, но не у всех получается. Хотя, если серьезно, трудный вопросик-то. Видите, как я задумался, что вам ответить. Бесконечный спор тысячелетий: тот, кто кончает с собой, - сильная личность или слабая?

Я говорю так: если человек руки на себя наложит - осуждать его я не могу, значит, он в депрессии и не в силах жить. Но для верующих это грех. Просто грех...

- Театр - ваш собственный сильный жизненный движитель. У вас и спектакль «Самоубийца» шел по пьесе Эрдмана...

- Один из любимейших моих людей. Мы на «вы» были. Он меня звал «вы, Юра». А я его - «Николай Робертович». Он был старше. Он написал прекрасную пьесу, гротескную, где все стилизовано и текст репризный. Артисты наши и говорить так не очень умеют, как он читал.

- Неужели артисты ваши чего-то не умеют?

- Не умеют очень многого!..

- Наверное, мы начали с чересчур высокой ноты. Мы вернемся к этому, а пока...

Похороны Ленина

- Пока вопрос проще. Говорят, вы хоронили Ленина. Правда?

- Правда. Мне тогда было семь лет, меня привел старший брат. За что и получил затрещину от папы. Папа сказал: «Зачем ты привел мальчишку хоронить этого злого и скверного журналиста?»

- И вы точно помните эту фразу?

- Конечно. Брат получил затрещину и гордо ушел из дома. Я хотел за ним убежать, но убежал с сыном врача, квартиры рядом были. А папа сказал: старший, пока не извинится, чтобы не являлся, а мальчишку привести. Меня доставили обратно, а старший где-то блуждал две недели.

- Еще говорят, что ваша мама была цыганка, правда?

- Дед по матери был цыган, мама - полуцыганка. Многие цыган не любят. А у меня куда кровь денешь, она же есть. Меня однажды привели в театр «Ромэн». И вот когда они начали свои дела - я весь заходился! Я любил двигаться. Но, по-моему, линия отца сильнее на мне сказалась, чем линия матери. Мой брат покойный всегда говорил: ты вылитый папа, так же говоришь, как он, так же рассуждаешь... Он все время за меня боялся, что меня заберут куда-нибудь.

- Отца забирали?

- Отца забирали два раза. Не по политике, за деньги. Денег хотели и называли ему суммы, которых у него нет. Он коммерсант был. Охотнорядец. Магазин имел. Потом их в газетах называли: «лишенец». И я вынужден был не в десятилетку идти, а в рабочие. Мама была учительницей, она с подругами посоветовалась, те сказали: хочешь здесь жить и какую-то карьеру сделать - нужен рабочий стаж. И у меня стаж рабочий с 14 лет. Так что начальство должно мне прежде всего дать Героя Труда - 76 лет рабочего стажа.

- Так не бывает...

- Как не бывает - вот он, перед вами сидит.

Таганка, Лубянка, Бутырка

- Про вас говорят, что вы с детства знали три слова: Таганка, Лубянка, Бутырка.

- На Таганке меня било ворье таганское. Не за мои дела. Они спутали меня с кем-то. Кто-то из жуликов таганских чего-то там не выполнил. А приметы совпали.

- Сколько лет вам было?

- 15. Выбили два зуба, рассекли черепушку. Но я отбился все-таки... После этого я взял финку, монтекрис у приятеля...

- Что такое монтекрис? От графа Монте-Кристо?

- Наверное. Пистолет мелкокалиберный, как дамский, однозарядный. Тогда у многих были монтекрисы. Фикса золотая, брюки клеш... В общем, я дома провел больше недели, так меня били. Может, вот тогда, когда они меня били, я и стал режиссером, кто знает.

- То есть как?!

- Ну по голове били, и что-то там случилось. Но я действительно пришел с финкой и монтекрисом. И когда ко мне один обратился: «Ты, парень, поди сюда», - я в ответ: «Тебе надо, ты и подходи». Он подошел: «Мы тебя проучили по ошибке». Ну я ему сразу по уху, сильно. А теперь, говорю, вот финка, а вот монтекрис, я буду стрелять и резать вас. И меня никто больше не трогал.

- Говорили с убеждением, что так и сделаете? Или нет?

- Конечно, сделаю.

- Ну, вас Бог миловал, что не пришлось.

- Конечно, Бог помог, да. И в армии со мной пошутили. А шутки там грубые. Стоим в очереди в столовой, голова стрижена, и вдруг тебе как по голове пять ложек врежут: угадай, кто врезал. Пять ложек по черепушке - это, извините... Я повернулся и сразу в скулу как следует. И все от меня отстали. Я был тренированный, занимался акробатикой, биомеханикой, когда оканчивал училище.

- Армия была после театрального училища?

- Да. Я попал в армию еще в финскую войну. И тогда был сталинский приказ, негласный, что в армии можно бить, если солдат не понимает. Но меня никто не бил. Я и сейчас стараюсь тренироваться.

- А Лубянка и Бутырка с отцом связаны?

- Это Володя пел, наверное...

- Но слухи про вас...

- А вы начните с песни Высоцкого: «Слухи бродят тут и там...» Не становитесь на колени перед великими!

- Если уж вы упомянули Высоцкого, то вот что: о вас говорили, что вы жесткий, авторитарный режиссер, но чем дальше идет время, тем больше нежности я вижу в вас к актерам. Что тут правда?

- Наверное, и то, и другое. Володю мне было жаль, как всякого человека пьющего. Врачи мне сказали: не надо на него сердиться, это болезнь, он потомственный алкоголик. Я его насильно отвозил в больницу, это было противозаконно... Оказывается, есть диагноз: «зачат в нетрезвом состоянии». Наше население, по-моему, одна треть, - потомственные алкоголики, страна от этого вымирает...

- Став в результате удара или по какой другой причине режиссером, что вы поняли про эту профессию? Что в нее входит?..

- Все входит. Надо знать живопись, скульптуру, уметь владеть пространством, уметь поставить свет, сделать композицию, которую они старательно будут разрушать, наши непрофессиональные артисты. Что творится с языком - они не умеют говорить, актеры наши. Шепчут что-то, ничего не слышно. Дикция плохая. Выучите текст так, чтобы голос звучал, предположим, как у Остужева, как у Качалова. И хотят играть трагедии греческие или Шекспира. Как вы сыграете с такими данными? Не сыграете.

- Вы сложили свою жизнь, имея дело с титанами: те же греческие трагедии, Шекспир, Достоевский, Пушкин...

- Надо благодарить судьбу. Мне везло.

- Как, общаясь с гениями...

- ...не встать перед ними на колени? Да, нельзя стоять на коленях и репетировать Шекспира - тут вы правы.

- Значит, вы себя чувствовали на равных с ними?

- Я не об этом думаю.

- У вас все стены испещрены записями людей самых выдающихся, дружили с вами, прошли через ваш театр... Шостакович, Шнитке, Солженицын, Капица, Вознесенский, Евтушенко, Эйдельман, Карякин... После такого уровня, должно быть, трудно с другими людьми, обыкновенными... Вы к ним снисходительны?..

- Вот уж тут воспитание. Унижать человека никому не положено. А если ты нарушил какой-то этикет, извинись. Это у нас государство не извиняется за безобразия. А люди должны извиняться.

- Вам неинтересны другого класса люди? Или интересны?

- Мы все переворачиваем. Например, что Арина Родионовна научила Пушкина языку русскому. Это смешно, конечно.

- Но что-то он от няни черпал.

- Ну да, сказки няня рассказывала.

- Сказки... и что-то человеческое, теплое...

- Нет, извините, это дамский разговор. Александр Сергеевич, который писал «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать», который имел двенадцать дуэлей, который защищал свою честь, маленький, да удаленький, - Господь с вами, да он был сильный!

- Хотите сказать, что я сахарный образ рисую?

- Конечно! Он был человек сложный. Заносчивый. Задиристый. Ну и получил.

- Но прожил жизнь ярко. Очень.

- Сверхъярко. И не стеснялся, и список имел донжуанский. Я надеюсь, он не бравировал тем, что у него полно любовниц. Хотя в записях был свободен: вот, дал себе слово прежде записать сцену Марины Мнишек и Самозванца, а попал к Анне Керн в постель, и сцена не написалась, написалась хуже. Это Набоков в своих книгах исследовал. А я, когда «Онегина» листал, я поглощал все варианты, у Пушкина больше вариантов, чем чистого «Онегина», он ведь и не дописал его...

За деньги не купишь

- Как вы выбираете их для репертуара - Пушкина и других великих?

- Каждый раз по-разному. Я занимался, например, шекспировскими хрониками. А когда мне не разрешили их ставить, начальство сказало: нам надоели ваши композиции, ставьте простую пьесу...

- В ваших композициях они опасались параллелей с нашим временем...

- ...я сказал: хорошо. И прямо там, в кабинете у начальника, написал: прошу разрешить поставить простую пьесу «Гамлет»... Потом они стали настаивать, чтобы Высоцкий не играл, - какой он принц!.. Я говорю: вам он не подходит, а мне подходит, это вы в Африке дружите с принцами, то с людоедом, то еще с кем-то, а мне подходит и этот. Они чего-то поорали-поорали, ну вроде смирились. Думают: потом закроем. Начали придираться: зачем эти стихи Пастернака?

- «Гул затих, я вышел на подмостки»...

- Да. Я говорю: это Пастернак и перевод «Гамлета» - Пастернака. Это я у них отвоевал.

- Я не про них, а про вас - как вы образовались? Как погрузились в эту классику, мировую, отечественную, современную, в живопись, музыку?..

- Мне не нравилась советская драматургия, я начал заниматься прозаиками, с которыми подружился...

- Трифонов, Абрамов, Можаев, Быков...

- Хорошие люди, умеющие писать. Я стал их просить сотрудничать с театром. Федор Абрамов Можаеву говорит: ты что, с ума сошел, ему давать «Живой», он же Либерман, еврей, это же еврейский театр, куда ты даешь?

- Почему Либерман?

- Любимов - Либерман. Я скрываю просто.

- Он разве был антисемит?

- Да не был он антисемитом, но считал, что они, русские, коренные прозаики, а мы тут...

- А потом сам пришел.

- Потом сам пришел. И когда я ставил его «Деревянные кони», он говорит: а откуда вы деревню-то понимаете? Я говорю: да у меня же дед по отцу - крепостной мужик. «А-а, и вы бывали у деда?» Я говорю: конечно, бывал, папа привозил нас к нему.

- Но вы могли и своим воображением, талантом дойти до того, что в «Деревянных конях» так пронзительно получилось. Говорят, вы как-то обронили, что вам хотелось бы узнать, откуда берется талант. Узнали?

- Узнал.

- Откуда?

- А все тот же Александр Сергеевич: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Это оттуда. (Показывает наверх). Это, простите, как у женщины, есть в ней шарм или нет. Шарм не купишь, он дается. И талант дается, а не продается. Вот откуда у Владимира Семеновича такой талант? Его господа поэты некоторые не признавали.

Тайна фирмы

- Юрий Петрович, а что у вас Путин на стене написал?

- Читайте. Вот как раз под Лоуренсом Оливье и под Пушкиным.

- «Ни времени, ни пространства, один восторг - это Таганка». Это стих?

- Белый стих. Без всякой подготовки.

- Экспромт?

- Экспромт.

- А когда он у вас был?

- Давно, лет пять, этой надписи лет пять.

- Понравился он вам?

- Ну, вы знаете, я своего президента не обсуждаю. Ни в какой прессе. Это наши отношения, и они никого не касаются.

- Поняла. А скажите, что вас сегодня радует и огорчает - просто в жизни?

- Главная моя забота - это моя семья. В свое время ряд артистов, дам в том числе, говорили: ну как это можно, ну, подумаешь, сын, а театр? Я говорю: вы что, совсем рехнулись, театр есть театр, а это живое существо, конечно, я предпочту с ним быть, а не с вами. Артисты доходят до такого эгоизма, что им кажется: все ерунда, кроме них.

- А разве в вашей жизни никогда не было, что самое главное - театр, а остальное...

- Когда я создавал театр - да. А сейчас я насытился, иногда думаю, глаза бы не смотрели...

- Я говорила с вашим Петей. Очень похож на вас. И голос ваш. Сын, жена Катя - тут все ясно. А что огорчает?

- Я не могу примириться с безалаберностью нашей, с тем, что люди не держат слова. У нас нельзя ни о чем договориться толком: этот забудет, этот словчит. Работать у нас очень сложно. Очень.

- И вернемся к первому вопросу: для чего в России надо жить долго?

- А, вы вон какую загогулину загнули, как говорил покойный президент Ельцин... Это каждый пусть выбирает сам.

- А вы?

- А я - тайна фирмы. Не скажу.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Юрий Петрович ЛЮБИМОВ. Основатель и художественный руководитель Московского театра на Таганке. Родился 30 сентября 1917 года в Ярославле.

Окончил театральное училище при Театре имени Вахтангова как актер. Играл в театре, кино («Робинзон Крузо», «Кубанские казаки», «Человек с планеты Земля»), но в 1964 году оставил актерскую карьеру и создал театр, ставший символом «шестидесятничества» и свободомыслия - Театр на Таганке.

В 1984 году Юрия Любимова лишили советского гражданства - за слишком смелые интервью западной прессе. Он вынужден был эмигрировать в Израиль, где продолжал ставить спектакли. Вернулся в Москву в 1989 году и по сей день продолжает руководить Театром на Таганке.

Был женат на актрисе Людмиле Целиковской. Но в 60 лет разошелся с ней и женился на 29-летней переводчице Каталине Кунц. Она родила ему сына Петра.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Путин наградил режиссера орденом

Теперь художественный руководитель Московского театра на Таганке Юрий Любимов кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В Указе, подписанном Президентом России, говорится, что награда вручена «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность».

Слушать аудиоинтервью с Юрием Любимовым.

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
20

Читайте также

Результаты поиска