Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество11 ноября 2007 22:00

Ректор Института антропологии и этнографии РАН Валерий ТИШКОВ: Диаспоры должны сохранять культуру, а не захватывать власть

«КП» пригласила на откровенный разговор с читателями ведущего эксперта по межэтническим проблемам, главу Комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Валерия Тишкова
У русских, как и у других народов России, тоже проснулось национальное самосознание. И порой оно приобретает крайние формы.

У русских, как и у других народов России, тоже проснулось национальное самосознание. И порой оно приобретает крайние формы.

- Игорь, Волгоград. Скажите, как нам быть с местечковыми национализмами? Вот «Комсомолка» и «Известия» писали про национализм якутский. Как его изживать? Он же мешает России быть единой!

- Это не местечковый национализм, а классический этнический национализм меньшинств. Этот национализм не менее опасен, чем шовинистический национализм большинства, доминирующего этноса. Национализм меньшинств имеет крайнюю форму - сепаратизм, мы это пережили в Чечне.

Доступ к ресурсам, управленческие должности - если их контролирует одна нация, это абсолютное нарушение Конституции, полное безобразие.

Несомненно, в Якутии в первую очередь поддерживается якутский язык и культура. Хотя эти меры по сохранению культурного наследия якутского народа не должны доминировать, а должны только поддерживать базовое равенство российских народов. Этот перекос надо срочно исправлять и в некоторых других республиках. Например, в Татарстане в вузах почти полное засилье лиц титульной национальности. Русскому дальше доцента не пробиться, стать заведующим кафедрой или ректором почти невозможно. Поэтому преподаватели уезжают. На эту проблему надо указывать, освещать, изживать, иначе Россия превратится в замкнутые моноэтнические анклавы.

- Андрей Георгиев, Петербург. Вам не кажется, что в последнее время национальные диаспоры стали инструментом защиты этнической преступности? Например, после событий в Кондопоге они решали: выдавать убийц или не выдавать? У нас вроде бы закон един для всех.

- Я один из первых возмутился этим. Что значит - «выдавать - не выдавать»? Они не имели права даже скрывать подозреваемых, потому что это уголовное преступление. У диаспор не должно быть претензий на некие формы власти. Люди должны объединяться в диаспоры, чтобы сохранить свою культуру, получить какую-то информацию из тех мест, которые они покинули. Я не знаю других объяснений, зачем еще эти диаспоры нужны. Но у нас произошла какая-то диаспоризация всей страны. Армяне, которые родились и прожили в Москве несколько поколений, вдруг превратились в диаспору. То же самое и с татарами. Я считаю, что в рамках одной страны - России - не должно быть никаких диаспор. Окончил институт, нашел работу во Владикавказе - поселился, живешь, работаешь. И наоборот. Ты на своей земле, в своей стране, и диаспоры не нужны. А то получается, что Москва и Подмосковье - ничье, а Чувашия или Якутия - только мое.

- Но главы диаспор считают совсем по-другому...

- Меня всегда удивляли амбиции их лидеров, которые брали на себя полномочия «главного татарина Земли» или «главного армянина планеты». Диаспора не может говорить от имени всего народа. Я внес поправки к Закону о национально-культурных автономиях. В них говорится, что одна из самых важных задач диаспоры - помогать ее членам адаптироваться и интегрироваться в среду доминирующего этноса.

- Надежда, Усть-Лабинск, Краснодарский край. Добрый день! У нас в 36-й школе ребенок кавказской национальности загнал детей в туалет и предложил им всем заняться французской любовью. Дети доложили учителю. Учитель вызвал отца этого кавказца и родителей остальных детей. У одного из детей пришел дедушка-ветеран. Папа насильника сказал: «Вам за большую честь, что мы вас трахали и трахать будем!» Дедушка не вытерпел, достал отвертку из кармана и вонзил ему в сердце. Я живу около парка и наблюдаю каждый вечер. Армяне одну сторону парка держат, курды держат другую. А куда нашим русским детям податься? Я своих детей всех отправила учиться в Россию.

- Давайте исходить из того, что Краснодар - это Россия. Я не знаю, куда вы отправили своих детей. В Москву?

- Нет, в Саранск.

- Краснодарский край - это что ни на есть Россия. Так себя надо вести и так себя надо ставить общественности, которая там есть, и властям тоже. И тем, кто пытается навязать какую-то другую точку зрения, надо давать отпор. И последнее: по поводу случая в школе. Что бы ни было сказано, мы не можем у себя в стране решать споры, вонзая в сердце отвертку. Тогда у нас будет полный беспредел.

- Николай, Самара. Представьте себе, я, гражданин России, приехал в Тбилиси и открыл там магазины, занял места на рынках. Или в Ереван, или в Ашхабад. Не думаю, что мне удастся развернуться, это же не Россия! Почему такая несправедливость?

- Действительно, это очень больной вопрос. Я считаю, что при выделении помещений под рестораны, магазины предпочтение нужно отдавать не приезжим, а местным жителям. К сожалению, уже многие решения приняты, сегодня отыграть назад трудно. Вы правы, что если мы приедем в Тбилиси, нам будет ресторан или магазин открыть гораздо сложнее, чем грузину в Москве. Но и у нас в Москве, в России очень много армян, грузин, которые родились здесь и живут поколениями. Не надо все сваливать в кучу.

А если речь идет о приезжих, об иностранцах, то тут, безусловно, предпочтение должно быть отдано россиянам и местным, коренным жителям, которые знают запросы и проблемы граждан и ведут себя соответствующе. Спасибо вам за вопрос.

- Владимир Иванович Попов, Ставропольский край, поселок Горячеводск. Из Чечни нас бежало 400 тысяч русских, в том числе и я. Бежали люди и из других республик. Побросали там дома и квартиры. Государство не оказало нам никакой помощи. Выбирались и устраивались как могли.

- Надо сейчас исправлять это дело. И федеральному правительству, и правительству Чечни. И создать все условия и возможности, предоставить какие-то безусловные привилегии тем, кто готов вернуться или же поехать, как в старые времена по распределению молодые специалисты.

- Туда уже никто не поедет.

- Я в это не очень верю. Невозможно существование этих моноэтнических образований в России.

- Они уже существуют. В Чечне 100 человек русских, остальные чеченцы.

- Я считаю, что можно и нужно эту ситуацию исправить. Не может такого быть в России, чтобы какие-то регионы были неблагоприятными для проживания людей самой основной национальности - русского народа. Это прежде всего касается республик Северного Кавказа, не только Чечни, но и других республик.

- Второй вопрос. Опять же по Чечне. Те беженцы, которые бежали, побросали свои квартиры, работу. За потерянную квартиру чеченцам платят компенсации по 300 тысяч рублей, а русским - по 120 тысяч максимально. Это же экономический геноцид.

- Считаю, что нужно платить столько же, сколько платится чеченцам.

- Татьяна, Москва. Мой вопрос касается отдаленных регионов страны. Сибирь и Дальний Восток населяли тунгусы, эвенки. Их имена были на карте. Из-за объединения регионов есть теперь огромный Красноярский край и нет Эвенкии. Не пора ли остановить объединение регионов?

- Я в свое время говорил, что можно было бы уменьшить число субъектов Федерации, и называл, например, Еврейскую автономную область, которая создана скорее под идею, которая не реализовалась. И в отношении округов. Я считаю, что они должны быть возвращены в состав тех краев и областей, где они были. Но упразднять их? Они что, разве упразднены?

- Конечно. Их нет на карте. Есть Красноярский край как субъект Федерации, а Эвенкии больше нет.

- И Чукотский округ был когда-то в составе Магаданской области.

- Ну и что?

- Он не преуспевал не оттого, что не был отдельно, просто там в то время не было Абрамовича. Я с вами согласен, это исчезновение с карты названий, связанных с тем или иным народом. Если с территории нашей страны исчезает Эвенкия или Чукотка, то народ, который продолжает считать себя эвенками или чукчами, конечно, в этом отношении несет потери. Да и все мы несем потери. Поэтому надо как-то продумать, чтобы административный раж по укрупнению или ликвидации не привел к культурно-географическому монообразию нашей страны. Иначе у нас будет, как в Штатах, - от одного до пятидесяти.

- Вас беспокоит Мадлеев Александр Аполлонович, бывший завотделом национальных отношений Иркутской обладминистрации. Как вы думаете, кому выгодно нагнетание обстановки? Почему не ведется целенаправленная работа с межнациональными отношениями?

- Я сам порой задаю себе этот вопрос. Как маятник какой-то раскачивается: то в одну сторону, то в другую. И то, что сейчас идет дополнительная активизация национального, религиозного фактора, это бесспорно. И далеко не в лучшую сторону. Отчасти это вызвано, наверное, избирательным циклом. Во всех странах во время выборных кампаний политики спекулируют на языковом, на этническом вопросе. На прошлых выборах снимались кандидаты, использующие для агитации межнациональные отношения. Я думаю, и сейчас это будет. До крайних безобразий дело не дойдет. Отчасти есть и реакция. Реакция накопилась у людей по поводу тех нерешенных проблем, бед и обид, которые были в предыдущие годы. Многие русские уехали из северокавказских республик. Я уж не говорю о старых обидах, связанных с распадом СССР. Дополнительная конкуренция сейчас возникла в сфере труда. Люди огляделись и смотрят, а почему у него есть, а у меня нет лесопилки, хотя я в Карелии живу и родился, а он приехал 2 - 3 года назад из Азербайджана или Чечни и уже владеет рестораном и лесопилкой. Эти вещи - тоже фактор важный. Когда распределение ресурсов, собственности происходит неравномерно по этническим границам.

СЛОВО ДИАСПОРАМ

Надо еще посмотреть, кто кого притесняет

Представителей национальных диаспор мы попросили ответить на следующие вопросы:

1. Ощущаете ли вы на себе дискриминацию по национальному признаку?

2. Имеет ли место притеснение русских в ваших республиках?

3. Не спровоцирует ли консолидация национальных общин дополнительного обострения межэтнических противоречий?

Тимур СУЛЕЙМАНОВ, редактор всемирного татарского сервера tatarlar.ru, пресс-секретарь Татарского культурного центра в Москве:

Мы же не ваххабиты какие-то

1. Да, сегодня мы ощущаем на себе дискриминацию. Очень часто этническим мусульманам в Москве отказывают в работе, а при сокращениях увольняют в первую очередь. От этого страдают и те, кто уже давно живет в Москве и является профессионалом в своей области.

2. То, что русские доценты и профессора якобы вынуждены бежать из Татарстана в Москву, - неправда. Люди просто едут туда, где уровень жизни выше: и это не только русские, но и татары, а также представители других национальностей.

3. Не нужно воспринимать консолидацию национальных диаспор в России лишь негативно. И уж, конечно, нельзя равнять их с радикальными сектами, проповедующими ваххабизм. Как правило, во главе таких «обществ» стоят выходцы из кавказских и среднеазиатских республик, а то и из дальнего зарубежья.

Тамара БЕДОЕВА, директор Культурного центра московской осетинской общины:

От чинуш страдают все национальности

1. К сожалению, все без разбора кавказские народы стали в нашей стране каким-то пугалом. Не могу сказать, что осетины в Москве испытывают серьезную дискриминацию. Конечно, наша доблестная милиция, задерживая молодых ребят-осетин, не всегда обходится с ними корректно. Лет 5 - 6 назад был даже случай, что за дискриминацию был уволен милиционер. Но тогда при московской мэрии эффективно действовала «горячая линия». Сейчас же они перестали оказывать нам правовую поддержку.

2. Если говорить о русских в Осетии, то, во-первых, мало кто из них стремится уехать. У меня в Осетии осталась квартира в пятиэтажке, и я часто бываю там. Русских в доме где-то 60 процентов. Никогда не слышала от них жалоб по поводу притеснений. А от нерадивых и бессовестных чиновников страдают одинаково и русские, и осетины. Безусловно, в других северокавказских республиках русским живется менее комфортно.

3. Расширение национальных общин - явление закономерное, и никому ничем оно не угрожает. Не надо забывать, что русская культура всегда вбирала в себя все лучшее из национальных культур других народов России.

Владимир ЗИБРОВ.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Разговор на «неудобную» тему

Оказывается, одна из самых острых проблем Российской Федерации - постепенное превращение некоторых национальных республик в моноэтнические субъекты, где власть принадлежит не всему российскому народу, а конкретным этническим группам, не всегда самым многочисленным. «Комсомолка» писала о проблеме «титульных наций» и «понаехавших» в Якутию, Башкирию, Татарстан и на Северный Кавказ.

С приятным удивлением мы узнали, что это заботит не только журналистов и местных жителей, но и специалистов. Правда, конкретных рецептов, как сохранить «базовое равенство российских народов», Валерий Тишков не дал. Хотя есть конкретные примеры, они известны и просты - переаттестация региональных руководителей и увольнение некомпетентных кадров вне зависимости от их национальности. Несколько лет назад подобная чистка была проведена в аппарате МВД Якутии, в итоге национальный состав кадров там стал соответствовать национальному составу республики. То есть теперь половина милиционеров якуты, половина - русские. Второе открытие, сделанное на «Прямой линии»: оказывается, народ, который представляет Общественная палата, тоже заботит «диаспоризация всей страны», когда общественные объединения, созданные по этническому принципу, начинают брать на себя функции государства и правоохранительных органов. В общем, «болевые точки» в межнациональных отношениях обозначены, рецепты известны, «КП» будет следить за ходом лечения нашего общества.

Александр ПОНОМАРЕВ

ВОПРОС ДНЯ

«Тем, кто проповедует идеи национализма, ксенофобии и религиозной нетерпимости, должен быть поставлен жесткий заслон», - сказал Владимир Путин 10 ноября на торжественном вечере, посвященном Дню милиции. В связи с этим вопрос:

А как еще бороться с ксенофобией?

Рамзан КАДЫРОВ, президент Чеченской Республики:

- А никак не надо бороться - это же, слава богу, пока еще не война. Надо так, как у нас теперь в республике: построил в поселке мечеть - недалеко строй церковь и часовню. И я отмечаю не только мусульманские праздники, а и на православные тоже хожу...

Вадим ЛОБАНОВ, заслуженный артист России, Санкт-Петербург:

- Надо с раннего детства прививать подрастающему поколению терпимость к людям, благочестивость. Это должны делать родители и учителя в школе. Через добрые книги, замечательные отечественные фильмы, спектакли.

Бари АЛИБАСОВ, шоумен:

- Не обращать никакого внимания на всякие обидные слова типа «лицо нерусской национальности». Этому меня научил великий Махмуд Эсамбаев. И еще он считал: когда кто-то так говорит, он унижает прежде всего самого себя.

Андрей КИВИНОВ, писатель, сценарист:

- Нужно активно заниматься социальной и художественной пропагандой национальной терпимости. Кстати, во всем мире так и действуют.

Алмаз ГИСМЕЕВ, чемпион мира по кикбоксингу, Мурманск:

- Прежде всего молодежь нужно воспитывать, чтобы она не поддавалась националистическому гипнозу, заменить чем-то позитивным исчезнувшие пионерию и комсомол, пока эту нишу не занял кто-то другой.

Елена САМОЙЛОВА, преподаватель иностранных языков, Нижний Новгород:

- Надо в качестве наказания насильно отправлять националистов и ксенофобов в те страны, против представителей которых они выступали. Может, потом поумнеют?

Меер КИРШ, главный раввин Челябинской области:

- Я хотел бы ввести в местных школах минуту тишины. Чтобы ученики смогли подумать о Боге. Ведь мысли о нем обязательно сблизят детей разных вероисповеданий.

Сергей, читатель сайта KP.RU, Москва:

- Ужесточить наказания за разжигание межнациональной вражды.