Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество21 ноября 2007 12:37

Села Муслюмово не останется на географической карте

Политическую карту Муслюмова еще долго будут разыгрывать
Источник:kp.ru
Благодаря программе переселения муслюмовцы покидают старые дома.

Благодаря программе переселения муслюмовцы покидают старые дома.

Год назад Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) и правительство Челябинской области наконец создали жителям села Муслюмово условия для переселения с экологически неблагополучной территории. Теперь уже можно с уверенностью сказать: с проблемой, никак не решавшейся полвека, скоро будет покончено раз и навсегда. Прекратятся ли после сноса муслюмовских домов спекуляции на тему «уральского Чернобыля» - это попытался выяснить наш корреспондент, выезжавший на место.

Опасное соседство

В разряде «неблагополучных» сел Муслюмово, расположенное на берегу печально известной реки Теча, оказалось больше полувека назад. Сразу после окончания Великой Отечественной, на Урале стали разворачиваться производства по созданию ядерного оборонного комплекса страны. Работы велись в атмосфере строжайшей секретности и по принципу «мы за ценой не постоим». Вот что говорят ветераны «Маяка», «это сегодня мы думаем об экологии, а тогда мы четко знали: не успеем выполнить задачу, нас будут бомбить первыми, мы в точке прицеливания. То есть вопрос стоял так - либо мы обеспечиваем безопасность страны, либо все погибаем, и страна погибает.

В 1949 году, когда заработал комбинат «Маяк» - первенец советской атомной промышленности, - жидкие низкоактивные отходы попадали в Течу. Впоследствии в окрестностях «Маяка» был построен каскад технических озер, отделенных от открытой гидросистемы плотинами. В этих озерах и накапливали отходы производства комбината на протяжении пяти десятилетий.

Не пей водицы

За полвека в округе «Маяка» накоплено немало проблем. Некоторые из них решаются в антикризисном режиме. Например, плотину, отделяющую каскад промышленных озер от р. Течи укрепили до первой категории надежности (так же, как Бурейскую ГЭС) только в этом году. А очистные сооружения и общесплавная канализация только строятся.

Но сама Теча спустя десятилетия все еще остается небезопасной - радиоактивные стронций и цезий, попавшие в воду 40 - 50 лет назад, осели на илистом дне. Села в 100-километровой зоне вниз по реке давно расселены. Муслюмово находится вне этой нежилой зоны. Дело в том, что, собственно, радиационный фон в самом селе полностью соответствует действующим нормам. И по закону никакому отселению село, к сожалению, не подлежит.

- Дозиметры показывают там 8 - 15 микрорентген в час, возьмите любой завод в любом крупном городе - там порядка 40 микрорентген, - рассказывает доктор технических наук сотрудник экологического центра Российской академии естественных наук, Владимир Кузнецов. - Проблема только в расположенной рядом реке Тече. Если бы местные жители придерживались правил и не использовали загрязненную реку для водопоя скота, не купались там, то они никогда не смогли бы набрать ту дозу радиации, которая установлена для населения российскими санитарными нормами, самыми жесткими в мире. Кстати, предел этой нормы, установленный для работников атомных предприятий, в 20 раз выше (100 мЗвт за 5 лет).

Но за 50 лет столбики с надписями «Стой! Опасно для жизни!», вкопанные на подходах к реке, стали обыденным антуражем. Так что, когда здесь пасутся коровы или гуси, это не ЧП, а привычный сельский пейзаж.

Многие жители не отказывают себе в маленьких удовольствиях: и рыбки поудить, и искупаться. А то и по просьбе заезжих телеоператоров отхлебнуть теченской водицы чтобы сюжет получился позабористее. Но это лишь напускная бравада.

Когда в Муслюмове началась подготовка к переселению, власти несколько раз проводили сходы жителей. Все они начинались одинаково: специалисты нескольких независимых лабораторий измеряли радиационный фон в разных точках - в пойме реки, на соседней с нею улице, в центре села. Результаты всегда одни и те же: в пойме реки дозиметры показывают повышенный фон, а уже в нескольких сотнях метров от нее - норму.

Впрочем, и реакция местных жителей разнообразием тоже не отличалась. Объявленные результаты дозиметрических исследований они встречают дружным гулом: не может быть! Трудно в одночасье избавиться от недоверия, копившегося десятилетиями. Масла в огонь подливают и радикально настроенные общественные организации: мол, чиновникам невыгодно расселять людей, Муслюмово превратилось в бюджетную «кормушку», а сами сельчане якобы служат кем-то вроде подопытных кроликов по испытанию воздействия слабых доз радиации на человека. Советник руководителя Росатома Игорь Конышев пояснил, что санитарные нормы для работников предприятий Росатома - 20 миллизивертов в год, то есть в 20 раз выше чем для любого рядового муслюмовца. Соответственно, если бы кому-то нужно было исследовать влияние радиации на человека, то это можно было бы сделать по медицинским картам самих атомщиков, поскольку все они диспансеризированы, изучай - не хочу.

Мнение односельчан относительно собственного будущего не было единым: кто-то хотел уехать подальше, а кто-то - остаться в родных местах.

Чтобы успокоить и самих муслюмовцев, и правозащитные организации, положить конец обидам и невероятным слухам, осенью прошлого года Росатом и правительство Челябинской области подписали межведомственное соглашение о расселении Муслюмова. И уже в конце ноября 2006 года в присутствии главы Росатома Сергея Кириенко, полпреда президента Петра Латышева и начальника Главного контрольного управления Кремля Александра Беглова были подписаны первые договоры на миллион рублей семьям, согласившимся на переезд.

Село миллионеров

На расселение Муслюмова Рос-атом выделил из дополнительных доходов отрасли 600 миллионов рублей, еще 600 миллионов - софинансирование правительства Челябинской области. Сельсовет составил список домовладений. Насчитали жилых - семьсот сорок одно. Юристам пришлось долго ломать голову, чтобы встроить этот проект в правовое поле: ведь по закону Муслюмово нужно было оставить как есть. В итоге решили выкупать у Муслюмовцев их домовладения за миллион рублей каждое. Жители продают права собственности на свои дома и участок за миллион. И на эти деньги покупают где угодно - подальше от Муслюмова.

Одной из первых в конце ноября прошлого года договор на продажу дома за миллион рублей из рук главы Росатома Сергея Кириенко получила Гульфира Сысоева.

- Теперь мы миллионеры! - заявила она со сцены переполненного клуба односельчанам. - Поздравьте нас, бабы, - мы уезжаем!

И радоваться было чему. В неказистом, почерневшем от дождей домишке Гульфира жила вместе с 82-летней матерью, братом и дочерью. А на полученные деньги Сысоева присмотрела дом в деревне Потанино, что всего в 20 минутах езды от Челябинска. На новый дом у Г. Сысоевой ушло 950 тыс. рублей, еще 50 осталось на переезд.

Но парадокс в том, что много таких (более двухсот), кто не хочет покидать родные места. А куда им переезжать? В окрестных селах столько свободных домов нет. Поэтому Челябинское правительство предложило построить коттеджный поселок на станции с одноименным названием, в четырех километрах от «спорной территории». Станция в отличие от села не соседствует с Течей, и переселенцы могут вложить миллион в свой новый коттедж в новом квартале на станции Муслюмово.

Фатима Валеева поделила свой миллион между собой и двумя сыновьями. Сама Фатима и ее старший сын строят себе по дому недалеко от мечети, а младший решил внести свою долю - 330 тысяч рублей - за ипотеку в городе. На станцию Муслюмово решил переехать и сельский мулла. И теперь вместе с другими сельчанами лично следит за ходом строительства.

Цены не ждут

После того как были заключены первые договоры и выплачены первые миллионы, в «переселенческом» информационном центре, специально открытом в Муслюмове, выстроились очереди из желающих заключить договоры.

Конечно же, решение покинуть насиженные места давалось муслюмовцам нелегко, недаром в народе говорят: переезд хуже пожара.

От свалившихся словно снег на голову миллионов село потеряло покой. Пока одни по-доброму завидовали соседям, купившим на выделенные деньги добротный дом, другие требовали вывесить списки миллионеров. В то время как коренные муслюмовцы думали, брать миллион или соглашаться на переезд в новый поселок, в село потянулись те, кто давно отсюда уехал: миллион и им не помешает. Однако власти заявили предельно четко: программа переселения проводится не для того, чтобы кто-то мог поправить свое материальное положение, главная задача - дать людям возможность переселиться с неблагополучной территории.

Были и такие семьи, которые купили дома у коренных селян, получивших жилье по прежним программам переселения: просто отдавали деньги и получали расписку. Теперь же бывшие хозяева от всего открестились, миллион им нужен самим, так что отношения приходится выяснять в суде.

А общественные организации теперь уже выразили сомнение относительно безопасности станции, выбранной для строительства, которую тут же назвали Новомуслюмовом. Хотя силой жить на станцию и так никого не загоняют - хозяева проданных домовладений сами выбирают, где дальше жить. Чтобы пресечь всякого рода спекуляции: якобы людей лишь передвигают по сомнительной в экологическом плане территории, в марте 2007 года была проведена серия исследований района строительства. Специалисты лаборатории радиационного контроля московского Центра радиационной безопасности топливно-энергетического комплекса при участии эксперта-аудитора Ростехрегулирования провели проверку радиационного фона на территории нового поселка. Согласно выводам комиссии, радиационный фон находится в норме и не превышает многолетние среднегодовые значения по Челябинской области.

Первые переселенцы отмечают год новоселья

На сегодня более 500 семей определились со своим выбором и оформили заявления на получение миллиона рублей. Более 330 домовладельцев получили компенсацию и приобретают жилье в Челябинской области и других регионах России. Кстати, 128 семей купили квартиры в самом Челябинске. А около 200 семей, получив свой миллион, намерены вложить его в строительство дома в новом поселке.

В старом Муслюмове уже сносят дома, покинутые жителями. А в Новомуслюмове стройка кипит вовсю. Сегодня там работает больше десятка строительных организаций Челябинской области. В поселке будут все блага цивилизации - газ, вода, свет, телефон. Дома возводят типовые - деревянные, площадью 70 - 80 кв. метров. Типовой проект нового квартала предусматривает строительство школы, детского сада, административного центра с почтой и магазином, будет даже плавательный бассейн. Строительство всего комплекса челябинские строители обещают закончить к 2009 году.

Сейчас сотрудники Информационного центра, помогающие муслюмовцам оформлять документы, говорят, что главная проблема в том, что еще порядка 200 семей медлят с принятием решения. А между тем «муслюмовские миллионы» заметно оживили рынок недвижимости Челябинской области, да и в других регионах цены растут.

Возможно, люди не торопятся, ожидая, что будут выделены еще какие-то дополнительные деньги. Однако руководитель Росатома Сергей Кириенко в начале ноября честно заявил, что миллион - это окончательная сумма, и призвал оставшихся жителей многострадального села поскорее определяться с выбором:

- Быстрее принимайте решение, потому что в 2006 году миллиона рублей было более чем достаточно. В этом году, как мы видим, миллиона вполне хватает, а в 2009-м может уже и не хватить, поскольку цены на жилье растут.

Снос всех проданных домов в Муслюмове планируется закончить в 2009 году. Пойму Течи рекультивируют, а на месте домов, выкупленных у местного населения властями, будет выращен лес. Село Муслюмово перестанет существовать и останется только на старых картах. Хотя не исключено, что кто-то по своей воле так и останется жить на том же месте - имеют право.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Равиль Исмагилов с женой купили себе дом в Учалинском районе Башкортостана за 820 тысяч рублей. «Поближе к родственникам переехали. Дом кирпичный, четыре комнаты, вода и газ есть, земля. Да и денег еще с миллиона осталось - и хозяйством обзавестись, и на жизнь хватает!»

Муслима Хайруллина переехала в двухкомнатную квартиру на станции Муслюмово. «Там все родные живут, и я к ним поближе. В квартире отопление - печь топить не нужно. А денег осталось еще 300 тысяч - как раз на старость хватит!»

Сафаргалею Багаутдинову повезло - нашел хороший дом в соседнем районном центре Кунашак всего за 300 тысяч рублей и недавно в него переехал. «Давно этот дом присмотрел. С хозяином договаривался. Некоторые односельчане не разобрались поначалу, что миллион - это много и на него в селе можно и два дома купить, а им продавцы цену-то и задрали. А я поторговался - и купил выгодно. Очень доволен!»

Эльвира Мажитова - студентка, учится в Челябинске. «Мы с мужем так счастливы! Поженились недавно, квартиру в Челябинске снимали, а тут такая возможность появилась! Я свой дом в Муслюмове продала, и мы купили квартиру в Челябинске. Гостей позвали, праздник устроили, песни пели! Муж говорит, что теперь можно и детей заводить.