- А девчонки пока пусть учатся гвозди забивать...
- Наших сыновей в гимназии заставляют вышивать и вязать крючком! Говорят, что умение гвозди забивать уже не нужно, - позвонили в редакцию «Комсомолки» родители семиклассника из города Усолье-Сибирское Иркутской области. - Учителя так искореняют неравенство между мужчинами и женщинами.
- У большинства наших детей полные семьи! Пусть папы и учат гвозди забивать! - жестко парировала наши охи директор 9-й гимназии Усолья-Сибирского Ольга Шаманская, когда мы ей позвонили, чтобы уточнить ситуацию. - Второй год не можем убедить пап и мам, что мальчики и девочки на трудах могут заниматься вместе! А вообще-то это не наша идея. Есть рекомендации ученых из Иркутска.
Чтобы посмотреть на школу, где стирается грань между мужским и женским трудом, я тут же отправилась в гости в гимназию.
Долой «домострой»!
Пятиклашки на трудах разделены на две группы. Первая сегодня проходит бутерброды. Вторая - тамбурный шов. Ну с канапе все понятно. Дело нужное. Но тамбурный шов-то мальчишкам зачем?
- У нас еще в букваре дети читают - «Мама мыла раму. Папа читал газету». Это дискриминация! Пусть все делают вместе. Сейчас много семей, где основной добытчик - именно мама. А папа готовит еду, - объясняет отсталость моих жизненных установок учительница Светлана Шипкова. - Не существует женских и мужских профессий и занятий!
Через пять минут я уже листала пособие по «Альтернативной технологии». Его разослали по всем школам Иркутской области авторы из Центра независимых социальных исследований и образования. Они же провели бесплатные семинары по правильному воспитанию детей. Работу центру оплатил некий Канадский гендерный фонд.
Еще через пять минут я поняла - спорить с учительницей без толку! Педагоги - люди внушаемые. Учебникам верят. Шпарят как по писаному, будто им новое «Отче наш» в руки дали! Кстати, пример про «маму с рамой» в пособии тоже есть. И это бы еще ничего. Но как отнестись к тому, что в книжку по труду попали утверждения в стиле: «мужчина - защитник Родины» - это стереотип»? Мол, в школах учить этому не должны, потому как вдруг попадут на пацифиста.
- «Мальчик должен драться, а девочка готовить» - это заблуждение», - цитирует книжку дальше Светлана Шипкова. - Агрессия - это плохо.
Здрасьте! Значит, растить маменькиных сынков, не способных за себя постоять? И при чем тут уроки труда? Во мне проснулась ценительница устоев. Пусть я ретроград, но мне в мужчине нравится МУЖЧИНА - рукастый, решительный, а не некий объект для продолжения рода.
«Рука - внешний мозг...»
Пока мы беседовали с учителями, мальчишки пыхтели с иголкой над кусочком ткани. Ругались шепотом. Первым закончил Владик Степанов. Тамбурный шов у него получился не очень. Зато Владик умеет гвозди забивать. Папа научил. Ну слава богу! Повезло пацану. Другим - не очень.
- А вот Саша Пархоменко, он сейчас в 7-м «Б», вышивки отличные делает, - гордится Светлана Шипкова. - А в прошлом году на трудах такой салат приготовил! Причем я просила всех принести по одной картофелине, по одному огурцу. А он притащил всего по четыре. Настрогал тазик салата. Отец, мол, с работы придет, а я его обедом накормлю.
Я рада за папу Саши Пархоменко. Но... вышивать? В школе меня этому так и не научили. Крючком вязать и шить юбки, признаюсь, не умею. Впрочем, как-то я до сих пор без этого обходилась.Тем более нынче в магазинах - такой выбор, на любой кошелек! А тут уже пацаны - рукодельницы!
- Философ Кант говорил, что рука - это внешний мозг. Уроки рукоделия воздействуют не столько на тело, сколько на дух ребенка, - проповедует учительница.
Я пытаюсь понять, как подействует на душу мальчишки умение шить фартуки и плести из бисера (да-да, и этим занимаются усольские мальчишки до восьмого класса).
- Многие родители протестуют. Да и педагоги тоже, - говорит учительница. - А дети ничего. Терпят.
- У меня тройки по трудам! Я девчоночьи науки терпеть не могу. Да и дразнят пацаны. Я на дзюдо записался! - по-своему бастует шестиклассник Валерка. - Но фамилию не пишите. Узнают!
- Я просился в другую школу, там на трудах скворечники делают, - говорит его одноклассник Дима. - А мама говорит: будешь ходить в эту, она ближе к дому...
Хороших гимназий в городе немного. В соседней точно также вышивать учат. Иркутское облоно благословило проект. Чиновников, видать, тоже вышивать и вязать учили в школе. В 60-х годах. Наверное, тогда дети и учителя лучше понимали друг друга. И уж точно старшеклассник не кидался на педагога с ножом, как случилось весной в одной иркутской школе.
Кто должен гвозди забивать
Я отправилась к авторам руководства в Иркутский центр независимых социологических исследований и образования.
- Кто научит мальчиков забивать гвозди? - с порога задала вопрос одному из авторов книги, сотруднику центра Вадиму Титову.
- А почему он непременно должен уметь забивать гвозди?!
- Должен! - заупрямилась я.
- А почему бы девочке этот гвоздь не забить?
- Ну пусть они оба это умеют, - растерялась я. - Но мальчик - обязательно! Он же мужчина.
- Послушайте, если молодой человек на ваших глазах забьет гвоздь, он разве станет от этого лучше? А если женщина приготовит обед, будут ли ее больше любить? Мы давно ценим другие, личные качества!
- А как насчет крючком вязать и вышивать?
- Если парень хочет быть модельером, нужно дать ему возможность научиться основам.
Но шестиклассники, второй год сидящие за пяльцами, не хотят понимать, что им без этого - никуда. Сбегают с уроков. Кто помладше - ревут.
А альтернативное пособие по труду разлетается по школам области с ужасающей скоростью. Тираж уже несколько раз допечатывали...
А как вы считаете, нужно ли мальчишек в школе учить женским премудростям? Пишите на сайте kp.ru или по e-mail: milkus@kp.ru
Ольга ЛИПЧИНСКАЯ («КП» - Иркутск»)
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
А еще лобзиком могу...
Почему-то мне не хочется, чтобы мои сыновья по учительскому приказу осваивали вязание на спицах, да еще под размышления учительницы про то, что «драться - нехорошо». И если уж доводить равенство полов до конца - тогда стоит девочек учить чинить электропроводку?
Боюсь, последствия очередного почина вообще трудно просчитать. И без того не слишком мужественное юное поколение «унисекс» такими школьными занятиями запросто можно окончательно феминизировать. Появятся мальчишки, «как девчонки». С соответствующим психотипом и стилем поведения. А отсюда недалеко уже и до просто женоподобных мужчин, которых, увы, и сейчас уже предостаточно. И авторам «Альтернативной технологии», похоже, вскорости придется самим страдать: где же вы, настоящие мужчины?
И еще. За последние пятнадцать лет из школ вообще исчезает урок труда, его «мужская часть». Нет оборудования, материалов и грамотных учителей. Во многих школах уроки труда заменили информатикой - достать компьютеры проще, чем токарный станок. Да и преподавателей предостаточно.
В стране возрождаются промышленность, рабочие руки - на вес золота. Где еще готовить мальчишек к мужским, уважаемым профессиям - столяра, монтера, слесаря, - как не в школьных стенах? Ну и кулинарии тоже... Факультативно...
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»
МНЕНИЯ
ЗА
Врач, директор Института возрастной физиологии, академик РАО Марьяна БЕЗРУКИХ:
- В школьном возрасте возможности, способности и таланты мальчиков и девочек ничем не отличаются. Если юношу, к примеру, учат кулинарии или шитью, на его развитии это никак не скажется. Ну не станет он после таких уроков более женственным! На мой взгляд, было бы здорово, если бы домоводству учили и тех, и других.
Валентина:
- После революции мальчиков учили рукоделию, а девочек - умению работать с инструментом. Моя бабушка учила меня работать молотком и отверткой, чинить розетки и электрогирлянды, а дедушка - вязать крючком и вышивать. Тем не менее дедушка был настоящим мужчиной и боевым офицером, а бабушка оставалась женственной во всем. Чтобы вы знали: лучшие портные и повара - мужчины.
ПРОТИВ
Игорь, читатель «КП», Канада:
- В Канаде из мужиков давно сделали непонятно что. В школе запрещают давать сдачи. Надо идти и ябедничать - это поощряется. Детям даже дотрагиваться друг до друга нельзя - «секшуал харассмент» (сексуальное домогательство) называется, вызывают полицию. Недавно 12-летних пацанов арестовали за то, что за девчонок хватались. Мальчишек учат не драться и на девчонок не смотреть. Оттого в Канаде гомосексуализма - завались.
Ирина, Волгоград:
- Мой сын сейчас в девятом классе. Гвозди забивать не умеет. Папе вечно некогда, в школе учили только лобзику. По-моему, совсем неплохо вернуть старые уроки труда, а не придумывать новшества.
А КАК В МОСКВЕ?
Школам не хватает мужской руки
- К сожалению, и в столице такая же проблема, - рассуждает завкафедрой общетехнических дисциплин Московского педагогического госуниверситета Юрий ХОТУНЦЕВ. - Традиционные уроки труда для юношей отмирают. Из 1600 московских школ только ДВЕ работают по индустриально-технологическому профилю, то есть преподают технологию в 9 - 11-х классах в полном объеме. Хорошо оборудованные мастерские остались всего лишь в нескольких учебных заведениях. Мальчикам больше не прививают любовь к труду, не учат работать на станках. Эти уроки все чаще вытесняют занятия в компьютерных классах!
Да что говорить, мало кто из современных подростков может починить розетку или забить гвоздь. Почему? В школах не хватает мужчин-преподавателей. В итоге чиновники изворачиваются и придумывают единую программу, чтобы мальчики и девочки могли заниматься вместе. Понятно: если класс попадет в руки женщины, то она будет учить тому, что сама знает, - шитью, вязанию и кулинарии...