Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды25 декабря 2007 22:00

История культового фильма «Ирония судьбы»: Рязанов снимал Москву и Санкт-Петербург в соседних столичных дворах

«Комсомолка» прошлась по местам съемок первой части шедевра Эльдара Рязанова

Вместе с краеведом Николаем Калашниковым «Комсомолка» прошлась по местам съемок первой части шедевра Эльдара Рязанова

Экспериментальные дома с типовыми квартирами

Знакомый адрес: 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. Здесь в новогоднюю ночь встречаются два одиночества: нетрезвый хирург и растяпа-учительница. Но личная драма Ипполита разыгралась в другой географической точке. И отнюдь не в Питере! В 3-ю улицу Строителей превратился столичный проспект Вернадского. Там действительно есть дома-близнецы - № 113, 119 и 125. Но они вопреки утверждению в фильме были не типовыми, а, наоборот, экспериментальными. И было их ровно три на всю Москву. Сейчас это, конечно, вполне заурядная панель, но тогда они выглядели очень новаторскими.

Актеры грелись у лифта

Московскую квартиру снимали у дома № 125. Здесь еще живут очевидцы съемок.

- Наша квартира на втором этаже, - рассказывает пенсионерка Раиса БАНДРОВСКАЯ. - Естественно, я подглядывала за съемками. Так Рязанов ругался: «Женщина со второго этажа! Уйдите из кадра!» Грозил кулаком.

Потом режиссер нашел с любопытной общий язык, и Раиса Хамзановна отпаивала замерзших актеров теплым чаем.

- Они скромно грелись у лифта, - вспоминает Бандровская. - Брыльска почти не говорила по-русски. В квартиру заходить стеснялась. Приходилось чай выносить на лестницу.

Снежки Лукашину лепили дети

В соседнем дворе снимали питерские сцены: как приезжает пьяный Лукашин, как Надя достает из сугроба фото, как уезжает разгневанный Ипполит.

И в этом доме нашлись свидетели - Элеонора КЛЯЩИЦКАЯ с первого этажа. Незадолго до того, как ударили последние заморозки, случилась оттепель. Снег почти растаял. Сугробы наметали из бумажных снежинок. Метель организовывали с помощью ветродуя, специальной штуки типа вентилятора, которую используют киношники. По сценарию Лукашин кидает в уезжающего на «Жигулях» Ипполита снежки. Но снег-то почти весь стаял. Поэтому снежки лепила дочка Элеоноры Леопольдовны четырехлетняя Аленка. Она с радостью находила остатки снега в самых тенистых местах, куда еще не добралось весеннее солнышко.

Ценный веник доверили Брыльской

Немногословной польке доверили самый ценный реквизит - портфель с веником, с которым Лукашин прилетает в Ленинград.

- Барбара с этим портфелем бегала все съемки, очень боялась потерять, когда садилась пить чай, портфель ставила рядом, - смеется Клящицкая.

Женщины случайно встретились через несколько лет во «Внуково».

- Она меня узнала по погонам, - вспоминает Элеонора Леопольдовна, - я была офицером МВД, носила форму. Я поздоровалась, она улыбнулась и... расплакалась. Рассказала, как потеряла в автокатастрофе дочь. Чувствовалось, что ей надо было выговориться.

Киноляпы и географические особенности комедии

Что еще снимали на Вернадского? КСТАТИ

КСТАТИ

3-я улица Строителей в Москве все-таки была!

Но в 1958 году ее переименовали. Теперь это улица Марии Ульяновой. СЛОВО КРАЕВЕДУ

Николай Калашников: "Через дорогу от дома Лукашина была настоящая деревня!"

В начале фильма мы видим панораму района, снятую с крыши дома 109 по проспекту Вернадского. На первых кадрах хорошо видна церковь Михаила Архангела в Тропарево (1693-1701 г.) Тогда еще недействующая и лишь слегка приведенная в порядок. За ней –домики деревни Тропарево. Это была самая настоящая деревня: с печными трубами и огородами. Снесли ее к началу 1980-х.

Вторая часть панорамы - вид на север, на новые панельные дома Юго-Запада, еще не заросшие деревьями. На кадрах панорамы мелькают дома ГДРовского посольства (Вернадского, 103 к.1).