Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Политика25 февраля 2008 22:00

Александр Проханов: «Я не борец с коррупцией. Я сам коррупционер»

Наш корреспондент сходил в баню с писателем-буревестником, которому сегодня исполняется 70 лет
Корреспондент «КП» Александр Гамов и писатель Александр Проханов: «Ну, за победу над врагами, которые хотят отнять у нас веру, баню и «Комсомольскую правду»!»

Корреспондент «КП» Александр Гамов и писатель Александр Проханов: «Ну, за победу над врагами, которые хотят отнять у нас веру, баню и «Комсомольскую правду»!»

«Бросался на всех, кто угрожал СССР»

Баня «Сандуны». В парилке - 49 градусов

-...О! Так это же наш бывший советский номер, где я был со своими друзьями в 80-х!

- Теперь буржуйский, что ли?

- А как ты думаешь? Безвкусные женщины. На стенах...

- Я бы не сказал... В «Ирония судьбы» человек после бани по чужому билету сел в самолет и улетел не туда. С нами сейчас не может такое произойти?

- Во-первых, он улетел не туда после того, как они надрались все вдрабадан. А мы с тобой пока трезвые...

Корреспондент «КП» достает из пакета бутылку водки «Комсомолка».

- Хм-м... Во-вторых, я, когда родился, сразу сел не на тот самолет. И до сих пор лечу не туда.

- А как это?

- Не знаю. Странность судьбы. Со мной сейчас должен сидеть, знаешь, кто? Принц Чарльз в смокинге! А ты не должен был здесь взяться.

- Но я в детстве зачитывался вашим «Деревом в центре Кабула».

- Да, это мое звездное время, когда я жил среди советских красных звезд! А потом их погасили. Сейчас живу на обратной стороне Луны. Я человек Моря дождей, лунных кратеров...

Официант приносит меню.

- Так, манты, салат с креветками и манго - берем. Вы же в «Комсомолке» картошку в мундире едите.

Фотокор «КП» А. Жданов:

- Обижаете...

Проханов разливает водку на троих. Чокаемся.

- Ну, а теперь попаримся.

- Александр Андреевич, я за вами давно слежу. Да, у вас странная жизнь...

- Веники, венике хватайте! Сейчас похлещемся.

- ...То вы государственник, то боретесь с режимом, как при Горбачеве и Ельцине. То отползаете. А сейчас вы - ярый сторонник Путина. Страна меняется или Проханов?

- Проханова каким задумал Господь Бог, таким он и остается. Я всю жизнь исповедую религию государства. Я всегда бросался на всех, кто угрожал СССР. Когда лидеры становились продажными, врагами собственной страны. А когда наша страна уцелела в жуткие 90-е и начала робко, хрупко, противоречиво рождаться новая русская государственность, я всеми силами стал ей служить.

Для меня Путин не идеал - он не Юлий Цезарь, не Сталин. Но что бы о Путине ни писали западники или наши либералы, он сделал для России главное - сберег государство. Усеченное, лишенное Украины и Белоруссии, северного Казахстана, но осталось ядро, субъект. За это я очень Путина ценю. Тебе понятно?

- Не совсем. Мне кажется, писатель должен быть в некой оппозиции к власти. Тем более такой, как Проханов.

- Почему?

- Путин говорил, что у нас - хлипкая оппозиция. Может, он надеялся, что хотя бы Проханов ее укрепит...

- А не все писатели в оппозиции к государству стояли. Вот Пушкин - он звал Николая своим цензором, был камер-юнкером, царь его приблизил ко двору. Пушкин написал «Клеветникам России», дал по мордам всем, кто посягал на русский престол, на трон.

- Да... И как же вам Зюганов прощает такое вероотступничество?

- Я никогда не был в церкви Зюганова. Я не был его прихожанином, псаломщиком. Не был в компартии. Я всегда был вольным художником.

- Коммунизм сейчас иссякает, да?

- Коммунизм в России пока исчах.

- И уже не поднимется?

- Поднимется, если мы сейчас еще пару рюмок примем и поднатужимся.

- А вдруг вы просто засланы?

- А я и есть засланный.

- От Зюганова к Путину?

- Стал бы я мелочиться. Я разведчик, я заслан Господом в эту жизнь, чтобы добывать сверхсекретную информацию о человеческом бытие.

- Добыли?

- Да...

Официанты приносят пиво.

«Посылаю Путину телепатические советы»

- И что же ждет Россию?

- Есть такое понятие - «русская синусоида». Это волна, которая то взлетает, то падает. Будущее у России по законам этой синусоиды в ближайшие 20 - 50 лет будет ослепительным. Она будет подниматься. Ей будут мешать, ее будут подсекать. Но синусоида истории сильнее любых заговоров.

- И даже уход Путина с поста президента эту синусоиду не изменит?

- Даже это.

- Почему именно Медведев стал преемником Путина?

- Если я скажу, что он выбрал его, потому что у него такая фамилия мощная, медвежья, - это будет неправда. Я верю Путину. Думаю, что инстинкт чекиста, политика, государственника и человека позволил ему сделать правильный выбор.

- А Путин вообще молодец, что не стал нарушать Конституцию?

- Он должен был остаться на третий срок, не нарушая Конституцию. Были механизмы.

- Он же там как раб на галерах - сам сказал нам на пресс-конференции.

- Работа премьера в условиях мирового экономического и политического кризиса - страшнее, чем на галерах. Это просто как в урановых рудниках.

- Он долго проработает премьером?

- Я ему советую проработать 4 года. Но он не все мои советы выполняет.

- А какие-то выполнил?

- Я посылаю ему их телепатически.

- Как вы узнаете, что он их получил?

- Так ведь они выполняются! Я поручил ему разгромить террористическое сопротивление на Северном Кавказе - он выполнил мой завет. Я поручил поднять старые, но еще летающие русские крепости и направить их к берегам Британии - он и это сделал.

- А как вам будущий Путин? Вы согласны с его программой до 2020 года?

- Ты политолог, что ли? Ты пришел сюда париться или мучить меня дурацкими вопросами? И то и другое?

- Да.

- Я не знаю. Я выпил водки, и на душе у меня сейчас хорошо.

- Тогда, может, снова попаримся?

- Можно.

Об империи и бабочках

В парилке - 60 градусов

- В 2020-м у нас будет империя?

- Россия и сейчас уже империя.

- Какая же это империя, ее же Запад со всех сторон окружил?

- У империи всегда есть враги - на Юге, на Востоке, на Западе.

- Много?

- И не счесть! И это нормально. У всех крупных государств враги непрерывные. А у России вообще во все века. Русские же чем дразнят мир? Русской альтернативой. Мы не хотим жить по канонам мира. Мы всегда живем таинственным, запредельным. И это им не нравится все. Поэтому они хотят отнять у нас нашу веру, нашу Сандуновскую баню, нашу «Комсомольскую правду», хотят стереть нас с лица земли.

- Не дождутся! И выход какой, чтобы не дать им?

- Выходов нет. Кроме самого примитивного - надо немедленно запускать развитие. Надо эти деньги, которые скопили, не отдавать американцам, не платить им дань нашим Стабфондом, а создавать новые заводы, технологии, самолеты, машины...

Второе - необходим смысл. Русскому народу вдалбливали в башку идиотические представления о себе самом и о мире. Когда русского человека лишают смысла, он становится мерзавцем, гнилью, пьяницей, наркоманом. Надо вернуть России ощущение ее мечты, ее мессианства, ее незыблемой победы.

- Ага! Один наш профессор бабочку поймал на Мадагаскаре, его раз - и в кутузку! Или вон пираты корабль наш захватили, и мы никак им помочь не можем. Какая же мы империя?

- Мы - робкое начало империи. В советское время у нас была 5-я эскадра в Северном море, которая противодействовали 6-му американскому флоту. Вот когда наши корабли будут патрулировать Индийский океан, Атлантический, когда наши самолеты будут летать над Великобританией, пираты наши суда не тронут.

- И нашего профессора с бабочкой?

- Слушай - наоборот! Представляешь, он ловит бабочек, и весь Мадагаскар будет бежать, загонять их ему в сачок. Потому что он - профессор великой Российской империи! Ладно, айда опять попаримся...

В парилке - 65 градусов

- Не кажется ли вам, что расчленение Югославии - это испытательный полигон для США? Они просто репетируют, как развалить Россию дальше.

- По существу нас и развалили, как Югославию. Наша родина-то не Россия, а СССР. И задача расчленить эту, оставшуюся, усеченную Россию не снята. Нас могли расчленить в период двух чеченских войн. И еще вот это - глотайте суверенитета, сколько можете - создало центры распада и в Татарстане, и в Якутии, везде... Но Россия сумела - мучительно, страшно - преодолеть эту угрозу. Россия извлекла урок из распада Югославии. Извлечет его и из расчленения Сербии.

- А какой?

- Американская политика - это политика хаотизации мира, разрушения балансов, крупных субъектов, госструктур. Это агрессия в Ираке, которая породила гигантский хаос на Ближнем Востоке. Этот удар по Сербии, который породил хаос на Балканах. Им нравится хаос, они умеют с ним работать. Мы не умеем, потому что он усложняет русскую политику. Если бы умели, мы бы воспользовались этими новыми тенденциями в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии.

Это не значит, что мы немедленно должны их присоединять или признавать. Я не знаю. Если бы мы умели работать с этой новой реальностью, мы бы грамотно обошлись. В интересах России решили бы.

Фотокор «КП» А. Жданов:

- Давайте плеснем водички на булыжники!

- Не надо! И так уже жарко. Я не убежден, что немедленное признание, допустим, Абхазии, является выгодным для России. Может, и выгодно, может, признание является полезным для России. А, может, наоборот, выгодно не признание той же Абхазии, а постоянная поддержка напряженности, подвешенности. Уф, запарился...

«Чем скорее рухнут цены на нефть, тем лучше»

- ... А то вот взять коррупцию... С ней же надо что-то делать!

Официант приносит горячие, дымящиеся манты.

- Конечно, надо. Но почему ты и об этом у меня спрашиваешь? Я же не борец с коррупцией. Я сам коррупционер. Получаю взятки. Когда еду, меня гаишник обязательно остановит и сунет деньги.

- Он - вам? Зачем?

- Чтобы не связываться со мной. Откупается от меня.

- И много дают?

- По-разному. В провинции меньше, в Москве, особенно на Кутузовском, больше. А вот какой-нибудь олигарх - тот уже земельными угодьями, наделами откупается.

- А олигарху-то какой смысл от Проханова откупаться?

- Подумай. Знаешь, какая у меня кличка среди олигархов? Проханов - смерть олигархов! Если я в Англии, то, чтобы я быстренько оттуда вон - дают чемоданчик. Только бы подальше. А как въезжаю в район Жуковки на Рублевку, уже и там меня встречают с чемоданом.

- А откуда коррупционеры в Жуковке?

- Ты прав, там их нет. Но там есть просто осторожные люди. Они думают, что я в них могу усмотреть коррупционеров. Они какие-то напуганные. Я въезжаю в Жуковку - они сразу мне суют кейс с откупным. Я коррумпированный человек.

- Ага, значит, жизнь налаживается...

- А как же! Вдвое увеличилось число миллиардеров. Это огромная победа русского народа! Я горжусь страной, которая каждый год удваивает число миллиардеров. Это никому не под силу.

- Вас пугает разрыв между бедными и богатыми?

- Ничего меня не пугает. Мы стали гораздо лучше жить, особенно в Рублевско-Успенском треугольнике. А то, что русская деревня сдохла, что заводы и дороги ни хрена не строят... Главное, чтобы на Рублевке все было мощно, красиво.

- Выходит, с вами, коррупционерами, бесполезно бороться?

- Как тебе сказать?.. Тонкие политики всегда умудряются найти противоречия внутри кланов. И в клане коррупционеров тоже противоречия. Между мною, например, и коррупционерами, скажем, нефтедобывающего комплекса есть противоречия. И можно меня на них натравить. И я разрушу их коррупционную империю. Так что борьба с коррупцией возможна только натравливанием одного коррупционного клана на другой. Как и делали в свое время настоящие политики.

- Ответьте, как коррупционер: что будет, если цены на нефть рухнут?

- Чем скорее, тем лучше.

- Ну вы даете!

- Высокие цены на нефть повышают цены на бензоколонках, в магазинах... Если бы цены на нефть давали нам льготы какие-то, а они же не дают. А нефтедоллары, которые мы получаем, разве находятся у тебя в кармане? Они - в американском кармане, они питают ту цивилизацию. И чем скорее они упадут, тем лучше. Ну что, еще по рюмочке и с баней заканчиваем? Да и парная стала остывать...

В парилке - 45 градусов

«Я духовный племянник русской литературы»

- Вот русская душа - что это?

- Душа народа? Он до смерти работает и до полусмерти пьет, как сказал Некрасов. На самом деле русская душа - это то, что дремлет, спит, тоскует, мучается, совершает свинства, пока у нее нет звезды небесной. Когда она зажигается, душа эта совершает невероятные подвиги. Если звезда гаснет - душа засыпает, и мы снова становимся разгильдяями, пьяницами, разбойниками, бунтарями. Вот что такое русская душа.

- А сейчас она спит, да?

- Думаю, да, пока...

- А когда проснется?

- Вот мы сидим здесь уже два часа. Через час проснется как раз. Сейчас выйдем из Сандунов - и увидишь гигантский всплеск русской души.

- И что будет?

- Будем подняты при жизни на небо, как Илья Пророк. Мы сейчас кто? Мы с тобой обыденные люди...

- Это мы - обыденные. А вы - духовный отец оппозиции.

- И никакой я ей не отец. Я духовный племянник.

- Чей?

- Русской литературы.

- Роман «Господин Гексоген» - это литература племянника? Его же назвали самым ярким литературным явлением в СНГ.

- Я всю жизнь пишу один роман, а это - только глава из него. Слонялся по войнам, стройкам, на баррикадах. Я - революционер!

- Как отметите свой юбилей?

- Хочу встретиться с людьми, которые мне дороги и которым я важен и дорог. Я бы попробовал им рассказать, зачем живу на этом свете, что за эти 70 лет увидел, узнал, пережил и что я сумею принести Господу Богу.

- А зачем вы живете?

- А это уже вопрос следующего интервью...

***

- Да, кстати, о бабочках! Я слышал, вы и сами их коллекционируете... Сколько их у вас?

- Бессчетное количество.

- Зачем вы их собираете?

- Чтобы не мешали. Вот идешь - они летают, мельтешат перед глазами. Я их сачком и отлавливаю.

- А вот еще, правда, что вы их едите?

- Господи, конечно! Ты сейчас ел салат. Думаешь, из чего? Из бабочек!

- Это вы повара подговорили, да?

- Нет, я принес с собой сюда полуфабрикаты из бабочек. Ты их и ел. Заметил? Салат такой сладкий, вкусный, разноцветный...

ПОСЛЕ БАНИ

«Подыгрывать ножами мне не надо!»

- Александр Андреевич, вот все наши бывшие друзья - Грузия, Молдавия, Украина - тянутся на Запад. Может, нам тоже с ними сдружиться и вместе создавать единую Европу?

- Не-а - европейский мир охвачен кризисом. Идет обвал западной цивилизации в целом.

И в этот оползень ты предлагаешь встроиться? Европа кончилась. Считаю, что нельзя встраиваться в падающий мир. Нам нельзя карабкаться на дерево, которое сгнило, начинает трещать и падать. Они заражены, это огромный мировой СПИД. Зачем мы лезем трахаться с бабой, больной СПИДом? Мы должны либо насадить большой презерватив в виде ракет «Тополь М», чтобы нам не было страшно, либо отпрыгнуть и взаимодействовать с ними.

- На что насадить-то?

- «Тополь М»? На стартплощадки. Нам-то зачем в Европу встраиваться?

- Незачем! Ура! Так, может, щас споем?

- Можно. Вот - песня русских разбойников ХVI века, много лет назад я записал ее в Тверской губернии.

- А я подыграю вам на вилках и ножах.

- Не надо!

Проханов начинает петь:

- А посля Покрова, на первой неделе, Выпала пороша на талую землю. Как по той пороше ехала свадьба: Семеро верхами - и все с палашами, Семеро пешками - и все с бердашами... - Вы меня уважаете? - Уважаю. А ты меня? - И я вас...