Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды10 апреля 2008 22:00

Евгений Базаров как законченный неврастеник

В «Табакерке» прошла премьера спектакля «Отцы и дети»
Мятущаяся душа Базарова (Евгений Миллер) успокаивается рядом с Фенечкой (Яна Сексте).

Мятущаяся душа Базарова (Евгений Миллер) успокаивается рядом с Фенечкой (Яна Сексте).

На уроках литературы нам втолковывали, что тургеневские «Отцы и дети» - это социальный роман. Что Евгений Базаров препарирует не только лягушек, но и сознание современников, потому что нигилист. Но режиссер Константин Богомолов представил на суд зрителей новое прочтение романа. Базаров, по его версии, не просто нигилист, а еще и неврастеник. Гордый, но бедненький и низкого происхождения. Оттого и пыжится, из кожи лезет, лишь бы попасть в аристократическое общество. А когда его под зад коленкой - испытывает комплекс неполноценности. И страдает вовсе не потому, что русский мужик пьет, а потому, что перспектива у него не ахти какая - работать уездным лекарем на одну зарплату...

Что и говорить, жалко молодого специалиста в исполнении симпатичного актера «Табакерки» Евгения Миллера. Глядя на него, непонятно, почему такой милый молодой человек вызывает столько желчи у аристократа Павла Петровича Кирсанова (Андрей Смоляков). «Вы мерзкий, гадкий, я вас презираю», - говорит Павел Петрович Базарову и приглашает его к барьеру. А тот ранит аристократа в ляжку и велит снимать ему штаны. Дескать, как врач я должен осмотреть вашу рану...

«Не прикасайтесь. Don’t touch me», - на чисто московском диалекте отвечает ему англоман Кирсанов.

Стебаются над классикой не только актеры, но и режиссер. Оттого он делает помещицу Одинцову увядающей народной артисткой России, которая поет под «фанеру». Аркадий бреется электробритвой... Все эти приметы современной жизни смотрятся забавно, но к чему? Чтобы нынешнему зрителю было легче понять Тургенева. Но зачем это делать за Ивана Сергеевича, когда он и сам неплохо излагал свои мысли?