Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество3 октября 2008 22:00

«В шестом классе - играем на лирах, в седьмом - бьем в барабан!»

Вчера лучшим учителем страны назван преподаватель музыки столичной школы № 1060 Михаил Стародубцев [видео]
Источник:kp.ru
Главный приз «Учителя года-2008» Хрустальный пеликан - у москвича!

Главный приз «Учителя года-2008» Хрустальный пеликан - у москвича!

Помните уроки музыки в школе? Не знаю, как у вас, а у меня в классе это было любимое занятие! Ребята играли в морской бой или перекидывались в картишки. Мы с девчонками писали любовные записки... А Маргарита Васильевна монотонным голосом что-то рассказывала о кавалеттах, пасторалях и рондо. Знакомо? В этом году в конкурсе «Учитель года» участвовали больше 70 лучших педагогов страны. Но - неожиданно для многих - победителем стал учитель музыки московской школы № 1060 Михаил Стародубцев! Ну и дела! Где это видано, чтобы преподаватель музыки обошел физиков, математиков, историков - традиционно уважаемый учительский народ?

Сыграть на флейте?

Приехала пораньше назначенной Михаилом Леонидовичем встречи. Вдруг получится на уроке посидеть у такого педагога? Ан нет. Оказалось, что каждый его урок - это тайная вечеря: посторонним вход заказан. Только учитель, ребята и музыка... В школьном дворике меня окружила толпа любопытных ребят с граблями и лопатами. Они приводили в порядок школьный сад.

- Поможешь? - предложила мне голубоглазая кроха.

Я вооружилась инструментом. Но мы так увлеклись разговором, что не заметили, как прислонили садовый инвентарь к дереву.

- Хочешь я тебе на флейте сыграю?

Через несколько минут Аня вернулась с флейтой и виртуозно исполнила «Во поле березка стояла» и что-то своего сочинения!

- А мы все так можем! - гордо выпятил грудь стоящий неподалеку мальчуган. - Нас Михаил Леонидович и не такому научил!

Мне удалось заглянуть в класс за пять минут до звонка. Шестиклассники сидели кружком, где-то среди них затерялся и сам Михаил Леонидович. Они что-то бурно обсуждали. Потом учитель раздал всем ноты, ребята вытащили флейты, кто-то бережно достал скрипку из чехла, паренек засел за фортепиано. И внимательно следя за каждым движением руки учителя, ребятня исполнила какую-то волшебную композицию. Как потом мне поведал Стародубцев, занятие было посвящено... рыцарям «Круглого стола».

Пойте колыбельную!

Мы с Михаилом Леонидовичем сели на маленькие стульчики. Скрипки, виолончели, флейты, лиры заполняли шкафы и столы, в углу подбоченился мощный контрабас, по центру расположились фортепиано и особая гордость - рояль, на котором играл сам Рахманинов (подарок школе)...

- То, что я увидела в классе, сложно назвать уроком...

- На наших уроках нет дидактики, я не следую образовательному плану. Но это урок. Мы преподаем эпоху. Мы же про грамматику не спрашиваем у малыша, который учится говорить. Вот когда научится, тогда можно и о грамматике вспомнить. Так же и в музыке. Сначала должно возникнуть отношение к предмету...

- При чем тут эпоха?!

- Начальная школа - отзвук дошкольного детства. В этом возрасте важно доносить информацию через сказки, фольклор. Первая задача - чтобы класс ощутил себя единым целым. Затем создаем взаимоотношения между частями. Только на третий год начинаем нотную грамоту и письмо. На четвертый занимаемся эпосом. Пятый класс - Древняя Греция. Тут мы и танцуем, и сочиняем, и играем. Шестой класс - Средневековье, песни и танцы народов мира, которые исполняем на французском, испанском и немецком. В седьмом классе у подростков вытягиваются руки и ноги, им некуда их девать, поэтому мы стучим на барабанах и играем на гитарах. В восьмом классе надо дать гармонию: тяга к ямбу и к гитаре - это тяга к людям и дружбе. В девятом и десятом классах проходим искусство русского народа. В 11-м подводим итог и две недели безостановочно занимаемся музыкой.

- А не задают вам школьники вопрос: «На фига мне эта музыка?»

- Такой вопрос может задать тот, кому на уроке музыки преподавали отрывки из обрывков. Такие уроки не нужны, а может, и вредны. А музыка - центральная часть воспитания! Это ритм нашей жизни! Наши люди постоянно опаздывают, а немцы от этого бесятся. Они не могут этого понять, потому что они музыкальны! У них на двадцатимарочной купюре были скрещены скрипка и кларнет. Может, и в нас станет музыки больше. Вот у вас в газете новая акция «Великие композиторы» - каждый вторник с номером можно купить и диск классической музыки. Здорово, что такие начинания есть.

- А что делать, если медведь плясал на ушах?

- Пойте колыбельную... Наша гортань со всем справится. Надо просто заниматься. Кому-то очень долго, а кому-то просто долго.

- Что бы вам хотелось изменить в системе образования?

- Педагогам надо обрести взгляд на ребенка как на целое. И не дробить образование на предметы. Когда к нам приходят ребята из других школ, то поначалу они похожи на части расстроенного механизма: лежат себе и не шевелятся. Тут у них в голове математика, там - химия, в другом углу - биология с русским. Они не ощущают предметы единым целым, которое дает им главное - знания о жизни! Вот мы и ищем живую воду, чтобы скрепить и оживить ребенка. Вы удивитесь, но этой водой оказалось пение! У нас вся школа поет! Через музыку мы понимаем взаимосвязи жизни!

- Ваша мечта?

- Хотелось бы когда-нибудь увидеть у наших сограждан немного другое отношение к музыке. Чтобы музыка оказалась на таких же правах, как речь, как нечто необходимое, не только для общения, но и для более глубокого взаимопонимания. Для доверия...

ИЗ ДОСЬЕ КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

Михаил Леонидович СТАРОДУБЦЕВ. Дата рождения: 1 октября 1959 года. Образование: Московская консерватория имени

П. И. Чайковского, вокальный факультет, дирижерско-хоровое отделение. Педагогический стаж - 28 лет. Хобби: музыкально-этнографические экспедиции. Спорт: шахматы, туристические походы. Заветное желание: я хочу, чтобы мои дети не разучились удивляться, чтобы их удивление возрастало, а круг удивительного расширялся.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ

Дорогие московские учителя!

От имени правительства и от себя лично сердечно и горячо поздравляю вас с замечательным, очень важным для всей столицы праздником - Днем учителя!

В Москве эта профессия всегда была, есть и будет в числе самых необходимых и самых почетных. Город знаний, город науки, город - столица России прославлен вашим трудом, ибо в основе всех достижений Москвы лежат образование, интеллект, сила просвещенного разума.

Человек приходит в школу ребенком, а оставляет ее стены сформировавшейся, образованной личностью, готовой к вступлению в большую жизнь, к строительству своей судьбы, к активному участию в делах города и страны. Гордясь нашими школьниками и выпускниками, мы хорошо знаем и помним, что именно вы, московские учителя, вложили в каждого из нас частицу своей души, свой профессионализм, свой нелегкий и непростой труд.

Наши дети - наше продолжение, продолжение наших планов и нашей мечты о могучей и свободной России. Вы закладываете в души школьников высокие моральные принципы, воспитываете из наших ребят настоящих патриотов Москвы и Отечества. Отрадно осознавать, что корпус московских учителей является не только крупнейшим в стране, но и наиболее квалифицированным и талантливым, профессионально оснащенным, самоотверженно преданным великому делу образования и воспитания новых поколений.

Правительство Москвы видит своей приоритетной задачей создание условий для нового подъема школьного образования, повышения престижа учительской профессии, решения социальных проблем учителей. На эти цели выделяются значительные и постоянно растущие бюджетные средства. Такие инвестиции приносят громадный по объему и значению эффект, являясь, по существу, инвестициями в устойчивое и успешное развитие Москвы и России.

Желаю вам, дорогие московские учителя, новых достижений и успехов в вашем благородном деле, крепкого здоровья и счастья!

Мэр Москвы Ю. М. Лужков.

МНЕНИЕ КОЛЛЕГИ

«Учитель года-2007», преподаватель математики московской школы № 2030

Анна МЕХЕД, член жюри конкурса этого года:

- Михаил Леонидович очаровал и пленил все жюри. Он показал мастер-класс, за которым завороженно следил весь зал. За 20 минут Стародубцев сумел реконструировать оперу. Мы увидели весь путь - от времени, когда был только звук, до фееричного финала с овациями. Он любит детей. Это качество в любом педагоге самое ценное. Я бы очень хотела, чтобы такой человек работал в моей школе.

У него нет двоечников - все отличники. Музыку же нельзя оценивать! Он не учит, он вживляет мелодии в душу. Он не тот педагог, который будет 25 лет играть по затертым нотам «В лесу родилась елочка». Он работал с бардом Михаилом Щербаковым, записывал с ним диски. Он каждый раз с каждым учеником открывает новый мир, рождает новую музыкальную композицию, подходящую именно для этого ребенка. Он в минуты душевной невзгоды, как и Шерлок Холмс, берет в руки скрипку и учится играть... Ведь умения извлекать звуки из фортепиано, гитары, виолончели, флейты, лиры, контрабаса и многих других музыкальных инструментов ему не хватает. Нужна еще скрипка, обязательно! Этот человек не может притормозить на жизненном пути, а тем более остановиться. В нем кружит бесконечная, вечная музыка, от которой так хочется жить.