Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество13 декабря 2008 7:50

Доктор об эвтаназии: «Это право каждого человека… Врачи здесь выступают только как эксперты, с беспристрастным анализом фактов»

Вы видели это в новостях, как 59-летний Крейг Эверт, не желавший быть «живым трупом», принял смертельную дозу барбитуратов в прямом эфире[дискуссия]

Вы видели это в новостях, а британцы – в полном фильме «Право на смерть?»: 59-летний Крейг Эверт, страдавшего болезнью двигательного нейрона, и не желавший быть «живым трупом», решился на эвтаназию и принял смертельную дозу барбитуратов. Рядом с ним в этот момент была жена Мэри, вся снималось на камеру… В пятницу на сайте «КП» я разместил комментарий «Право на “легкую смерть” надо вводить хоть в Конституцию». И не ожидал, что счетчик откликов перевалит сто шестьдесят! Думал, что проблема эвтаназии мало кого зацепит. Спасибо вам, просчитался.

Отклики, пришедшие на мои беглые заметки – поразительные. Естественно, все, как у нас в России всегда бывает, раскололось пополам без какого-то перехода. Одни – за право на безболезненную смерть вместо смертельной болезни, категорически. Другое – против. Столь же яростно.

Вот самые типичные из них (остальные можно прочесть в откликах к предыдущему материалу). Я потом скажу, зачем я их выбрал.

Наталья: Щас расскажу вам про эвтаназию. Лежу в реанимации. Работают 2 аппарата иск. дыхания. И вдруг в больнице гаснет свет! И в руках у врачей всего один "мяч" для ручного иск.дыхания. После секундного колебания его отдают молодому парню, из аварии. А лежащий рядом пожилой больной "уходит". Вот и все. Кто виноват?

ierodia_aleksandr: Человек, совершая великие открытия, в своей сути остается глупым и тупым. Более того, - криминальным. Не буду долго тут убеждать, и прочее. Единственный вопрос: а есть ли гарантия, что человек принимал решение о своем убийстве находясь не в состоянии депрессии, временного помутнения рассудка? Мне доводилось встречать людей больных раком, которым ампутировали ногу (или ноги), и которые за свою жизнь борются. Они живут полноценной жизнью. И, знаете, есть такие интернаты, где лежат ребята, прошедшие Афган: враги им отрубили руки, ноги... Но не смотря ни на что, они живут. А тот профессор явно лишился рассудка.

Ляля: Эвтаназия-это самоубийство и убийство. Надо это признать, прежде чем узаконивать. А кто будет искупать эти смертные грехи?

неравнодушная: Если даже отбросить моральные стороны вопроса, то все равно все очень неоднозначно. Где гарантия, что какие-нибудь наследники в наше аморальное время решат, что бабушка уж слишком долго живет? А купить все необходимые справки, как нам вещают криминальные сводки, сейчас совсем не проблема...

Asher: Хорошо, не доросли пока до эвтаназии. Да и не все находящиеся на пороге смерти, без шансов на выздоровление, хотят за этот порог уйти. Но какого …!!!, простите меня, умирающим, в жутким мучениях, невозможно даже выписать сильнодействующее обезболивающее? Они умирают раньше срока потому, что их убивает боль - а не болезнь.

Гость: Человек лишится возможности искупить свои грехи пока он еще жив и прежде чем предстанет перед Всевышним.

ЛЕНКА: А кто будет делать "укол" или давать "пилюлю"? Лечащий(!) врач пациента или специальный доктор смерти? Кто вправе заставить лечащего врача умерщвлять? И что за монстр тот доктор, который изо дня в день только и делает, что отправляет людей на тот свет? Я врач, но даже под страхом лишится диплома не смогу дать больному лекарство смерти. Те, кто ратует за эвтаназию, не задумывались над тем, что кто-то должен это сделать. Может они сами, кто ратует...

Angi: Интересно получается, почему то все властны над нашей жизнью, президент, дума, менты, бандиты и т.д. и наконец, бог - персонаж неадекватный и абсолютно надуманный, что ещё - мораль (которая иногда меняется в течение десятилетия, а то и меньше). Короче все кроме нас самих. Везде самоубийц осуждают, церковь так вообще слюной брызжет, хотя если подумать люди реализуют своё ЗАКОННОЕ ПРАВО на жизнь и смерть, они сами делают свой выбор, и никто не смеет их осуждать за это ни бог? ни люди. Всё это касается и эвтаназии только здесь ещё хуже, человек может хотеть умереть, но физически этого сделать не может, тогда он имеет право попросить о помощи, пускай с кучей условностей, но тем не менее. Британское телевидение молодцы, что затронули эту. тему.

одесса 1: Представляю, как наши "опытные" врачи, которые практически поголовно покупают себе дипломы, будут решать, кому разрешить эвтаназию, а кому нет

Хи-хи: Я за эвтаназию! Для многих безнадежно больных людей - эвтаназия достойный выход. Кто дал ВАМ право решать судьбу человека за него?

Марго: Я сама юрист и возможности узаконивания эвтаназии в нашей стране я не вижу... будет много убийств...

Олена: Я врач. Я православная. Жизнь дана Богом. И только Бог может забрать жизнь. Тяжело видеть мучения умирающего человека. Но решить за Господа когда "пора" - нельзя. Люди очень много грешат. И, прости меня, Господи, в церковь идут, когда что-то случилось. А за грехи расплачивается чаще не сам грешник, а его родные, потомки до 7 поколения.

Елена: Я - за эвтаназию! Врачи говорят о какой-то гуманности. А разве гуманно, когда в больнице нет наркотиков, и больному раком, кричащему от боли, колют обычный анальгин. И если наша медицина не может облегчить страдания больного, то человек сам вправе выбрать: боль и мучительное ожидание смерти, или уход из жизни без мучений для себя и близких.

julia: С этической стороны я - против, не нами жизнь дана, не нам и отнимать... Но у подруги мама умирала от рака, такое ощущение, что они вместе угасали

Андрей: Люди, очнитесь! Какая эвтаназия? Все религиозные конфессии России однозначно ее осуждают - и православные, и мусульмане, и буддисты, и магометане и т.д. С точки зрения религии это тяжкий грех. Нам не надо ориентироваться на Европу, у России своя уникальная история развития, свои нравственные устои, своя самобытность. Поэтому эвтаназия - явление, в России совершенно недопустимое.

Честно говоря, я хотел сам как-то откомментировать эти отклики, но получил еще одно письмо. От старинного друга, я его с детства знаю. Он травматолог, хирург и, как мне кажется, один из лучших у нас. Практик, всего навидался.

Саша Тригубенко, живет в Ангарске Иркутской области. Я очень доверяю его мнению, тем более, мнению врача, который всю жизнь работает не потому, что у него медицинский диплом и надо деньги зарабатывать, а потому что быть врачом - это его жизнь, суть ее. Я его знаю лет тридцать пять, с детства своего.

Сын у него тоже стал травматологом, жена - врач. И, прости Саша, надо сказать, младший сын (умнейший и чудесный парень!) - инвалид с детства. Так вышло. И то, как Саша и Рая, и вообще вся семья Тригубенко его подняли и как он себя держит (получше, чем многие абсолютно здоровые люди) - отдельная история о понимании жизни и достоинства другого человека.

Вот Сашино письмо: "Андрей! Эвтаназия – это не медицинский вопрос, или в меньшей степени медицинский. И клятва Гиппократа здесь ни при чём. Нам и так всё ясно. Если подтверждён диагноз, сто раз верифицирован, сомнений нет, и прогноз ясен, без всяких ссылок на чудеса, то что ещё надо для принятия такого решения. Т.е. – это чисто техническая, или технологическая задача для медицины. Врачи здесь выступают только как эксперты, с холодным, беспристрастным анализом фактов.

Но: надо иметь виду, что ты в своём комментарии, как многие другие далее… смешивают два разных понятия: эвтаназию – лёгкую смерть, как право пациента (гражданина), имеющего верифицированное заключение специалистов, и сам оценивающий своё состояние и фактически наступившую смерть, или неизбежно приближающуюся смерть всех систем организма, в первую очередь – мозга.

И когда ещё регистрируются электрические сигнала от сердца, а «человеческой жизни» уже практически нет. В этой ситуации пациент, субъект, не может участвовать в принятии решения.

По второму пункту: эти вопросы даже у нас более или менее отработаны, есть Приказы Минздрава, Инструкции. Но они дискутабельны, и недостаточно качественные. «У НИХ», за рубежом, давно прописаны алгоритмы: в какой момент отключать дыхательный аппарат, какие документы в этот момент подписываются, кто участвует в этом процессе и т.п.

Далее немного по 1 и 2 пунктам раздельно: Эвтаназия – это юридическая и социальная проблема. Это право каждого человека, если он дееспособен. Всё. Своё право он отстаивает на основании собственного суждения, на основе знаний о своей болезни и.т.д. Другое дело, что это должным образом оформляется, может подтверждаться судом или как-то ещё. Если права гражданина эфемерны, и не защищены государством, то в такой стране всё, что угодно, может приключиться с этим человеком.

Циничны все рассуждения «здорового» по отношению к больному, терпящему невыносимые страдания. В дискуссиях приводят аргументы безумной, страстной мотивации общества облегчить страдания такого человека и вместе сочувственно прожить последние дни его жизни. Это миф. Обществу всё равно…. Умер человек - выбыл из списка льготников «собеса», очень хорошо…. Все довольны. Все страдания падают на родственников, если они есть, там хоть судно подадут… Если нет – сгнивают эти «заслуженные, опекаемые добрыми помыслами любимого государства» одиноко в неухоженной хрущёвке, или «доме ветеранов», что одинаково. Я там был – запах мочи и жуткое зрелище. Это не Америка.

Но, так или иначе, это неотъемлемое право человека не может оцениваться родственником, соседом, коллегой и т.д. Это решение может быть принято только самим пациентом, осознанно. Других вариантов быть не может. Потому смерть пострадавшего, больного, находящегося в коме – другая юридическая территория.

Эвтаназия – это не суицид, потому библейские каноны здесь неуместны. Мотивы суицида не всегда оправданы, что справедливо признается обществом. И, тем не менее, это право нередко реализуется. Суицид совершается часто, хоть и осознанно, в аффективном или другом психопатологическом состоянии. Таких отпевают и хоронят на кладбище, после получения врачебной справки.

Для эвтаназии – основания доказываются, допускается обсуждение и признание общества. Обстоятельства, по выводам экспертов – крайние, невыносимые, неприемлемые для жизни. Человек этот - всегда ПАЦИЕНТ, потому он должен быть прощён церковью, и Богом, может быть… Церковь благосклонна к больным и не настаивает на строгом выполнении всех правил. Если батюшка не изувер, не догматик, он не будет заставлять постится больного с сахарным диабетом, а реанимируемого пациента совершать молитву, и не предаст анафеме за вовремя не совершенное таинство соборования.

Аргументы для эвтаназии – это крайняя степень невыносимого существования, потому не стоит сюда причислять тех, кто способен дожить до естественной смерти, хоть и от болезни, но без жутких страданий.

Есть такое суждение: «Андрей ГНЕЗДИЛОВ, доктор медицинских наук, консультант-психотерапевт Государственно-благотворительного Санкт-Петербургского хосписа № 1 Приморского района Лахта, профессор кафедры психиатрии Медицинской академии последипломного здоровья: - Человек хочет умереть, когда жизнь кажется ему невыносимой. Боль, которую он испытывает, настолько тяжела, что смерть видится ему избавлением. Необязательно физическая боль – тревога, чувство одиночества, отчаяние, депрессия, протест, гнев могут быть эквивалентами боли. В 99 % случаев мы можем снять болевой синдром, а когда снимаем синдром, человек снова хочет жить». Приведённый пример показывает границу, которую, вероятно, не стоит переходить до эвтаназии. Это красная черта, как в операционной. Сравнение с собачками.

Закон о защите животных у нас принят? Теперь для собачек приюты легальные есть, комфортные отели, по всей России. Собачек не убивают, не удавливают, а гуманно усыпляют, когда жизнь для них и хозяев становится «невыносимой». Хочется сказать - «всё по-человечески». У нас, без такого «закона о защите» - с человеком поступают как с собакой? Уже нельзя так сказать. Хуже.

Недавно видел сюжет по ТВ: братские студенты построили ферму – свинарник, красивый, лучше, чем в колхозах раньше были. Случился финансовый кризис, кормить свинушек нечем стало. Нашлись сочувствующие, и, правильно, конечно, доложили прокурору. Парней хотят судить за негуманное отношение к животным. Вот где цинизм, к человеку, в сравнении с хрюшками.

Я даже не хочу формировать список общественных, государственных грехов перед гражданами нашей любимой страны: бомжей на улицу из больницы выписывают, некуда больше. Старушек со сломанной шейкой бедра или после инсульта отвозят домой, вернее в неизвестность. Страховые компании не оплачивают пребывание в стационаре «по социальным показаниям». Хорошо, если дети могут обеспечить уход, а часто нет таких рядом. В «Дом престарелых…» - оформление, ожидание места занимает столько времени, что как раз ко дню смерти успевают…

О врачах и эвтаназии: Если мы признаем эвтаназию гуманным актом, то не отдавать же это кесарю - палачу. Это должно стать медицинской процедурой. Другое дело, что конкретный доктор может отказаться от такого предложения. Такое право должно быть. Для врача данное решение – никогда не будет простым выбором. Он обусловлен специальностью, в которую ты приходишь сразу после ВУЗа. В медицине очень много неприятной, но необходимой работы. Каждому специалисту своё: травматолог, без нужды, никогда не будет выскабливать матку, если где-нибудь, в глуши, не придётся спасать женщину от кровотечения. Патанатом исследует умершего и собирает его в «последний путь», и т.д. Судьба.

Правда, что мы умираем с каждым своим «больным». Не зря - средняя продолжительность жизни врачей меньше своих пациентов на 10-15 лет. За долгую практику формируется некая защита, но что это?… С годами ещё труднее терять человека, «выстраданного» тобой, днями и ночами. Видите же - как выгорают некоторые офицеры после локальных войн. Их же тоже готовят к разным сюрпризам. Кстати: «У нас есть примеры эвтаназии….» и врачи тут не виноваты.

Старики с перелом шейки бедра, если не оперируются, а у нас это очень редкие операции, умирают до 70% в первый год после травмы, лёжа. Операционный риск тоже высок, но значительно меньше. Дети с муковисцедозом, которым не могут обеспечить дорогостоящее лечение.

Вот тебе из Интернета и с наших медицинских сайтов: «Меня зовут Колосова Анна Евгеньевна. По образованию я врач, в прошлом году с красным дипломом закончила Сибирский медуниверситет, учусь в аспирантуре на кафедре патологической физиологии СибГМУ. Мне 27 лет и я болею муковисцидозом всю свою жизнь» …. «Всю жизнь я боролась, никогда не опускала руки, но, наверное, наступил критический момент, я больше не могу, покончить с собой не могу, я человек верующий, а эвтаназии в нашем «гуманном» государстве не разрешают». «Дали меропенема на 4 месяца в связи с выборами. Каждый месяц меня заставляют собирать документы на бюджетную комиссию, документы одни и те же, и не факт, что дадут добро на лекарство. Не понимают, что без него я не проживу. Но по рецептам я ничего не могу получить, нет и все».

Чтоб ты понимал разницу у них и у нас: «До появления высокотехнологичных средств диагностики и лечения дети, больные муковисцидозом, редко доживали до 8-9 лет»… И вот она – разница: «Американские врачи уже сегодня ведут наблюдение за пациентами пожилого возраста, некоторые из которых старше 60 лет».

(«Сейчас у меня осталось из пожертвований 144 000 рублей. 106 000 рублей я завтра заплачу за курс антибиотика Меронем для Кости Кириллова, потому что ему срочно нужно пролечиться, иначе его состояние необратимо ухудшится из-за нелеченного обострения. 26 000 рублей я должна заплатить за пульс-оксиметры для Ани Анисимовой (врач Красовский Станислав Александрович, НИИ пульмонологии при 57-й б-це), Вани Голикова и Светы Савоськиной" (отделение мед.генетики РДКБ, зав.отд. Семыкин Сергей Юрьевич)

А сборы денег всем Миром на операции в Германии тем детям, которых мы не можем ещё оперировать? И ещё много так. Это же тоже эвтаназия, только в изощрённой форме. Не ведаем, что творим. Другая часть темы: реанимация, ожоги, и зацикленность врачей на этике – это отдельная тема. Мне там многое хотелось бы поправить, но сил сегодня нет…»

Что скажете о письме Саши? Жду ваших мнений здесь!