Премия Рунета-2020
Россия
Москва
0°
Boom metrics
Звезды25 марта 2009 22:00

Режиссер Владимир Бортко - о своем фильме «Тарас Бульба»: У гоголевских козаков была психология самураев!

Скоро состоится долгожданная премьера фильма «Тарас Бульба» [видео и фото]
Источник:kp.ru

Картина давно готова, но ее выход на экраны решили приурочить к 200-летию со дня рождения Николая Гоголя. Наша беседа с 63-летним режиссером ленты Владимиром Бортко («Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита») состоялась в разгар работы над фильмом.

«ГОГОЛЬ УДАЧНО ОБОШЕЛ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ»

- «Тарас Бульба» в детстве не произвел на меня впечатления, - рассказывает Бортко. - Больше понравились гоголевские «Портрет» и «Ревизор». К счастью, «Бульбу» я перечитал уже в зрелом возрасте и понял: это одна из вершин мировой литературы.

- Фильм вышел, когда отношения между Украиной и Россией ну совсем нельзя назвать гладкими...

- Гоголь как раз очень удачно обошел все политические вопросы. А вообще-то какая сейчас уже разница... Ведь «Тарас Бульба» написан как эпос. Я подозреваю, что у Гоголя на письменном столе лежали «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Вот в истории о взятии Трои кто для вас лучше: Гектор или Ахилл? Оба равнозначные, оба герои. Точно так же и в «Бульбе» речь идет о героизме, о гордости, о воинском достоинстве, а не о том, у кого какой дедушка и как они воевали. Для меня в этом фильме важны не политические составляющие, а художественные. Здесь три главные темы - события в России, Украине и Польше.

- А почему ваш выбор пал на Богдана Ступку, который старше гоголевского персонажа и к тому же находится в другой весовой категории? Так сказать, пудами не вышел?

- А кто пудами вышел? У Гоголя вес Бульбы составляет больше 300 кило. Есть такие мужчины? Это такая же метафора, как знаменитое: «Редкая птица долетит до середины Днепра». Для меня важно: что у актера в глазах, а не то, сколько он весит. В фильме есть пятиминутный монолог Тараса о патриотизме и воинской доблести. Уверен: кроме Ступки, никто не сумеет прочитать текст так, чтобы зритель все это время не смог оторвать взгляд от актера.

«В КОНЦЕ КНИГИ БУЛЬБЕ - 150 ЛЕТ»

- Как вы решили сцену убийства Тарасом Бульбой своего сына? Ведь даже Ступка сознался, что не понимает поступка своего героя.

- Здесь нужно было хорошенько подумать. Бульба совершает не убийство Андрия, он судит своего сына. У Гоголя написано: «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» В этой сцене он смотрит ему в глаза: «Стой и не шевелись!» И убьет его из ружья. А что в это время делает Андрий? Ничего. Это фатум. Если бы жизнь повторилась еще раз, он все сделал бы точно так же. А сейчас пришла расплата за его роковую любовь. У Андрия прямая линия к смерти. Поэтому он не прячется и не уклоняется. У Гоголя есть ремарка: отец убил сына, а тот упал, как срезанный колос. Соратники ему говорят: «Давай похороним!», а тот: «Нет, будут у него еще плакальщицы и похоронщики. На коня! Вперед!» Сложнейшая история! И как ее снять, сразу и не угадаешь.

А вот, например, в сцене смерти Остапа, когда ляхи заживо подвешивают старшего сына Бульбы за ребро на крюк, отец стоит в толпе и говорит: «Добре, сынку, добре». Что он должен в этот момент чувствовать? Ступка гениально сыграл эту сцену. Подбадривая сына, Тарас плачет. Я смотрю материал и восхищаюсь: как здорово сыграно. И все же думаю: а может, и не надо Бульбе плакать. Возможно, следует показать другой характер отца, гордящегося своим сыном. Ведь достойно умереть за родину - это счастье. И где-то ему даже завидно, что Остап так здорово держится в последний час. Важно понять психологию козаков того времени. Для них не было другого смысла жизни, кроме войны с врагом.

- Как у самураев?

- Вот именно! «Путь воина - это путь к смерти» - закон самураев. И у козаков та же философия. Мечта любого из них - прославиться, умереть героем, чтобы потом о нем бандуристы пели на весь мир. Тогда царило абсолютно другое мышление, непонятное в наше гуманистическое время. Почему Бульба бьет дома горшки и кричит: «Чего я здесь сижу, чего мне с женой бабиться? Какого врага я высижу? Все, завтра на войну!» И зачем ему мир, если его сосед - басурманин. А басурманина нужно бить.

- Похоже на воинов Великой Отечественной войны, которые не могли себя найти в мирной жизни.

- Нет. Великая Отечественная предполагала защиту Родины, а потом мирную жизнь. А козаки, пока могли сидеть в седле, воевали. Вы пытаетесь найти в этом рациональное зерно, а оно в другом. Это не рационализм нашего современника, для которого мир лучше войны, а жизнь дома с женой лучше военных лишений. Тарас говорит сыну: «Не слухай жiнку, бо вона баба». И это не шутка, а жизненная позиция: слушай меня. Ты самурай! И с ляхами та же история. Польский пан, который пропил все: имение, деньги, челядь, перед сражением одалживал злотые. Почему? А потому что если его убьют, то противник возьмет деньги как законную добычу. Чтобы потом не считал, что бился с холопом, быдлом.

Вот нам сейчас кажется, что у Тараса Бульбы настоящая трагедия - погибли оба сына. А тогда все воспринималось по-другому. И Гоголь понял и описал это в 26 лет от роду! А вы знаете, сколько времени охватывает эта повесть? Полтора века. Она начинается в XVI веке, а заканчивается за 20 лет до Переяславской рады. Сколько же тогда жили Тарас и его сыновья - 150 лет? Как библейские пророки...

«Я ПРИГЛАСИЛ БОЯРСКОГО, ПОТОМУ ЧТО ОН ЗДОРОВО ФЕХТУЕТ»

- Говорят, что вы специально придумали роль для Михаила Боярского.

- Мишу я очень люблю, но в фильме он появляется не поэтому. Тот мушкетерский дух, который в нем живет, очень точно попадает на дух козачества. И я рад, что герой советского экрана согласился сняться в небольшой роли. Он здорово фехтует, великолепно держится на коне. С этой же целью я пригласил Леся Сердюка, Остапа Ступку и еще нескольких актеров.

КСТАТИ

В картине собрано созвездие знаменитых актеров: Богдан Ступка (Тарас Бульба), Ада Роговцева (жена Тараса), Игорь Петренко (Андрий), Владимир Вдовиченков (Остап), Михаил Боярский (Мосий Шило). На площадке ежедневно собиралась интернациональная бригада - много польских актеров, каскадеры из Словакии, строители декораций из Прибалтики. Интересно, что 800 жителей Каменец-Подольского ради съемок в массовке дружно сделали на голове оселедцы. Бюджет картины - $17 млн.

Каких Бульб знал кинематограф?

«Тарас Бульба» (1936 г., Франция) и «Сын-бунтарь» (1938 г., Великобритания). Сейчас эти ленты иногда путают, потому что в обеих главную роль играл французский актер Гарри Баур. Обе картины удостаиваются довольно уничижительных рецензий от киноманов, где-то их отыскавших и удосужившихся посмотреть. Хвалят лишь Баура и батальные сцены.

«Тарас Бульба» (1962 г., США - Югославия). Рекламный лозунг: «Любовная история из плоти и пламени!» Это самая заметная зарубежная экранизация гоголевской повести; роль Бульбы сыграл Юл Бриннер («Великолепная семерка»), голливудский актер русского происхождения. Андрия сыграл Тони Кертис (в России его знают главным образом по фильму «В джазе только девушки»). Украинскую музыку XVII века «сыграла» «Калинка-малинка». Съемки шли в Калифорнии, Югославии и аргентинских пампасах; режиссер и сценарист довольно сильно переработали гоголевскую повесть: так, Тарас в финале неожиданно остается жив.

«Тарас Бульба, козак» (1963 г., Италия). Недорогой фильм, снятый по следам голливудского. В роли Бульбы - хорватский актер Владимир Медар, известный по гэдээровским вестернам об индейцах.

Также известны ленты: русская, 1909 г.; французская, 1924 г.; чешская, 1987 г. Как ни странно, в СССР «Тараса Бульбу» не экранизировали. Поговаривают, что фильм хотел снять Сергей Бондарчук, планируя позвать на главную роль Марлона Брандо. Уже в 2000-е годы к «Бульбе» вроде бы подступались Владимир Хотиненко, Федор Бондарчук и украинский режиссер Виктор Гресь. Появлялись сообщения, что в главной роли был заинтересован Жерар Депардье.