Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество8 апреля 2009 22:00

Олигархи покупают Айвазовского по квадратным сантиметрам

Что кризис сделает с частными коллекциями искусства?

Финансовый кризис изрядно покусал российских олигархов. Упали в цене нефть, акции, недвижимость, но есть у наших богатеев и кое-что еще. За годы безбедной жизни отечественные миллиардеры успели накупить немалые коллекции произведений искусства. Что будет с этими собраниями и стоят ли они заплаченных за них денег?

Мода на коллекционирование предметов искусства пришла в широкие ряды наших олигархов относительно недавно. Да ведь и сами миллионеры и миллиардеры появились у нас лишь к концу прошлого века. Однако нет практически ни одного сколько-нибудь известного персонажа из списка «Форбс», который что-то да не собирал бы.

Причем далеко не все коллекционируют живопись. У олигархов бывают и более экстравагантные увлечения. Так, например, владелец компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили собирает старинные музыкальные механические инструменты: шарманки, музыкальные шкафы и иже с ними. А владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин «работает по профилю», собирает дореволюционное каслинское литье. По рассказам очевидцев, для того чтобы расположить эти чугунные статуэтки в особняке миллиардера, пришлось укреплять второй этаж. Всего в коллекции более 200 экспонатов, наиболее редкие стоят до 10 тысяч долларов.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Алексей САВИНОВ, искусствовед Музея личных коллекций при Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина:

- Во многом это дань моде! Теперь уже не соревнуются, у кого пиджак краснее или у чьей блондинки ноги длиннее. Но чем-то мериться надо! Вот в ход и идет искусство. Правда, некоторые знают в нем толк. Костя Эрнст, например, всю жизнь коллекционирует графику двадцатых - тридцатых годов. Я это знаю, потому что мы с ним давно встречаемся на одних аукционах. Я их провожу, он на них покупает.

$95 миллионов за Пикассо

В последние годы русские толстосумы были самыми желанными гостями на зарубежных аукционах. Один из рекордов, установленных на торгах Sotheby's, принадлежит нашему соотечественнику, купившему за 95 216 000 долларов картину Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой». Ошалевшие от выложенных миллионов очевидцы смогли лишь понять по акценту покупателя, что он был русским. Но кто именно - не поняли. Под подозрением сначала был Роман Абрамович, но позже по фотографиям вычислили владельца банка «Русский стандарт» Рустама Тарико. И, хотя вскоре представители Тарико начали отрицать причастность олигарха к покупке, этому уже мало кто верил. До абсолютного рекорда аукционных продаж покупатель не дотянул: чуть раньше полотно Пикассо «Мальчик с трубкой» ушло с молотка за 104 миллиона долларов.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

- Такие взрывы уже были. То японцы немереные деньги платили, то арабы, а в последние годы ошалели от денег русские. Цены, конечно, были очень раздуты. Они на все задраны: кресло из коллекции Ив Сен-Лорана уходит с аукциона за 22 миллиона евро! Цены безумные, но что было делать, если нефть стоила по 200 долларов за баррель?! Но думаю, что по мозгам этот кризис людям дал и по 100 миллионов долларов за картину платить уже вряд ли кто станет. Хотя что-то я не слыхал, чтобы произведения искусства в цене падали!

- Если вдруг на торгах появится какая-то наша культовая картина, допустим, васнецовские «Богатыри», за них сейчас кто-то заплатит рекордные миллионы?

- Вряд ли кто-то станет выкладывать за Васнецова 100 миллионов, не такой уж это супер-пупер-художник. Я понимаю такую психологию: в детстве у человека коврик с богатырями над кроватью висел, а теперь он может настоящую картину в спальне замка повесить. Но думаю, что никто уже таких денег не даст. Эти времена прошли навсегда. Кроме того, купить настоящий первостатейный шедевр русского искусства сейчас можно только теоретически, а практически я их на торгах очень давно не вижу. Не продают!

$150 миллионов за коллекцию Авена

Еще сложнее - собрать по крупицам коллекцию, которая сама представляла бы значительную ценность. Среди «картинных галерей» российских олигархов по пальцам можно пересчитать коллекции, которые чего-то стоят «по гамбургскому счету». И самая дорогая в этом ряду - та, что собрал глава «Альфа-банка» Петр Авен. Два года назад он публично застраховал свою коллекцию на сумму в 150 миллионов долларов. Причем сумму взяли не с потолка, а пригласили специальную консалтинговую компанию, которая и оценивала 222 предмета живописи и графики русского искусства первой трети XX столетия. Еще в 2004 году та же коллекция стоила «всего» 60 миллионов долларов. Большую часть собрания коллекционер хранит на Западе, где вещи куплены на аукционах.Впрочем, дорожают не только хорошие картины. За последние пять лет цены на фарфор, особенно на вазы русского императорского завода, выросли более чем в 10 раз. И если пару лет назад тарелка XVIII века стоила порядка пяти тысяч долларов, то теперь - не меньше 50 тысяч.

Неожиданным образом извлекал прибыль из коллекции русского авангарда и соцарта бывший владелец парфюмерной сети «Арбат Престиж» Владимир Некрасов. Он распорядился развесить часть полотен в магазинах сети таким образом, что все 14 магазинов были оформлены сериями картин разных периодов.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

- У Петра Авена действительно прекрасная коллекция. Он ее целенаправленно собирал, я про него впервые услышал как про коллекционера году в 1989 - 1990-м. А прием Некрасова не нов. Он сделал то же самое, что в XIX веке основатель парфюмерной фабрики «Новая заря» Генрих Брокар, который выставлял в Верхних торговых рядах картины из своей коллекции, тем самым увеличивая продажи.

Собирать надо в кризис!

Уже почти год, как художественный мир переживает упадок вместе со всеми остальными рынками. Олигархи перестали кидаться миллионами, вторичный рынок антиквариата упал. Спрос на предметы искусства очень низкий. Сегодня если и покупают, то либо шедевры, которые появляются крайне редко, либо вещи для подарка. Миллионеры размышляют: может, подождать покупать сейчас картинки, может, деньги понадобятся на что-то другое. В то же время кризис еще не так сильно ударил по олигархам, чтобы те бросились распродавать собранное. Но, если финансовая ситуация не выправится, до этого вполне может дойти.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

- Все хорошие коллекции создаются только в период кризисов. Всегда! Создать хорошую коллекцию в тот момент, когда у всех есть деньги, просто невозможно. Собрание Зильберштейна, которое легло в основу Музея личных коллекций, создавалось после революции, когда никому были не нужны эти Добужинский, Бенуа и всякие эмигранты. А после Великой Отечественной западноевропейская живопись на Тишинском рынке, в комиссионках продавалась на метры! Вот тут лежали кожаные пальто, а тут - картины. Ройся, и, если найдешь что-то стоящее, тебе повезло!

В последние годы ничего собрать уже было нельзя! Собирать надо было при Брежневе, в крайнем случае при Ельцине. Я помню, как ко мне в конце 80-х пришли мужчина и женщина укреплять двери, тогда это был прибыльный бизнес. Мужчина между делом спросил: «Мне предлагают Камиля Каро за шесть тысяч рублей. Мне его брать?» Я ответил: «Этого не может быть, Каро не может стоить шесть тысяч!» Но кооператорам просто некуда было девать деньги. В то время этюд Нестерова продавался за 100 долларов. И человек, который продавал, был счастлив. Он продал какую-то картинку за гигантские деньги. А то, что через пять лет это стоило 10 тысяч долларов, кто понимал?

В то время говорили: «Раньше картины покупали профессора и жулье, а сейчас профессора продают, жулье покупает». Сейчас у интеллигенции ничего особенно не осталось. Не хочется пророчить, что у нас опять Айвазовского будут менять на четвертинку хлеба, но кто его знает, что будет, если кризис усилится...

Что собирать в начале XXI века

Какие бы трудные времена ни переживал мир, художники не перестанут писать картины. И, когда кризис закончится, какие-то из них вновь будут стоить дорого. Что нужно купить сегодня, чтобы с выгодой продать завтра? Одни говорят, собирать нужно то, что хорошо знаешь. Другие - то, что пока еще «не раскусил» никто, тогда ты окажешься первым. Третьи - собирай что угодно, но сумей раскрутить «своих» художников, как раскрутили Пикассо или Ван Гога. И все они по-своему правы.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

- Чтобы разбогатеть, нужно инвестировать деньги в современных художников. А чтобы угадать, кто выстрелит, и нужен талант коллекционера. Но зато на этом можно зарабатывать большие проценты!

БЫВАЕТ И ТАК!

Картины вместо недвижимости

Долгое время в своем роде универсальным капиталовложением у отечественных коллекционеров живописи были полотна Айвазовского. В него можно было инвестировать деньги без малейших сомнений. Полотна знаменитого мариниста только прибавляли в цене, соревнуясь в темпах роста со столичной недвижимостью. Можно было даже высчитать, сколько стоит на сегодняшний день «один квадратный сантиметр Айвазовского».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

- Я хорошо помню: 10 сантиметров Айвазовского стоили тысячу долларов. Потом стали стоить 10 тысяч долларов. Во-первых, «Айваза» много. Причем гораздо больше, чем он сам написал. Во-вторых, он высокопрофессиональный салонный художник. Он был знаменит еще при жизни, он был любимым художником Николая II. Такие художники понятны публике, поэтому она их и любит. Всегда есть определенная публика, которая таким образом меряет произведения искусства. У «иконников», например, в советские времена было принято иконы менять на «Жигули». За одну хорошую икону давали две «шестерки». А еще расплачивались японскими часами.

Кто что коллекционирует

ВЗГЛЯД с 6-го ЭТАЖА

Коллекционирование - дело хорошее. Но в кризис рассказы о дорогущих увлечениях олигархов не вызывают умиления. Некоторые из них умудряются еще и хороших футбольных игроков собирать - для своей коллекционной западной футбольной команды. Тренера национальной сборной перетаскивать на выставку личных амбиций. И как будто так и надо.

А может, пришло время других коллекций? Ну, например, рабочих мест для моногородов, где люди без зарплаты маются? Российских предприятий, которые могли бы составить конкуренцию западным? Лучших в мире автодорог - хотя бы в отдельно взятом регионе. На те деньги, которые олигархи тратят на свои хобби, мог бы неплохо прожить какой-нибудь небольшой российский городок. Ну, например, такой, где производят наш фарфор. Или литье. Или колокольчики. А уж сколько детских художественных школ можно было бы поддержать красками и кистями! Глядишь, народились бы новые Айвазовские да Лентуловы. Чтобы лет этак через десяток-другой в хорошей жизни было бы что коллекционировать - да хоть детям тех же олигархов...