Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды22 апреля 2009 22:00

Режиссер Юрий Любимов не взял в свой театр детей Андропова

И это спасло труппу от разгона [видео]

23 апреля 45-летие отметит один из самых легендарных театров Москвы - достопочтимая и многострадальная Таганка.

В эпоху Высоцкого Театр на Таганке гремел на всю страну, терпел гонения, являлся «островком» инакомыслия, экспериментальной свободы и будоражил умы. Народ ломился в этот театр, дневал и ночевал в очередях в билетную кассу, а одной из самых крутых взяток того времени, как рассказывал актер Вениамин Смехов, был лишний билетик на спектакль Таганки. В честь юбилея мы решили вспомнить основные вехи жизни театра и пообщались с теми, кто в нем работал.

Как отпразднуют юбилей

В день рождения театра 23 апреля зрители увидят премьеру - спектакль «Сказка» (по произведениям Г. Андерсена, О. Уайльда, Ч. Диккенса и Г. Гейне). По словам худрука театра Юрия Любимова, никаких официальных торжеств не будет - чиновники отказались помочь в праздновании, посоветовали дождаться полувекового юбилея.

Диссидент Маяковский

Любимовская Таганка всегда терпела гонения и нападки. Ни один спектакль не утверждался без переделок. Однажды чиновники из Управления культуры потребовали «убрать антисоветский подтекст из стихов Маяковского». Стихотворение «Юбилейное» было разыграно как пьеса. Четверо из пятерых Маяковских вели со своего памятника ночной диалог с Пушкиным - Высоцким.

Одно место игралось так:

Смехов - Маяковский: - Хорошо у нас в Стране Советов...

Высоцкий (нервно перебивает): - Можно жить?!

Смехов (уклончиво): - Работать можно... дружно...

Этот диалог убрали.

- Особо выделю первую из «битых» постановок - «Павшие и живые», - рассказывает Николай Дупак, который 27 лет работал директором театра. - За основу были взяты стихи погибших поэтов. Добавили еще Пастернака. Сперва нам сказали, что это запрещенные поэты. Потом ополчились на перекличку в спектакле: «Гудзенко, Коган, Кульчицкий...» Вы, мол, этим показываете, что только одни евреи воевали?! Дошло до абсурда - стали считать, сколько евреев в списке, а сколько русских. Я говорю: «Ну если это вас смущает, перекличка будет такая: Иванов, Петров, Сидоров»... Очень трудно пробивали настоящий Вечный огонь. Выковали чашу из меди, провели газовую горелку с учетом техники безопасности. На прогон пришло все пожарное начальство.

- Пожарные до начала спектакля сказали мне, что затопчут огонь. «Топчите», - говорю, - рассказывал Любимов. - Пришли зрители, мы зажгли огонь. Зал встал. Минута молчания. И тут генерал пожарной службы подошел ко мне: «Пусть горит. Я беру огонь на себя, - и добавил: Коньяк есть? Пойдем помянем».

- Однажды на середине был остановлен спектакль, на сцену вышла дама из райкома и громогласно велела зрителям уходить, мол, спектакль несет антипартийные настроения, - рассказал работник театра. - Зрители начали свистеть и «отбили» спектакль - кто-то в зале оказался из горкома, позвонил вышестоящему начальству, и даму со сцены увели...

Марк Захаров вспоминал:

- При коллективных «выволочках» у каждого уважающего себя художника была своя тактика и манера поведения... Юрий Петрович Любимов... придерживался своей. Как только начинался разговор о его очередных идейно-художественных просчетах, он преображался, внутренне воодушевлялся, можно сказать, расцветал и сразу же наносил серию упреждающих ударов по заботливым отцам-цензорам, заодно и матерям. Однажды после невинного замечания первого заместителя министра культуры СССР он, круто взметнувшись, как буревестник, радостно напомнил ему и всем присутствующим, как замминистра в бытность свою артистом одного из ведущих московских театров, изображая кучера, свалился с козел по причине чрезмерного употребления спиртных напитков. «Что же теперь может мне посоветовать этот бывший пьяный кучер?» - резюмировал Любимов.

«Мастеру и Маргарите» помог Воланд?

- В 1967 году Любимов впервые подал заявку наверх: разрешите поставить «Мастера и Маргариту», - вспоминает актер Вениамин Смехов. - Ему ответили отказом и спустили указание думать над грядущим 100-летием Ленина. Любимов думал вместе с друзьями театра и спецами в политобласти. Готовились ставить спектакль «На все вопросы отвечает Ленин...». Но этому воспротивился Молотов, который, скривившись, высказался так: «На все вопросы даже Иисус Христос не может ответить!»... Очевидно, властям было страшно представить, какие вопросы будут задавать Ленину в этом театре...

Любимов несколько раз обращался наверх с просьбой о разрешении включить в план «Мастера и Маргариту». В том числе и накануне десятилетия театра. Не разрешили. В 1976 году Любимову в очередной раз запрещают играть «Живаго» и ставить «Самоубийцу». И вдруг - власти дают согласие на «Мастера и Маргариту». С припиской: ставьте и играйте в порядке эксперимента, то есть без денег на декорации, музыку, костюмы и реквизит... Выкрутились. Художник Давид Боровский собрал на сцене элементы декораций из других спектаклей. Костюмы, реквизит, бутафория - все было заимствовано с таганских складов... При приеме спектакля Любимов был готов к борьбе. И вдруг - спектакль принят! Никаких пересдач. Такого еще не бывало. Как говорили артисты, «это штучки Воланда». Фразу Воланда «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» цитировала вся Москва.

Об интригах

Худрука Любимова журили за хитрость и интриганство - мог, не предупредив, отдать роль актера другому, вызывая ссоры и конфликты. Так он пытался воспитывать дисциплину. Когда Золотухин по требованию Любимова согласился репетировать Гамлета вместо Высоцкого (тот часто отсутствовал в Москве), Высоцкий навсегда на актера обиделся. Ушел из театра Александр Калягин, когда его сняли с роли Галилея за 20 минут до спектакля, - неожиданно подъехал Высоцкий, который играл эту роль с ним в паре. И все же Любимов умеет любить артистов и не раз прощал все тому же Высоцкому.

- Последняя декада гастролей 77-го года прошла в Марселе. Накануне финального «Гамлета» - ЧП! Сорвался Высоцкий, - вспоминает актер Вениамин Смехов. - Он с приятелем убегал от погони. Любимов и художник Боровский на такси гнались за ним от кабачка к кабачку... Высоцкий сдался. «Гамлет» состоялся. Но что это был за спектакль! За кулисами - французские врачи. Безмерные страдания больного Володи. Уколы. Контроль. Мука в глазах. Мы трясемся, шепчем молитвы - за его здоровье, чтобы выжил, чтобы выдержал эту перегрузку. Врачи поражены: человека надо госпитализировать, а не на сцену выпускать... За полчаса до начала, когда Высоцкий с гитарой уже устроился у стены, Любимов позвал всех артистов за кулисы. Хорошо зная, какие разные люди перед ним и кто из них как именно его осуждает за «мягкотелость» к Володе, он говорил жестко, внятно и даже враждебно: «Вот что, господа. Вы взрослые люди, и я ничего не буду объяснять. Сейчас вам идти на сцену. Врачи очень боятся: Володя ужасно ослаблен. Надо быть готовыми и надо быть людьми. Советую вам забыть свое личное и ситуацию видеть с расстояния. Высоцкий - не просто артист. Если бы он был просто артист, я бы не стал тратить столько нервов и сил... Это особые люди - поэты. Мы сделали все, чтобы риск уменьшить. И врачи здесь, и Марина прилетела. Вот наш Стас Брытков - могучий мужик, я его одел в такой же свитер, и, если что, не дай бог, Стас появляется, берет принца на руки и быстро уносит со сцены, а ты, Вениамин, выйдешь и сымпровизируешь в размере Шекспира: «Опять ты, принц, валяешь дурака! А ну-ка, стража, забрать его!» По ходу сообразишь. Ну с богом, дорогие мои...» Когда все было позади, Любимов сообщил: «Такого «Гамлета» я ни разу не видел! Прекрасная работа!»

Уважил просьбу председателя КГБ

Не все знают, что нередко поддерживал Любимова Андропов. Оказывается, он был благодарен режиссеру за то, что тот не принял в труппу Театра на Таганке его детей, которые мечтали играть на легендарной сцене. Но те все же связали свою жизнь с театром - Игорь Андропов женился на актрисе Людмиле Чурсиной, а Ирина побывала замужем за актером Маяковки Михаилом Филипповым.

Громкие романы

Таганка гремела не только спектаклями, но и романами.

Высоцкий просил Любимова принять в труппу возлюбленную Марину Влади, но тот отказал - мол, хватит с меня твоих пьянок.

В театре играла актриса Таня Иваненко, которая родила внебрачную дочку от Высоцкого, о чем в театре помалкивали. Много обсуждался любовный треугольник из трех артистов Таганки - Нина Шацкая была замужем за Золотухиным, но у нее начался роман с Леонидом Филатовым, за которого она потом вышла замуж.

А Золотухина за глаза называли «скандалом театра» - он стал двоеженцем: официально зарегистрирован с женой Тамарой, а фактически живет с партнершей по сцене Ириной Линдт, которая родила ему сына.

Скандальным был развод ведущего артиста Таганки Вениамина Смехова - он оставил жену и двух дочек, увлекшись молодой поклонницей.

Страсти кипели в жизни Фарады и его будущей жены Полицеймако, которую Семен отбил у мужа.

Ноу-хау режиссера

Трехцветный фонарь Любимова говорит труппе на репетициях, о чем думает маэстро. Этот фонарик, как на фронте, красный, зеленый и белый. Белый - значит режиссер чем-то недоволен. Зеленый - все идет хорошо, красный - все так скверно, что режиссер готов выйти из зала.

Алла ДЕМИДОВА: «Высоцкий помогал мне играть наркоманку!»

- В последний год жизни Высоцкого мы делали с ним спектакль по Теннесси Уильямсу. В конце жизни ему надоело быть только артистом, он мечтал о режиссуре, поэтому пробовал себя в роли постановщика пьесы, где были заняты только два актера - я и он. Мы по сюжету были братом и сестрой, а по профессии - тоже актерами. Я наркоманка, так что Володя мне точно описывал, что должна была чувствовать моя героиня. О его пристрастии я знала и до этого: была единственным человеком в театре, посвященным в эту тайну. Второй, кто знал, - его друг, поставщик наркотиков.

Я раньше об этом не распространялась, но сейчас уже все пишут, так что могу рассказать. Когда мы вместе играли в «Гамлете», где я была Гертрудой, на сцене просто физически почувствовала, что из него бьет энергия. У меня поползли мурашки по телу. Я зашла за его спину - ничего нет. Опять стала перед ним - чувствую поток. И тогда мы стали об этом говорить и вместе разрабатывать теорию психической энергии. Я потом ее искала у экстрасенсов, в буддизме, йоге и тому подобном. А Высоцкий - в наркотиках. Это ведь тоже очень сильный источник энергии, выходящей из определенной чакры.

Кто не знает эту теорию, скажу, что у человека семь чакр, и они расположены по линии позвоночника. Актеры пользуются в основном нижней - сексуальной. Иногда так темпераментно играют, что даже попы сжимаются. И действует! Зрителям такие исполнители очень нравятся. Высоцкий играл анахатой - грудной чакрой. Она бьет энергией, как луч карманного фонаря. Сбоку ее не чувствуешь, и зрители, сидящие в зале по краям, ничего не воспринимали, зато у тех, что в центре, мурашки бегали. Мы с Высоцким долго это обсуждали, и он меня предостерегал не прикасаться к наркотикам, так как знал, чем все заканчивается. Но шел на это сознательно. Потом нас спрашивали: почему его не остановили? Но это все равно что хватать голыми руками взлетающий самолет.

Записала Лилиана ФЕСЕНКО («КП» - Киев»).

Смешная деталь

Сегодня в труппе Театра на Таганке работают два молодых артиста с красноречивыми фамилиями - Высоцкий и Любимов (однофамильцы знаменитостей). Они - актеры новой смены театра.

История в скандалах

Любимов признается, что, когда пришел в Театр на Таганке, театр был в долгах, которые ему пришлось возвращать государству. Когда ему разрешили расширить здание театра, Любимов строил его восемь лет. А как построил - режиссера выслали из страны и лишили гражданства. Это был громкий скандал.

- Когда Любимов уехал за границу, на нас, таганковских актеров, начались гонения, - рассказывает Смехов. - Руководители всех театров Москвы получили строгое указание: не брать к себе ни одного нашего артиста... Были задержаны документы на присвоение званий, отменены назначения на роли в кино.

Часть труппы так и не приняла назначенного на Таганку режиссера Эфроса, и его друзья до сих пор уверены, что его здоровье подкосила закулисная война.

По признанию Любимова, когда в Советском Союзе наступили перемены, Горбачев начал уговаривать его вернуться. «Я поверил, но, едва начал работать, у меня стали отнимать пристроенную часть театра. И отняли. Так что хобби у меня - строить театры, которые отбирают».

В 1992 году произошел раскол. Часть труппы под руководством тогдашнего министра культуры Николая Губенко образовала «Содружество актеров Таганки» и заняла новый пристрой здания театра.

Сегодня два театра, базирующихся «за стенкой», продолжают враждовать. Рассказывают: когда Любимов узнает о том, что его работники захаживают к «соседям», он предлагает им уволиться, подозревая в предательстве. Если актеры «Содружества» и будут поздравлять коллег, то исключительно в неформальной обстановке.