Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество4 мая 2009 15:40

Максим Шевченко: "Настоящий русский националист должен защищать… гастарбайтера"

Кто подогревает скинхедов? Станут ли безработные гастарбайтеры преступниками? Может ли кризис спровоцировать всплеск национализма? Грозит ли России раскол по национальному признаку?

Об этом - беседа с членом Общественной палаты по межнациональным отношениям, руководителем Центра стратегических исследований религии и политики, ведущим Первого канала Максимом Шевченко.

- Максим, как вы считаете, может ли в России - на фоне поиска выхода из кризиса - вспыхнуть национализм?

- Никакой угрозы национализма в России нет! Это миф, намеренно раздуваемый циничными, не верящими ни в русское, ни в нерусское политиканами. Они пытаются эксплуатировать чувства той молодежи, для которой национальная идентичность является исконным правом любого человека быть русским, евреем, кавказцем, китайцем.

Больше того, я вообще не считаю, что национализм - это угроза. Национальное самосознание - это важнейшая вещь в формировании человеческой идентичности. Национальный поиск присущ молодым людям. Те, кто провоцирует эту молодежь, преследуют свои, как правило, экономические цели. Как журналист я работал в зоне многих этнических конфликтов, и ни разу я не видел, чтобы их причиной стали межнациональные или межрелигиозные противоречия. Всегда есть экономическая подоплека. Под предлогом борьбы за ресурсы создается миф об исламском терроризме. Под знаменем "исламской угрозы" Западом захвачены крупнейшие нефтеносные районы мира. Сегодня скинхедов на улицах наших городов натравливают на иностранных рабочих, чтобы показать им - между прочим, нашим соотечественникам, выходцам из Средней Азии, Закавказья, Украины - что против них есть режим террора. И порождают скинхедов реальные хозяева, реальные рабовладельцы этих совершенно бесправных иностранных рабочих.

- Рабовладельцы - это вы про российских работодателей? Круто!

- А как назвать людей, которые лишают рабочих Трудового кодекса, медицинской страховки, платят им нищенские гроши из "серой", как правило, кассы? А иногда и вообще не платят. Да еще поднимают в медиа тему про тех, что "понаехали". Я вас уверяю, банды скинхедов порождены теми либеральными силами, которые хотят эксплуатировать дешевый рабочий труд. Я хочу сказать и русским, и другим националистам: не идите на поводу, не будьте марионетками, лучше узнавайте друг друга.

Ребята, русские националисты! Приходите в кавказцам, знакомьтесь с чеченцами, с аварцами, с даргинцами, с карабардинцами, с балкарцами, с грузинами, с армянами - вы у них многому можете научиться. Ровно как и они у вас.

- Какой-то, Максим, нереальный призыв к межнациональной идиллии. Как вы себе представляете дружбу скинхедов с кавказцами и таджиками?

- Во-первых, надо перестать быть скинхедами. В 16-17 лет кто из нас не был радикалом? Кто-то был панком, кто-то рокером. Многие в этом возрасте, тем более ребята с радикальным характером, находятся в пограничном состоянии, в одном шаге от преступления. Удар надо нанести не по скинхедам, а по тем взрослым, которые их организуют. А взрослые эти, поверьте, не скинхеды. Может быть, вообще не националисты, а опытные и циничные политтехнологи.

- Почему же до сих пор не наказаны эти опытные "заказчики" скинхедских преступлений?

- Это вопрос к прокуратуре. Я ни разу не видел процесса над теми, кто управляют скинхедами. Изредка судят каких-то мелких боевиков. Но эти ребята в гораздо меньшей степени виновны. Я знаю многих людей, которые в юности были скинхедами. А сейчас работают и дружат с татарами, евреями, кавказцами, являясь при этом русскими националистами. Я бы предложил через вашу газету реальным русским националистам не выгонять иностранных рабочих из страны, а защищать их права. Потому что настоящий русский националист будет защищать своего брата таджика, своего брата узбека от рабства.

Я напомню русским националистам, что в Москве по Волоколамскому шоссе лежат в земле кости киргизов из Панфиловской дивизии, которые погибли в боях с немецким захватчиком, защищая русскую столицу Москву. Уже только потому, что десятки тысяч людей разных национальностей отдали свои жизни, дает право их потомкам работать в Москве. Они такие же, как мы. Надо учиться говорить друг с другом. Мы же не такие идиоты, чтобы требовать у таджика перестать быть таджиком, свана - сваном, чеченца - чеченцем. Я, например, не хочу, чтобы они перестали быть собой. Мне будет их не хватать.

Для меня этот мир без гордых воинственных людей - чеченцев, вайнахов, сванов будет неполным, недостаточным. Это Сталин хотел уничтожить, изолировать те народы, которые были слишком свободолюбивы. Мы намеренно созданы Богом разными. Сила России в том, что русские всегда могли находить общий язык с казахами, с киргизами, с грузинами, с армянами, с азербайджанцами. В этом наша сила. Нельзя делать нашу силу источником нашей слабости.

- Вы защищаете гастарбайтеров, но разве вас не пугает, что они, потеряв в кризис работу, могут, чтобы не голодать, пойти на преступление?

- Во-первых, нет никаких безработных гастарбайтеров. Они согласятся работать и за полгроша. Им деваться некуда. Ибо пол грошика - это больше, чем гастарбайтер найдет в таджикском ауле. Я вообще ненавижу слово "гастарбайтер". Я считаю его фашистским словом. Это иностранные рабочие, соотечественники. Эти люди подпадают под закон о соотечественниках, подписанным Президентом Российской Федерации. Вся эта кампания про безработных преступных гастарбайтеров существует для того, чтобы еще сильнее урезать им пайку. В лагерном, шаламовском смысле. Но в ответ на это, я знаю, создаются профсоюзы по защите прав иностранных рабочих. И официальные, и неофициальные, и прокремлевские, и оппозиционные. Формируется большое движение, в котором участвуют и российские, и иностранные граждане. Миллионы людей, работающих на территории России, скоро обретут защиту. Причем в регионах это поддерживается местными властями. В Свердловской области, в Поволжских областях, где огромное количество иностранных рабочих, власть очень даже приветствует попытки защиты прав этих людей.

- А зачем это местным властям?

- Потому что власть понимает, что за счет нарушения прав иностранных рабочих силу приобретают криминальные теневые структуры, которые угрожают самой власти. Поэтому, защищая права иностранных рабочих, так называемых - в огромных кавычках - "гастарбайтеров", вы на самом деле боретесь с мафией, с криминальным, бандитским, теневым экономическим правительством, которое состоит из представителей коррумпированной власти на местах, местных силовиков, из бизнесменов, особенно имеющих выход на оффшоры, чтобы деньги уводить. А сломать эту братию можно только поддерживая ту социальную силу, которая ими прессуется. Защищая права иностранных рабочих, мы защищаем права всех российских граждан. И это самый эффективный способ борьбы с теневой экономикой и коррупцией.

- Скорее всего, ваши призывы защищать гастарбайтеров не найдут понимания у большинства россиян. Когда премьер Путин объявил о сокращении квот на иностранную рабочую силу, многие люди это очень привествовали.

- Мы все знаем, что на самом-то деле количество иностранных рабочих превосходит в разы эти так называемые квоты. Квоты как раз являются хоть каким-то способом легализации. А в нелегализации этих людей заинтересовано теневое, криминальное, экономической лобби. Был такой лагерь узбеков из Таджикистана "Бидонвиль" по Алтуфьевскому шоссе. В нем жили беженцы, изгнанные во время гражданской войны из Таджикистана.

За войну эту, кстати, несет ответственность Россия в лице таких политиков как Козырев (в 90-х - министр иностранных дел - авт.): он и его соратники поддержали сепаратистов, а не законное правительство Таджикистана. Беженцев не принял Узбекистан и отверг Таджикистан. И выгнала Россия. После серий публикаций в лагерь приехал ОМОН, по-моему, тот же самый, что во Владивостоке дубинками разгонял автолюбителей, и просто смел его. Раньше этот самый ОМОН приезжал облагать этих людей данью, забирал на бесплатную работы. В этом лагере были люди, имеющие боевые награды за войну в Афганистане. А один пожилой узбек был Героем социалистического труда. Были учителя, врачи, инженеры.

Мне стыдно за мою страну. Пусть московская гламурная тусовка знает, что таджики, копающие в России траншеи - это народ древнейшей культуры. "Шахнаме" стоит всех книжек, которые написаны гламурными тварями современной русской литературы. Я уже не говорю про персидских философов, имена которых, кстати, знает большинство таджиков. А спроси тех, кто о гастарбайтерах плохо говорит: ребята, вы Лермонтова читали? Ахматову? Блока? Чтобы понимать, что на самом деле представляет собой древний таджикский народ, надо быть нормальным внятным националистом.

- А что вы думаете о недавном лихом ночном "автопробеге" кавказцев со стрельбой в Москве?

- Отморозки есть у каждого народа. Эти черты не является традиционными чертами народа. Так же как пьянство не является чертой русского народа.

- Но разве это не показательно, что кавказские парни уже позволяют себе такой откровенный демарш в Москве?

- А русские как ведут себя в Москве? А какой национальности были ребята, которые на "Феррари" гнали по Москве со скоростью 200 км и устроили огромную аварию? А милиционер, который застрелил людей в супермаркете, какой национальности? Продолжать дальше?

- Как все-таки заставить этих наших соотечественников - детей Кавказа - вести себя прилично пусть не в их городах, но хотя бы в наших, исконно русских?

- Я считаю, что надо укреплять роль национальных диаспор. В каждой диаспоральной среде есть люди, имеющие безусловный авторитет. Которые могут сказать: эй, парень, веди себя прилично! Разрушение диаспоральной среды, в частности, замена ее какой-то "национальной культурной автономией", которая ни на что не влияет, это серьезная ошибка.

- А кто должен создавать эту легальную диаспору тех же чеченцев? Кадыров?

- Диапоры должны организовать власти регионов, которые заинтересованы в межнациональном согласии. В институте Дружбы народов очень сильные землячества - сирийское, палестинское, нигерийское, суданское. В них есть люди, отвечающие за то, чтобы в институте не было наркоторговли, проституции, криминала. Есть солидный интерклуб в РУДН. Вот вам образец. Должны быть в Москве и других городах "национальные смотрящие". Поступает жалоба - с этими ребятами разбираются взрослые люди, авторитет которых для этих ребят безусловен. Я вас уверяю, результат будет просто великолепным.

Пора в России, для начала хотя бы в Москве, создать совет диаспор. Имеющиеся какие-то межнациональные советы какого-то культурного общения - это абстракция. А диаспора - это понятная, внятная вещь, в которой авторитетные серьезные люди, слова которых не ослушается ни один хулиган.

- В 90-е была реальная угроза распада России на национальные территории. Как вы считаете, распад нашей стране еще угрожает?

- Нет. Вообще угроза распада нашей страны никогда не исходила от национальных движений. Я напомню, что национальные окраины - Северный Кавказ, Средняя Азия голосовали за сохранение Советского Союза. Весь Северный Кавказ в 90-е голосовал за КПРФ, видя в ней силу, выступающую от имени Советского Союза. Кто позвал Кавказ и Среднюю Азию в Беловежскую пущу? Это было решение московских элит, которые согласовали свои действия с Вашингтоном.

Многие из тех, кто сегодня выступает как либерал и светоч демократии, на самом деле являются преступниками с пятнами крови - русской, чеченской, абхазской, грузинской, таджикской, киргизской. Вспомните, сколько было кровавых войн было в бывших советских республиках после распада СССР, в Узбекистане, Таджикистане, Абхазии, Молдавии. Эти пятна крови наши либералы потом вымыли на пляжах Флориды, на Багамах и на Канарах. На Кавказе понимают, что если произойдет отделение от России, то кавказские народы будут выкинуты в каменный век. Только враги России, они же враги Кавказа, выступают за так называемую "независимость кавказских республик".

Потому что это приведет к деградации Кавказа - социальной, политической. Люди перестанут получать образование. Будут уезжать. Кавказ опустеет. Кавказцы это прекрасно понимают. Национальные движения нашей страны всегда были за ее сохранение. Именно поэтому я считаю, что укрепление национального самосознания является не только фактором сохранения Российской Федерации, но и собирания ее земель, может быть, восстановления формата Советского Союза в каком-то новом современном виде.

Лариса Кафтан ждет ваших откликов