Сегодня 12 Февраля
Погода +0°C
КП в социальных сетях: facebook Komsomolskaa-pravda odnoklassniki group kpru twitter onlinekpru vkontakte club15722194

Города-призраки срама не имут?

Как города убивают сами себя [видео]
Если вам понравилась эта статья:

Мучительно-умирающий город Пикалево (см.КП от 26.05.09 ), выражаясь литературно, душу порвал напополам.  Город умирал на глазах, как больной в скоротечной чахотке – харкая кровью, исторгая из себя растерянных людей. Островок стабильности, где зарплату давали даже в августе 98 года, оказался вулканического происхождения, и ушел под воду так же резко, как и возник.

Как умирают города

В моей жизни это был третий город-призрак, с которым удалось пообщаться так тесно. Первый не имел названия. Точнее, название было, но стерлось из памяти людской, вместе со стенами и крепостными валами. По иронии судьбы, от  Пикалево до этого городка было не больше полусотни километров. Тот, древний город, строили в 10 веке викинги и купцы, сплавлявшиеся по реке Сясь в “греки”. Он стоял на высоченном берегу, над порогами – мимо не проедешь. Однако нашлись у людей другие пути, дороги и цели. В 60-х годах, колхоз с хорошим названием “Культура”, срыл до основания песчаный холм вместе с призрачным городом. И нам остался лишь фрагмент крепостного рва, да два десятка мрачных и величественных курганов.

Второй город  убил себя сам. Припять уничтожили неострожные горожане, ставившие  эксперимент над “мирным атомом”. После  чудовищной техногенной катастрофы, единственное градообразующее предприятие – ЧАЭС, закрылось.  Рабочих вывезли,  их город-сад, где средний возраст жителя был всего 32 года, был обречен. Я с удивлением узнал, что пятидесятитысячный город  не умер мгновенно, так, как умирают, например, во сне, от остановки сердца. Он цеплялся за жизнь, и агония зараженной  Припяти растянулась на десяток лет. В бывшем Дворце Культуры и гостинице Полесье жили ликвидаторы и работали офисы каких-то строительно-транспортных контор. Ночами в Припять пробирались мародеры и местные жители. Тайно селились в пустых квартирах. А потом в городе стали все чаще встречаться звери, и это было Знаком для людей. И люди ушли не оглядываясь.

 Спустя двадцать лет мы приехали в мертвую Припять. Несколько ночей мы были его единственными разумными жителями и незваными гостями, которые боялись выходить на улицу после темноты и перед сном строили две баррикады: одна перекрывала вход в подъезд, а вторая - в нашу квартиру. Снег в городе был испятнан следами кабанов и лосей. В городской больнице, на выпотрошенных матрасах, волчицы рожали волчат. Корреспонденты “КП” не знали, что в Припяти больницу “держат” волки, и чудом унесли от туда ноги, растеряв во время поспешного бегства последние иллюзии и надежды.

Все, Колесо истории провернулось, а мы, вцепившись в его спицы, пытаемся остаться на месте.   

Реанимация или смерть?

Сейчас, по мнению специалистов, на территории России около 400 городов-призраков. Потенциальных призраков. Некоторые могут ожить, как уральский  Качканар, лишь только потребуется вдохнуть жизнь в его  Горно-обогатительный комбинат.  Но большинство городов неизбежно повторят судьбу Припяти. Это предопределено. Их строили при социально-экономическом строе, которого уже нет на свете 18 лет. За это время человек успевает родиться, и стать  социально-дееспособным. Но в этих городках не изменилось ничего – время застыло, и жители  откровенно наслаждались этой инерцией. Когда-то это должно было закончиться, и вот, процесс пошел.

Горько и обидно одно. Моногорода, как правило, населены хорошими, трудолюбивыми людьми. В них особая, дезинфицирующая среда, в которой социальные паразиты размножаются крайне неохотно. Это бесценный человеческий ресурс, наши соотечественники в конце-концов, и своим трудом они заслужили многое.  Хотя бы  здравое, честное и взвешенное решение их судьбы. Есть только два варианта  - умный, и “как всегда”. Можно сделать анализ экономической ситуации в стране, и расселить 11 500 экономически-активных пикалевцев по “точкам экономического роста”. Можно, после переподготовки, решить проблему со строительными кадрами в Ленинградской области на долгие годы. Дотируя “вахтовую” работу пикалевцев. Можно лишить социально-безответственных собственников заводов, и перепрофилировать предприятия. Возможно, даже после полного их сноса с лица земли. Много чего можно… Но будет как всегда.

  На прошлой неделе, областное правительство закинуло в городок 76 миллионов рублей. Деньги эти пойдут на компенсацию налоговых потерь городского бюджета Пикалево. Сколько еще будет таких подачек? Максимум – три. Бог, он троицу любит. Потом социальное напряжение спадет, и люди рассосутся сами собой. Кто найдет работу, кто откочует на площадь “трех вокзалов” в Москве, кто сопьется:  в глубинке, да на суррогатах, много времени этот процесс не займет. Лет через двадцать умрут последние пенсионеры, закроется больница, Дом культуры. А городская администрация переедет в соседний Бокситогорск. Воды горячей уже нет в Пикалево, значит, отключат и воду холодную.  Еще будет светить неверным светом витрина последнего ларька на центральной улице, пока выручка не упадет до нуля. И тогда, в город Пикалево, из безбрежных окрестных лесов  придут звери.  

Поделитесь с друзьями:
  • Facebook
  • Мой мир Мой мир
Показать код
Комментарии
89
  • Sergio
    03.07.2009, 0:47

    А мне вот интересно, что будет с городами ХМАО, когда нефть закончится? Что будет, например с 300-тысячным (на данный момент) Сургутом? Страшно представить.

  • Помолитесь и вперед!
    31.05.2009, 19:27

    ХТВ:

    31.05.2009, 10:23Как дети становятся хулиганами из-за отсутствия внимания родителей, так и города становятся призраками из-за бездарного руководителя страны и бездействующего правительства
    ------------------------------------
    Не надо на луну лаять. Ищите причину ваших бед у себя. Ваши отцы города наверняка едросы. Гоните их палками с их постов, если считаете что политика кремля неправильная. Второго шанса у вас не будет тихонечко так помрете и никто вам не поможет. Спасение утопающих-дело рук самих утопающих!

  • ХТВ
    31.05.2009, 1:23

    Как дети становятся хулиганами из-за отсутствия внимания родителей, так и города становятся призраками из-за бездарного руководителя страны и бездействующего правительства

  • Seeman
    30.05.2009, 1:04

    А можно ссылки на исследования? Хотелось бы почитать?

  • лллл
    29.05.2009, 16:40

    Скоро звери придут во всю Россию! Вся Россия - Пикалёво!

  • Старый П.
    29.05.2009, 14:56

    Обычное дело по всему миру. Много раз сам видел. Истощается рудник - умирает город возле него. Капитализм. Невыгодно. И нечего виноватых искать. Их нет.

    • Инженер
      01.06.2009, 11:15

      Есть виноватые. При хозяйстве с элементами плана в городе с уже построенной инфраструктурой и квалифицированным населением разместят другое производство. Потому как думают не в масштабе отрасли или отдельного предприятия, а в масштабе страны. И не только о прибыли в краткосрочной перспективе в одной узкой области специализации, но и выгоде в целом. Каждое небольшое предприятие не обязано быть высокорентабельным в каждое мгновение. Вся цепочка должна быть рентабельной. А при диком рынке рентабельность просела - на поток и разорение...

  • Елена Анатольевна
    29.05.2009, 14:28

    Я подробно изучала историю многих городов и селений России. Очень хорошо знаю историю города, где живу. И глубоко убеждена, что сваливать всю ответственность на горожан - неразумно. Судьба города складывается из многих факторов. Географическое положение гораздо важнее например, но и не только. Неосторожные горожане - это смешно!!!

  • Chouchou
    29.05.2009, 13:16

    Какая прелесть эти перепалки авторов статей с читателями!!! Действительно, самый интересный элемент многих публикаций этой газеты

  • Иван Петров
    29.05.2009, 11:58

    Про Пикалево верно, но куце,анализ - всего 1 абзац.
    Зато много про викингов и Припять - В огороде бузина. При том, что я разделяю скепсис автора в отношении Алексиевич, но по теме статьи тоже надо работать.

  • Владимир
    29.05.2009, 10:39

    Уважаемый Дмитрий! Можно на мейл получить координаты Надежды Ромашевой, о которой Вы писали. Хочется ей помочь

  • Комментарий автора
    29.05.2009, 10:41

    Увы, есть только Адрес: Пикалево, улица Спортивная 12.(общежитиие)

    • Владимир
      29.05.2009, 10:56

      Спасибо, уже кое-что. А отчество ее Вы знаете?

  • оттуда
    29.05.2009, 9:17

    to irina: Вы ошибаетесь, Ирина. Такое чувство, что автор статьи г.Стешин не отвечает своим читателям, а огрызается как злобная собачка.Каждый его комент полон злобы и сарказма, и уважения к своим читателям не слышно в его грызне совсем. Ну так вот кажется мне отсюда. А статейка его - слабенькая,пафосная, так себе, "размышления у парадного подьезда". Но на 5-рочку по литературе для сочинений в 8-ом классе тянет.

  • Владимир
    29.05.2009, 7:04

    Да, автор статьи абсолютно прав.
    Будет вариант "как всегда"

  • irina
    29.05.2009, 6:19

    Всегда приятно, когда автор отвечает своим читателям, - часто получаются интересные диалоги. Общайтесь с нами, авторы!

  • Лелька
    29.05.2009, 5:47

    Дмитрий! Огромное спасибо за статью. Сильно написано. И полемику с читателями ведете на достойном уровне (к сожалению, бывает из серии "дурак! - сам дурак!")

  • Дарья, СПб
    29.05.2009, 5:44

    Anne, г.Стешин обвиняет Светлану Алексиевич заспинно, что уже некрасиво (при этом к себе требует почтительно отношения).
    ИМХО, но г.Стешин выполняет конкретный идеологический заказ - его статьи в КП всегда тенденциозны и бездоказательны. Епе и эта статья - у разрушителей всех 3 городов есть конретные имена и фамилии, но г.Сташин их называть "стесняется".

  • Комментарий автора
    29.05.2009, 6:52

    Дмитрий Стешин
    Здравствуй, Дарьюшка. Как ты там поживаешь? Скучаешь?

    ПС

    его статьи в КП всегда тенденциозны и бездоказательны - подобные реплики называются "огульное обвинение". Не впечатляет без фактов и конкретных цитат.

    у разрушителей всех 3 городов есть конретные имена и фамилии,

    Про первый город на Сяси порадовало. Даша, мы же там даже были. Ты же помнишь, какая это седая старина. ????? Думаю, можно валить смело на князя Рюрика. Он не обидится.

    • Ксс
      29.05.2009, 11:41

      Что за бред?

    • Дарья, СПб
      29.05.2009, 7:17

      Нет, не скучаю – просто получила очередную порцию хамства от автора КП и уверилась в своем решении: не покупать данную газету на бумажном носителе.
      - имхо, но выше Вы как раз не Рюрика обвиняете – а директора колхоза, так назовите его фамилию, или боитесь , что в суд привлекут?
      «его статьи в КП всегда тенденциозны и бездоказательны - подобные реплики называются "огульное обвинение"… так я только привела ВАШЕ высказывание в адрес «авторши». Не умеете Вы вести дискуссии г.Стешин – увы.

    • Комментарий автора
      29.05.2009, 10:00

      Директор совхоза "Культура" умер уже лет двадцать назад. Совхоза нет с 1992 года. Князь Рюрик умер так же...
      Я буду покупать газету на бумажном носителе вместо вас. Как часто вы ее покупаете? Сообщите, я возложу на себя эту обязанность. Мой адрес steshin@kp.ru

  • Уважаемый автор
    29.05.2009, 5:19

    Вы пишете: "Люто ненавижу панибратство и даже к бомжам обращаюсь на "вы". Во-первых, почему на "ты"? Люто ненавижу панибратство и даже к бомжам обращаюсь на "вы". Признак культуры, запомните это обязательно. ==========================
    А почему ДАЖЕ к бомжам?

  • Комментарий автора
    29.05.2009, 6:31

    Дмитрий Стешин

    Люди, забывшие пословицу про "суму и тюрьму", демонстративно не считают бомжей за людей. Это от собственной ничтожности такое происходит. "Тыкая" водопроводчику, автомастеру, водителю трамвая, ассенизатору или дворнику - растешь над собой. Культурный человек, если он действительно культурен, как правило, личность цельная. Ему не нужно самоутверждаться за счет тех, кто стоит ниже на социальной лестнице. Опять же, пословица... Точнее - мудрость народная.

    • Гость
      29.05.2009, 6:48

      т.е. все-таки "уважаемый автор" относит бомжей к особой категории граждан? ИМХО - но пахнет тут позерством и самолюбованием так, что аж в нос шибает...

    • Комментарий автора
      29.05.2009, 6:56

      Дмитрий Стешин

      Вы уверены, что никогда не станете бомжом? Напоминает разговор Воланда с Берлиозом ( не композитором). Нет ли в этом позерства, которое может плохо закончится?

  • anne автору статьи
    29.05.2009, 4:57

    Светлана Алексиевич мутная авторша? Во-первых, Светлана Алексиевич автор, это норма русского языка. Или Вы солидарны с коллегой, написавшей недавно о выигравшей в лотерею почтальонШЕ? Во-вторых - речь идет о Алексиевич, написавшей "У войны не женское лицо"? Тогда вопрос, кто из вас мутный...

  • Комментарий автора
    29.05.2009, 5:19

    Дмитрий Стешин

    Светлана Алексиевич ( автор или авторШа) в период развала СССР выполняла совершенно конкретный социально-идеологический заказ. Осознанно она работал над этими темами или нет, уже не столь важно. Важно то, что ее деятельность принесла неисчислимые беды и страдания миллионам людей. Для меня она авторШа. Уж извините.

    • митрич Д.Стешину
      29.05.2009, 6:33

      Я тоже не люблю творчество С.Алексиевич, но не надо преувеличивать силу печатного слова, а то, по Вашей логике, получается, что в бедах России больше виноват К.Маркс, а вовсе не Ленин-Бланк.

    • Комментарий автора
      29.05.2009, 6:59

      Слово Алескиевич обладало определенной силой. Тем более, на сломе эпох. Тем более, она была не одна в те годы - был целый пласт "перестроечной" литературы. С нетерпением жду выхода книги Алексиевич "Звездно-полосатые мальчики". Про американских солдат в Афганистане. Но книга задерживается, наверное, автор собирает материал.

  • Да, надоело!
    29.05.2009, 4:35

    Вы пишите о том, как ЛЮДИ разрушают свои города, а валите все на абстракцию! Ладогу уничтожили ЛЮДИ, Припять - тоже , А у разрушителя ПИКАЛЕВО есть конкретное имя и фамилия: Олег Дерипаска. Называйте вещи своими именами!

  • Roman-Amor
    29.05.2009, 2:56

    Полностью согласен с Любопытным! Земля большая и Пикалёво не первый и не последний в списке умирающих городов. Если власти наплевать на вас - делайте сами!

    • Гость
      29.05.2009, 4:37

      Это советы молодого, здорового и одинокого человека.

  • Гость
    29.05.2009, 2:56

    И я опять возвращаюсь к "нашим баранам". Кто конкретно виноват в крахе Пикалевского глиноземного завода? Дерипаска! Это его непомерные амбиции и жадность, никудышный бездарный менеджмент, абсолютное незнание металлургического производства привели к гибели УНИКАЛЬНОГО в советские годы завода.(Я говорю о конкретном пикалевском заводе). Дерипаска несет личную ответственность за это безобразие. И разделяют эту ответственность те, стоящие у власти люди, кто позволил ему загубить производство. Вопрос "Кто виноват?" здесь не стоит, всё ясно. И на вопрос "Что делать?" при желании ответить легко: заставить Дерипаску вернуть награбленное и восстановить загубленную им алюминиевую промышленность. У Ходорковского быстро все отобрали, проблем не было. А трепаться о беде российских маленьких городов можно бесконечно и без всякого результата.

    • ведьмак
      29.05.2009, 8:50

      Сказали А говорите и Б - в трагедии моногородов виновата вся система, захватившая и разграбившая страну за последние 18 лет. При социализме подобного быть просто не могло.
      И власть, раздавшая народную собственность всяким дерипаскам, виновата в первую очередь.
      Что делать?
      Вернуть эту землю себе.

Оставить комментарий
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Красной меткой отмечены обязательные поля
Ваш комментарий: