Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество16 июня 2009 22:00

Легко ли законно вооружиться в Москве?

Наш корреспондент попробовал по-честному получить лицензию на травматический пистолет
Источник:kp.ru

СТРЕЛЯЮТ!

Экономический кризис, доступность алкоголя и оружия, классовая и национальная ненависть, отсутствие терпимости (куда она подевалась?) дали мощный пинок по злобному заду преступности, вызвав стремительное ускорение ее развития. Каждую неделю мы слышим сообщения о перестрелках: два водителя не поделили трассу и расстреляли друг друга; тут школьники не сошлись в мнениях и, словно ковбои, открыли огонь друг по другу на поражение. Какие-то подонки в Ясеневе стреляют из окна по собакам и детям. Страна вооружается, как на войну.

Я же решил узнать: неужели в нашей стране стало легко купить оружие?

МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ

Коварный Интернет манит объявлениями о помощи в получении лицензии на право хранения и ношения оружия («помощь» означает попросту продажу лицензий). Звоню в одну из таких контор:

- Почем лицензии?

- Если прописаны в Москве - то 7 тысяч рублей, если в области - 14.

- А сколько ждать?

- Неделю. Максимум - две! От вас - пара фотографий и копия паспорта.

(Запомните эти данные. Они пригодятся, когда я буду подводить итог своего расследования.)

Я твердо решил: не платить ни рубля представителям преступного бизнеса, а дать заработать честным, но бедным милиционерам. Сначала иду в лицензионно-разрешительный отдел при милиции своего района. Узнать, что почем. Но, оказывается, он открыт только два рабочих дня в неделю и два выходных в месяц.

Ладно, прихожу через неделю. В маленьком помещении червяком вьется очередь - огромная, как за водкой во времена «сухого закона». Кто оружие пришел перепродавать, кто - за лицензией, как и я. Но в основном это были крепкие, кряжистые мужики, желающие посвятить остаток своих дней охране капиталистического имущества.

Начальник лицензионного отдела, мрачный уже от одной своей обязанности выдавать гражданам лицензии на оружие, встретил меня с откровенным пессимизмом:

- А оно вам надо, оружие-то? Если примените, не дай бог, то потом никому не докажете, что были правы. Закон будет на стороне пострадавшего...

Но я уже твердо решил развязать индивидуальную гонку вооружения. Заполнил заявление и пошел собирать необходимые справки. О том, что я не псих, не темный алкаш, ну и от терапевта - видимо, убедиться, что я тут же не умру, взяв в руки какое-либо оружие.

«Как все-таки это прекрасно и мудро, - умилился я, - ведь столько психов и алкашей уже не получат возможности купить оружие!» Я отстоял очередь к терапевту среди нетерпеливых старичков, которые наотрез отказались пропустить меня, хотя я доказывал им, что «мне только печать поставить». Меня добросовестно обследовали и даже сделали ЭКГ (электрокардиограмму сердца).

Зато с психиатром разговор был краток.

- На учете когда-нибудь состояли?

- Нет! - честно ответил я.

- Психические отклонения есть? Припадки случались?

- Ни одного! - побожился я.

- Родные есть с психическими отклонениями?

- Нет!

Удовлетворенный прекрасным состоянием моей психики, врач поставил роспись и печать. Не заглянув ни в карточку, ни в компьютер. А я подумал: «Ну и зачем этот фарс? Кто же вам честно расскажет, что он дедушку убил лопатой и любит, переодевшись в женское платье, непроизвольно лаять на луну?»

Примерно то же самое ждало меня и на приеме у молоденькой девушки-нарколога. Она даже не взглянула на меня! Хотя бы как на видного мужчину...

- На учете состоите у нарколога?

- Нет. (А то бы я сюда пришел!)

- Злоупотребляете спиртным?

- Нет!

Верит на слово. Печать, роспись. И снова - ни компьютера, ни картотеки.

«Годен к приобретению, хранению и применению травматического оружия» - такой вердикт появился в конце справки. В чем смысл этой фальсифицированной проверки? Не в том, чтобы выявить во мне алкаша, а в том, что я за все справки заплатил 500 рублей. Но речь-то идет о смертоносном оружии! Я понимаю, что выявить алкоголика можно только в случае, если он пьяный придет на осмотр, а психически больного - если он будет корчить рожи и кусать врача. Но тогда какой смысл в этих справках? Стояние в очередях отняло у меня два рабочих дня. Человек со средней зарплатой мог бы заработать около двух тысяч рублей.

ИГРА В ЯЩИК

- Не передумали еще покупать оружие? - на всякий случай спросил начальник отдела лицензирования, принимая у меня справки.

- Мосты сожжены, - ответил я твердо.

- Ну смотрите сами, - тяжело согласился он. - Приходите через две недели, пока мы будем проверять вашу личность. Но вы должны приобрести ящик для хранения оружия. А после того как ваш участковый осмотрит его, можете приходить на зачет по правилам хранения и обращения с оружием.

Ящик для хранения я купил через Интернет за 3 тысячи рублей. Это был настоящий сейф с замком. Гордо сообщив в лицензионный отдел об удачной покупке, стал ждать, когда участковый придет порадоваться со мной на ящик. Участковый позвонил через три недели, когда я уже потерял надежду.

- Сейф купили? - спросил он. - Приходите завтра с утра.

- С сейфом? - глупо спросил я.

- Необязательно.

Я-то наивно полагал, что он сам заглянет ко мне. Пожилой, уставший от борьбы с преступностью милиционер, слегка похожий на Анискина, записал в свой журнал скудные данные моей жизни. Я расписался в том, что беседа со мной проведена, ящик досмотрен, и мы расстались, довольные удачным днем. Понимаю, что работа московского участкового и опасна, и трудна, особенно сегодня, но ведь и пистолет без ящика когда-нибудь может выстрелить не туда, куда надо. Еще половина рабочего дня была потрачена на вооружение.

ВОТ И СТАЛ Я НА ЙОТУ УМНЕЙ

Незаметно пролетело три месяца с тех пор, как я начал свой тернистый путь к приобретению оружия. Мое упорство было вознаграждено. Наконец-то я должен был идти на зачет. Я побрился, надел белую рубашку и приличные штаны - и пошел его сдавать. Казалось бы, все предусмотрел, но одна досадная мелочь свела на нет все мои старания. Надо было хотя бы разок прочитать Закон об оружии. Но я почему-то подумал, что это будет просто такая же видимость, как медицинское освидетельствование.

- Вот вы купили оружие, что с ним будете делать в первую очередь? - спросила меня девушка-милиционер.

- Ну не стрелять же, - ответил я остроумно и точно. - Спрячу в сейф и запру!

- А я бы на вашем месте в первую очередь зарегистрировала его. В какой срок вы должны это сделать?

- В течение суток, - предположил я.

- Идите и подготовьтесь.

Я подумал, что, видимо, ей просто доставляло удовольствие общаться со мной. И такое случается в милицейской практике. Но очень редко.

- Каков срок действия лицензии на гражданское оружие? - спрашивала она в следующий раз.

- Может, поужинаем где-нибудь? - спросил я примиряюще.

- Лучше почитайте закон. Это же так просто!

И я все-таки сделал это! На третий раз. Я стал видным специалистом в области Закона об оружии. И получил лицензию. Правда, оформляли ее еще целый месяц.

МАГАЗИН СМЕРТЕЛЬНЫХ ИГРУШЕК

Судя по рекламе в Интернете, оружейных магазинов в Москве хватит, чтобы вооружить несколько небольших дивизий. С лицензией в руках иду в ближайший центр милитаризма. В магазине уютно, тихо и камуфляжно. Душа отдыхает, как в магазине природы. На стенах и в витринах - сверкающие металлическим блеском ружья, автоматы, пулеметы, арбалеты, ножи, кинжалы, бинокли, прицелы, приборы ночного видения, бронежилеты, пистолеты, чехлы, охотничье снаряжение. Минут двадцать провожу рекогносцировку. Контингент в магазине разнообразный: от любопытствующих отставных военных до старшеклассников. Интересуются всей экспозицией, но берут в основном газовые баллончики. На них не надо лицензии, медсправки и справки об освобождении. В отличие от пистолета не надо взводить курок. Просто подошел, пшикнул в лицо противнику, и тот деморализован, нейтрализован и готов к отступлению. Наконец прошу торговца оружием порекомендовать мне что-нибудь недорогое для эффективной самообороны.

- Берите маузер. Немецкое качество. Отличная вещь! Смотрите, что он может сделать. - Продавец достает из-под прилавка алюминиевую крышку от стирального бака, изрешеченную, как сито, рваными дырками. - Это с двух метров!

- Здорово! - восхищенно восклицает стоящий рядом старичок.

- Запас прочности до 2000 выстрелов! - добавляет гордо продавец смерти.

- Беру! - говорю я, потрясенный цифрой. Парень показывает мне, как надо разбирать и собирать пистолет, как смазывать, заряжать и разряжать. На этом скромный инструктаж заканчивается. Пистолет переходит в мои руки. Тяжелый. Около 500 граммов. Орехи можно колоть, когда не в кого будет стрелять. Итак, я теперь вооружен. Но еще необходимо поставить оружие на учет в своем районе. Я снова иду постоять в очереди в разрешительный отдел.

- Пистолет спрячьте в свой сейф, а лицензию давайте сюда! - коротко говорит мне милиционер. - Зайдете через две недели. И главное - не потеряйте оружие!

СКОЛЬКО СТОИТ МОЯ ЧЕСТНОСТЬ?

Через две недели я забрал свою законную лицензию. Я начал свои хождения за ней в январе, а зарегистрировал оружие в июне. То есть пять месяцев я добросовестно зарабатывал себе право защищать свою жизнь и имущество от бандитов. А получил ли - это еще вопрос! Если помните, через Интернет мне незаконно обещали выдать лицензию всего за две недели по цене от 7 до 14 тысяч. По-честному я потратил два дня на получение справок, три дня на сдачу зачета, хождение в разрешительную комиссию, к участковому и по другим оргвопросам. Если прибавить к потерям зарплаты еще и стоимость сейфа, то общая сумма затрат равна стоимости незаконной лицензии.

Итак: меня выпустили в нашу полную опасностей жизнь с пистолетом. Я вооружен на законном основании. Но теперь уже я представляю опасность для общества. Меня ведь никто не потрудился научить стрелять. Мне пришлось делать это в лесу самостоятельно. А вдруг пистолет взорвался бы у меня в руках, запоздало думал я, понюхав пороху. Хоть бы короткие курсы при разрешительных отделах устроили.

Информация к размышлению

Ежегодно в России около 4 тысяч стволов утрачивается (теряется, например, по пьянке), а более 2 тысяч единиц похищается для совершения тяжких преступлений. Административный штраф за утерю оружия - всего 2500 рублей. Поэтому получается, что утерять вроде бы и не жалко. Если бы штраф был поболе, тогда бы на пьянки оружие не брали бы...

Справка «КП»

В 2002-м Госдума почти единогласно приняла поправки к ст. 37 УК РФ (о необходимой обороне) и ввела норму, согласно которой «не является преступлением причинение любого вреда нападающему, если преступное посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося, либо с непосредственной угрозой такого насилия».

Необходимая оборона может быть только в случаях:

а) когда нападение является действительным, а не мнимым, т. е. не плодом воображения обороняющегося;

б) нападение уже началось или когда из сложившейся ситуации нападение должно вот-вот начаться.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Коль купил ты пистолет и не хочешь угодить за решетку - запомни эти нехитрые правила!

На расстоянии метра травматик становится опасным для жизни, на расстоянии четырех метров - не дает осаживающего эффекта. На расстоянии двух-трех метров травматическое оружие выполняет свою основную функцию - останавливающую, осаживает противника, как удар кулака.

Четко и громко предупредите нападающего, что в случае продолжения агрессии примените оружие. Непременно сделайте предупредительный выстрел в воздух.

Не направляйте оружие в голову нападающему.

После применения оружия необходимо сразу вызвать милицию (если уж не вызвал до применения).

Комментарий юриста

Заместитель председателя Федерального совета союза «Гражданское оружие» Рафаил РУДИЦКИЙ:

- Массовое вооружение населения травматическим оружием носит сегодня весьма небезопасный характер. Гражданское оружие сейчас могут купить не только порядочные и адекватные граждане. Но в нынешней ситуации проконтролировать сложивщуюся ситуацию нереально. Милиция, в силу своей малочисленности, просто не в состоянии это сделать. Травматический пистолет в руках неподготовленного человека неэффективен, зато для преступника это идеальное оружие. Ведь резиновая пуля не идентифицируется. Выстрел с близкого расстояния в голову может быть смертельным, а найти преступника по пуле невозможно. Вопрос стрелковой подготовки при получении лицензии сегодня проблематичен. Заставить человека пройти обязательную подготовку никто не вправе. Но все должны понимать, что это необходимо, потому что, даже обладая оружием, вы не сможете воспользоваться им. Подготовку можно пройти в стрелковых клубах. Одно занятие в стрелковом клубе стоит 150 - 200 рублей. Как правило, даже человек, впервые взявший в руки пистолет, уже за одно занятие научится быстро перезаряжать обойму, разбирать, собирать, смазывать пистолет и даже попадать из него в цель. Адреса стрелковых клубов вы легко найдете в Интернете.

ВОПРОСЫ С 6-го ЭТАЖА

Где эта грань, на которой кончается самооборона и начинается «превышение пределов необходимой обороны», за которое наказывают уголовными статьями? И как нормальному человеку за считанные секунды убедиться в том, что мужик с пистолетом в руках реально собрался вас застрелить, а не приглашает таким оригинальным образом на бокал пива в ближайший бар? Заметьте, что к тому же в соответствии с Законом об оружии ношение патрона в патроннике запрещено. Только заметив, что мужик начал стрелять или замахнулся битой, вы, ловко увернувшись от пули (биты), можете наконец-то вытащить свой пистолет и, дослав патрон в патронник, произвести предупредительный выстрел вверх, а потом в негодяя. Даже не думайте пытаться проделать все в обратной последовательности: экспертам такой фокус давно знаком. Вас раскусят и посадят. А ты не стреляй!

Но есть и другой вопрос. Ежегодно в России за приобретение оружия без лицензии и использование его без разрешения привлекают к уголовной ответственности около 10 тысяч человек. Но отчего правоохранительные органы не борются с изготовителями фальшивых лицензий? Ведь в результате этой преступной деятельности смертоносное оружие попадает в руки людей с неустойчивой психикой, бандитов. Казалось бы, чего проще: посылать под видом покупателя сотрудника милиции и накрывать методично все многочисленные шайки. Но, как сказал поэт: если звезды светят, значит, это кому-то нужно?

Мы ждем ваших откликов на сайте.