Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество14 июля 2009 22:00

«Эй ты, дворняжка!»

По заказу судебных приставов филологи создали словарь оскорбительных слов
Источник:kp.ru

«Словник оскорбительных слов», только что выпущенный в Хабаровске, уважения объемом не внушает - тонковат. Но ведь главное не форма, а содержание. На 15 страниц набрали местные филологи бранных слов. Начиная от вполне невинных «оболтус» или «дворняжка» и заканчивая откровенно ругательными «урод» или «шарамыга». Не забыли и о популярной части тела на букву «ж» со всеми производными. А вот откровенный мат в «Словнике» отсутствует. Цензура не пропустила - матерщина априори считается оскорблением.

Издали этот труд по просьбе судебных приставов. Однако совсем не для того, чтобы офицеры могли на равных беседовать с уголовниками и должниками.

- Он нужен, чтобы приставы могли понять, является ли то или иное слово оскорбительным для участников процесса, - объясняет Анатолий Леонтьев, сотрудник хабаровского Управления федеральной службы судебных приставов. - Ведь некоторые слова сами по себе не являются оскорбительными, например «свинья». Но сказанное в определенном контексте (типа «Эй ты, свинья!») может стать таковым.

Составители «Словника» уверены, что скромный объем словаря продержится недолго. Ведь русский язык не только велик и могуч, но и многогранен. А значит, практически любое слово в определенном контексте может стать оскорблением. Тем более что россияне матом не ругаются, а на нем разговаривают.

А В ЭТО ВРЕМЯ

200 000 рублей за неприличную рекламу

Самарские водители веселились, глядя на стишки с рекламного стенда юридической фирмы. Однако Управление федеральной антимонопольной службы не разделило восторга от «народной поэзии». Задела антимонопольщиков фраза «Страховая дразница, денег не дает, вот такая задница, - позвони, пройдет». Фирму-стихотворца оштрафовали на 200 тысяч рублей. Ведь Закон о рекламе запрещает «использование бранных слов».

- За что штрафовать-то?! - искренне недоумевает автор стихов Владимир Иванов, руководитель фирмы-ответчика. - Это слово отражает объективную действительность со страховыми выплатами.

От себя добавим, что не только со страховыми. И не только выплатами. Но ведь можно и более приличные синонимы использовать. Например, «кризис». Одна проблема - рифмуется плохо.

Елена ГЕНИНА («КП» - Самара»)

ВОПРОС ДНЯ

А вам бы пригодился такой словарь?

Игорь ТРУНОВ, 1-й вице-президент Федерального союза адвокатов России:

- А мне это зачем?! Справочник-то нелегитимен! Вот если бы его составил Верховный суд, основываясь на реальных судебных исках по клевете и оскорблениям, тогда другое дело.

Алексей МИТРОФАНОВ, политик:

- Тогда его должен составлять Институт русского языка и утверждать Госдума. Но беда-то в том, что язык меняется! Такой справочник многотомный придется чуть ли не ежемесячно переиздавать.

Андрей ЖИТИНКИН, народный артист России, режиссер:

- Такой словарь нужен стопроцентно. Ненормативная лексика - это талант народа. Ни в одном языке мира нет такого разнообразия ненормативных слов и выражений, как в русском. Французское арго состоит всего из нескольких слов, а у нас их тысячи! Такой словарь и для работы нужен. Кроме того, любое яркое слово заряжено энергетически. Иногда - это спасение от инфаркта, когда оно произносится в острой ситуации. Лучше выбросить через слово плохую энергию, чем копить ее в себе.

Сергей САПОЖКОВ, прокурор Коптевской межрайонной прокуратуры Москвы:

- Этот справочник - пустая затея. Оскорбили человека или нет - зависит от контекста. В каком-то слово «дурак» оскорбительное, в каком-то - чуть ли не ласкательное.

Андрей БУТЕНКО, футбольный арбитр:

- На футбольном поле скорее нужен не справочник, а чувство юмора. Помню, как один известный тренер во время матча непрерывно называл меня человеком нетрадиционной ориентации. Я остановил игру и спросил: «Откуда знаете? Кто проболтался?» Он опешил, а я и говорю: «Не можете вспомнить? Идите на трибуны, посидите, может, память вернется». Кстати, я не сомневаюсь, что если бы сам был тренером, то носился бы по бровке и ругал судью последними словами!

Оскар ГОЙХМАН, писатель-сатирик, специалист по русскому мату:

- Словари мата уже существуют. А для правоохранительных органов они не нужны, потому что мат не для оскорблений, а для эмоций. Судить эмоции не имеет смысла.

Елена НАЦЕНКО, судья, Волгоград:

- Нет, мне такой словник не понадобится. Я и так знаю все бранные выражения, в зале заседаний слышу их почти каждый день. А если что, назначу экспертизу!

Марина ЛАШУКОВА, продавец, Самара:

- Некоторые покупатели могут так сказать «дорогуша», что на весь день настроение портится. И никаких тебе бранных слов! Так что толку от этого словаря, я думаю, не будет никакого.

Паэс, читатель сайта KP.RU, Москва:

- Мне бы пригодился словарик адекватных ответов на оскорбления.